Федеральный бюджет России
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 марта 2011; проверки требуют 3 правки.
Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.
Содержание [убрать]
|
[править] Бюджетный процесс
В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября текущего года. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.
Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях (внесены изменения в Кодекс). В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем — по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ.
До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.
[править] Параметры федерального бюджета
Расходы на оборону и безопасность в федеральном бюджете в последние годы возрастают опережающими темпами (млрд. руб.)
За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей массе поступлений).[1][2][3]
В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).
Федеральный бюджет на 2005 был принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн 48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по доходам и 3 трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).
Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.
19 декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд руб., доходы — 6965,3 млрд руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0 %.
23 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год», который значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд руб. (на 19,6%), доходы — до 7443,9 млрд руб (на 6,9%).
В 2007 году был впервые сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.
В частности, в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:
- 2008
- Доходы — 6644,4 млрд руб.
- Расходы — 6570,3 млрд руб.
- 2009
- Доходы — 7465,4 млрд руб.
- Расходы — 7451,2 млрд руб.
- 2010
- Доходы — 8090,0 млрд руб.
- Расходы — 8090,0 млрд руб.
3 марта 2008 года был принят Федеральный закон № 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"», изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета:
- 2008
- Доходы — 8056,9 млрд руб. (▲ 21,2%)
- Расходы — 6901,6 млрд руб. (▲ 5%)
- 2009
- Доходы — 8706,1 млрд руб. (▲ 16,6%)
- Расходы — 8282,8 млрд руб. (▲ 11,2%)
- 2010
- Доходы — 9408,2 млрд руб. (▲ 16,3%)
- Расходы — 9034,6 млрд руб. (▲ 11,7%)
24 ноября 2008 года был принят Федеральный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры бюджета на 2009 год:
- 2009
- Доходы — 6 713 821 033,0 тыс. рублей.
- Расходы — 9 845 217 590,3 тыс. рублей.
02 декабря 2009 года был принят Федеральный закон № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:
- 2010
- Доходы — 6 950 010 032,5 тыс. рублей.
- Расходы — 9 886 920 940,1 тыс. рублей.
- 2011
- Доходы — 7 455 722 139,7 тыс. рублей.
- Расходы — 9 389 835 706,5 тыс. рублей.
- 2012
- Доходы — 8 069 646 923,2 тыс. рублей.
- Расходы — 9 681 000 321,0 тыс. рублей.
13 декабря 2010 года был принят Федеральный закон № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:
- 2011
- Доходы — 10 303 412 278,0 тыс. рублей.
- Расходы — 11 022 477 366,9 тыс. рублей.
- 2012
- Доходы — 9 503 469 245,0 тыс. рублей.
- Расходы — 11 237 919 245,0 тыс. рублей.
- 2013
- Доходы — 10 379 889 320,0 тыс. рублей.
- Расходы — 12 175 569 320,0 тыс. рублей.
· Парламентские слушания "О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2014 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2012 год..." впервые за долгое время вызвали серьезную очередь при входе в здание Совета Федерации.
· Рассказывать о своем видении бюджета и развития России в сенат пришли и.о. министра финансов Антон Силуанов и замминистра экономического развития Андрей Клепач. В своем вступительном слове спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко напомнила, что "Бюджетное послание президента ставит задачу формирования новой модели экономического роста, основанного на частной инициативе, инновациях". Однако и минфин, и Счетная палата, и даже вечно оптимистичный МЭР признали, что бюджет, а значит, и экономическая стабильность государства, во многом по-прежнему зависят от цены на нефть и в ближайшие годы эта зависимость не исчезнет.
· По мнению минфина, в ближайшие годы экономический рост продолжится, ВВП в 2012 году увеличится на 3,7%, кроме того, несколько уменьшится инфляция - с 7% в этом году к максимум 6% в следующем.
