Источники корпоративной информации
Кафедра «Финансы и кредит»
ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ
КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ
Для студентов 4 курса, обучающихся по
Направлению 080100.62 «Экономика»
(программа подготовки бакалавров)
Тула 2013
ТЕМА 2: КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И ФИНАНСОВАЯ
ИНФОРМАЦИЯ (1 а.ч.)
План лекции:
1. Отчетность как база для принятия и обоснования финансовых решений
2. Источники корпоративной информации
3. Система показателей финансового анализа
Отчетность как база для принятия и обоснования
Финансовых решений
Форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму, в развитых странах называется корпорацией.
Финансовая отчетность корпорации – совокупность форм отчетности, составленных на основе документально обоснованных показателей финансового учета в целях предоставления информации о финансовом положении предприятия различным пользователям.
Финансовая отчетность представляет интерес для различных категорий пользователей: служащих государственных органов, собственников, акционеров, руководителей предприятия, финансовых менеджеров, поставщиков и покупателей, кредиторов, фондовых бирж, юристов, консалтинговых фирм, аудиторских служб, контрольно-ревизионного управления Государственного таможенного комитета.
Основным принципом составления финансовой отчетности является полезность, которая характеризуется следующими критериями:
- уместность (информация должна быть значимой, своевременной, представлять ценность