· "Один из важных факторов - цена на нефть", - констатировал Силуанов. В прогнозе минфина на следующий год заложена среднегодовая стоимость 100 долларов за баррель. Изменение этой цифры всего на один доллар даст 55 млрд рублей в плюс или в минус. Минимально достаточная цена на нефть при этом составляет 93 доллара, но Резервный фонд при этом перестанет наполняться. "Если цена будет ниже, то существуют два пути: либо использовать Резервный фонд, либо принимать решение об оптимизации расходов", - сообщил Силуанов.
· "Если раньше цена сбалансированности бюджета была порядка 24,6 доллара за баррель, то сейчас она резко возросла, - сообщил и.о. министра. - Это создает риски для исполнения бюджета - в трехлетнем периоде необходимо ограничивать расходы - в первую очередь по тем программам, которые вновь начались".
· На 2013 год заложены показатели в 97 долларов за баррель и 64,803 триллиона рублей ВВП, на 2014 год - 101 доллар за баррель и 72,493 триллиона рублей. Если же среднегодовая цена опустится до 90 долларов за баррель, дефицит бюджета может составить 2,5% ВВП, а при цене в 60 долларов за баррель - порядка 5,4% ВВП. В этой ситуации Резервный фонд либо просто перестанет накапливаться, либо его начнут тратить.
· При этом зависимость бюджета от нефтегазовых доходов, по информации министерства, снижается: в этом году они составили 10,3% ВВП, в следующем будут уже 9% ВВП. Минфин рассчитывает, что уже в следующем году ненефтегазовые доходы составят больше половины всех доходов бюджета, а в 2013-м их доля увеличится до 56%. Еще один позитивный прогноз - бездефицитный бюджет в 2015 году.
· Россия не будет наращивать внешние и внутренние заимствования. "Каждое увеличение долговой нагрузки, конечно, сказывается на обслуживании, - сообщил Силуанов". На конец этого года объем госдолга РФ, как ожидается, составит менее 11% ВВП, а в 2012 году - чуть менее 13% ВВП, что является хорошим результатом по сравнению с европейскими странами. Корпоративный долг в следующем году составит порядка 28% ВВП, или 470 миллиардов долларов. Таким образом, совокупный внешний долг составит чуть более 30% ВВП, что, по словам Силуанова, также является неплохим показателем.
· Дефицит консолидированного бюджета регионов в 2012 году может составить около 50 миллиардов рублей, что примерно равно объему дефицита, который может сложиться в 2011 году и вдвое меньше прошлогоднего показателя.
· После доклада на и.о. министра финансов посыпались вопросы - сенаторов интересовала конкретика. Силуанов подтвердил, что минфин намерен выйти в парламент с инициативой о том, что регионы получат право тратить до 20% дорожных фондов на погашение кредитов на строительство дорог. Также он сообщил, что в 2013 году будет введен местный налог на недвижимость. Расходы на фундаментальную науку, по словам члена кабмина, не уменьшаются, но "необходимо повысить эффект, чтобы вложения превращались в достижения в области научной сферы. Не всегда видим эффект".
· Замминистра экономического развития Андрей Клепач снова вернулся к нефтяной теме. По его версии, бюджет выдержит среднегодовую цену 60 долларов. По его мнению, "одна из ключевых развилок в нашей системе - внутренние вызовы", прежде всего - конкурентоспособность. Также замминистра выразил сомнение в успешном выполнении гособоронзаказа: "Существенно не будет выполнен в этом году и с большой вероятностью не будет выполнен в следующем году", - констатировал Клепач.
· Спикер верхней палаты Валентина Матвиенко в заключительном слове предпочитала говорить о хорошем: "Тэтчер сказала, что, прежде чем делить пирог, надо его испечь. Давайте его сначала испечем. Должна быть выстроена более эффективная система, которая мотивировала бы региональные власти на повышение инвестиционной привлекательности территорий, повышение бюджетной дисциплины и отдачи".
· Федеральный бюджет закончил квартал с профицитом
· Профицит федерального бюджета РФ составил в первом квартале 2011 года 121,30 миллиарда рублей. Об этом сообщается в пресс-релизе, опубликованном на сайте министерства финансов РФ.
· В марте профицит бюджета увеличился на 68,52 миллиарда рублей с показателя в 52,78 миллиарда рублей на конец февраля. Таким образом, как отмечают РИА Новости, профицит бюджета по итогам первого квартала составил 1,1 процента ВВП.
· По предварительной оценке Минфина РФ, доходы федерального бюджета за первый квартал составили 2,4 триллиона рублей, или 27,0 процента запланированных годовых доходов. Расходы - 2,3 триллиона рублей, или 21,3 процента к уточненной росписи бюджета. Первичный профицит бюджета (без учета расходов на государственный долг) составил 204,28 миллиарда рублей, или 1,8 процента ВВП.
· Профицит бюджета в первом квартале при запланированном дефиците в 3,6 процента ВВП по итогам года связан с повышением мировых цен на нефть. Федеральный бюджет РФ был рассчитан с учетом цены на нефть в 75 долларов США.
· Средняя цена на нефть в первом квартале 2011 года составила 102 доллара за баррель. В феврале министр финансов Алексей Кудрин сообщал, что бездефицитный бюджет может быть достигнут при средней цене на нефть на уровне 115 долларов за баррель. 12 апреля стоимость нефти марки Urals составляет 122,47 доллара США за баррель.
· 6 апреля Минэкономразвития пересмотрел свой прогноз на государственный бюджет в 2011 годов, сократив предполагаемый уровень дефицита до 0,6-0,8 процента ВВП. В тот же день Алексей Кудрин сообщил о превышении на 1 триллион рублей запланированных доходов от нефтегазового сектора.
· Тема 3. Исполнение федерального бюджета казначейскими органами
· 3.1. Структура и организация органов Федерального казначейства в РФ.
· 3.2. Организация финансового контроля за исполнением бюджетов всех уровней управления.
· 3.3. Основные полномочия и функции органов федерального казначейства РФ.
· 3.1. Структура и организация органов Федерального казначейства в РФ
· Казначейство – специальный государственный финансовый орган, представляющий единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Минфина РФ.
· Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
· Процесс формирования и развития органов казначейства на начальном этапе столкнулся с трудностями, которые объясняются перераспределением полномочий по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих органов и структур.
· - За главными распорядителями средств ФБ остается только право распределения лимитов ФБ по подведомственным учреждениям. с организацией казначейства они утрачивают возможность осуществлять управление финансовыми потоками по счетам средств бюджета.
· - Бюджетополучатели попадают под жесткий контроль за целевым и эффективным расходованием средств ФБ.
· - В коммерческих банках закрывают счета по доходам и средствам ФБ, на которых находилось значительные ДС, используемые в обороте.
· - Появляется возможность контроля сроков прохождения средств ФБ по счетам в банках
· - Органы исполнительной власти получают дотации, субсидии, субвенции, ссуды и другие средства из ФБ, но утрачивают возможность единоличного принятия решений о фактическом расходовании средств не в соответствии с их назначением.
· Систему казначейства образует вся совокупность органов казначейства. Организационная структура органов казначейства бывает централизованной, многоуровневой и иерархической. Структура построения соответствует существующему административно-территориальному делению России. Организационно-функциональная структура содержит 3 уровня иерархии:
· 1 уровень – Главное Управление ФК МФ РФ;
· 2 уровень – управления ФК (УФК) по субъектам РФ, краям, областям и т.д.;
· 3 уровень – отделения ФК (ОФК) по городам, районам и районам в городах.
· ГУФК возглавляет начальник в ранге заместителя министра финансов. Основными функциями ГУФК является:
· - осуществление сводного учета доходов и расходов федерального бюджета;
· - управление движением средств на счетах казначейства;
· - доведение информации о результатах исполнения федерального бюджета до вышестоящих исполнительных и законодательных органов власти;
· - руководство работой нижестоящих органов казначейства, получение от них оперативной информации и отчетных данных о доходах и средствах ФБ;
· - обеспечение исполнения нижестоящим органам казначейства бюджета в соответствии с действующим законодательством.
· УФК возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от занимаемых должностей министром финансов по представлению начальника ГУФК. Основной функцией УФК является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходования средств ФБ.
· ОФК по городам возглавляются руководителями, назначаемыми и освобождаемыми от должности руководителем УФК. Основные функции ОФК:
· - формирование доходной части ФБ на соответствующей территории;
· - обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям;
· - ведение учета операций по движению средств на счетах казначейства;
· - представление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении ФБ.
· Все органы казначейства – юридические лица. Они относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативно-правовыми документами.
· Переход на казначейскую систему исполнения ФБ оправдал себя, т.к. были решены основные проблемы, связанные с организацией исполнения бюджета:
· - концентрация средств ФБ на счетах одного органа государственной власти;
· - наличие оперативных сведений о поступивших в доход ФБ платежах в разрезе классификации доходов;
· - оперативное обеспечение текущего контроля при расходовании бюджетных средств;
· - наличие оперативной информации об исполнении ФБ: финансирование расходов, кассовые расходы, остатки на счетах бюджета в разрезе классификации расходов.
· 3.2. Организация финансового контроля за исполнением бюджетов всех уровней управления
· Бюджетный кодекс РФ определяет основные формы финансового контроля, которые должны применяться при казначейской системе исполнения бюджета.
· 1. Финансовый контроль осуществляется казначейством. Он может быть предварительным, текущим и последующим контролем за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета, кредитных организаций и других участников бюджетного процесса.
· 2. Финансовый контроль осуществляемый МФ РФ в лице контрольно-ревизионных органов. Он подразумевает последующий контроль за использованием бюджетных средств ГРБС, РБС, ПБС. МФ РФ организует проверки и ревизии юридических лиц – получателей гарантий правительства, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций.
· 3. Финансовый контроль, осуществляемый ГРБС, РБС за получателями в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.
· 4. Финансовый контроль, осуществляемый финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований при самостоятельном исполнении бюджетов.
· Цели использования бюджетных средств определяются: утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов.
·
· Под нецелевым использованием бюджетных средств понимаются направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств:
· - направление средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюта, ценные бумаги) с целью их последующей продажи;
· - осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица, оказание финансовой поддержки;
· - расходование средств при отсутствии оправдательных документов
· - недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств, выделенных из бюджета;
· - расходование средств сверх норм (перерасход).
· Правом применения мер принуждения обладают в первую очередь руководители органов казначейства. Они имеют право:
· - списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению или подлежащих возврату в бюджет;
· - списывать в бесспорном порядке суммы %-ов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
· - взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств и просрочку уплаты %-ов, пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств;
· - приостанавливать операции по счетам кредитных организаций сроком до 1 мес.
· Банк России в порядке осуществления контроля за правильностью РКО счетов казначейства:
· - устанавливает порядок списания средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения в случаях, когда имеются основания для применения мер принуждения;
· - разрабатывает порядок открытия счетов ФБ в кредитных организациях. В соответствии с ним, счета по учету доходов и средств бюджета открываются в уполномоченных кредитных организациях только при письменном подтверждении территориальными учреждениями БР невозможности обслуживания данных счетов;
· - разработка порядка перевода счетов по учету доходов и средств бюджета из одного банка в другой. В соответствии с ним, перевод счетов осуществляется только с разрешения соответствующего органа казначейства или ГУФК.
· В целях обеспечения контроля за исполнением ФБ по запросам Счетной палаты должны оперативно представляться:
· - Минфином – копии платежных документов, на основании которых осуществляются операции с бюджетными средствами;
· - Банком России (еженедельно) – электронная копия базы данных платежных документов и выписок по всем счетам, подтверждающих операции по счетам органов казначейства в рублях и на бумажных носителях – в части операций с иностранной валютой.
· 3.3. Основные полномочия и функции органов федерального казначейства РФ
· Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
· - доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
· - ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
· - открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
· - открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
· - ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
· - ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
· - составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
· - получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
· - осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· - осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
· - осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
· - осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
· - обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;
· - осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
· - осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
· - обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по его совершенствованию;
· - осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;
· - обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
· - обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
· - обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;
· - организует профессиональную подготовку работников Федерального казначейства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
· - осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;
· - взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
· - проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
· Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
· - запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;
· - давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
· - организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
· - привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;
· - осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;
· - создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Федерального казначейства по согласованию с Министром финансов Российской Федерации;
· - применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
· - создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.
· Федеральное казначейство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.
· Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.
· Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральное казначейство полномочий.
· Руководитель Федерального казначейства имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Федерального казначейства.
· Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
· Одной из важнейших функций, возложенных на казначейские органы, является контрольно-ревизионная работа по контролю за расходованием бюджета на всех уровнях исполнения. Органы казначейства в соответствии с этими функциями осуществляют предварительный и текущий контроль по операциям с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления контрольных функций.
· Основными направлениями контрольной деятельности органов казначейства являются:
· • проверка коммерческих банков и учреждений Банка России по своевременности зачисления и перечисления средств, поступивших в доход федерального бюджета или в доход государственных (федеральных) внебюджетных фондов, либо средств из федерального бюджета и государственных (федеральных) внебюджетных фондов на счета получателей;
· • предварительный и текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета распорядителями и получателями бюджетных средств;
· • проверка территориальных органов казначейства вышестоящими органами по соблюдению действующего законодательства и нормативных актов при исполнении федерального бюджета;
· • последующий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета по заданиям Минфина России и ГУФК.
· Выделяются три основных этапа контроля.
· Предварительный контроль. Проводится на стадии санкционирования расходов в момент контроля и учета принятия бюджетными учреждениями обязательств и препятствует принятию бюджетными учреждениями обязательств, не обеспеченных назначениями.
· Текущий контроль. Осуществляется на стадиях финансирования расходов. Бюджетное учреждение представляет для проверки в орган, исполняющий бюджет, документы, удостоверяющие факт выполнения принятого обязательства. Кроме того, оно должно соблюдать требования в отношении подготовки документов на оплату конкретных расходов. На данном этапе ставится препятствие оплате несуществующих расходов бюджетных учреждений.
· Последующий контроль. При его проведении устанавливается соответствие реальной стоимости товаров и услуг, поставленных по принятым обязательствам, тем суммам, которые были оплачены. Последующий контроль может осуществляться органом, ответственным за составление и рассмотрение проекта бюджета, другими финансовыми и контрольными органами исполнительной власти, а также Счетной палатой.
· Деятельность органов Федерального казначейства также является подконтрольной и может быть проверена со стороны других уполномоченных органов:
· • по финансово-хозяйственной деятельности – ИФНС, представителями внебюджетных фондов, КРУ;
· • по исполнению федерального бюджета – Счетной палатой, контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ, Прокуратурой РФ и др.
· При комплексном исполнении бюджета в первую очередь должны решаться следующие функциональные задачи:
· 1) осуществление кассового планирования бюджетных средств, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств и направлений их использования;
· 2) оперативный бухгалтерский учет исполнения бюджетов различных уровней;
· 3) формирование росписи доходов и расходов бюджетов;
· 4) контроль за своевременностью совершения операций с бюджетными средствами, а также целевое направление использования бюджетных и внебюджетных средств;
· 5) учет изменений и формирование уточненной росписи и уточненных планов по бюджетам;
· 6) составление регистров бухгалтерского учета исполнения бюджета;
· 7) комплексное решение проблемы информационного взаимодействия органов казначейства и распорядителей бюджетных ассигнований и т.д.
· Для выполнения указанных функций задействована сложная многоуровневая система с развитыми связями не только между иерархическими уровнями органов казначейства, но и с банковской платежной системой, системой федеральной налоговой службы, системой формирования и исполнения бюджетов всех уровней, получателями бюджетных средств и налогоплательщиками. Сложность этой системы усугубляется тем, что она развернута на значительных территориях и охватывает большое количество участников, принадлежащих разным ведомствам.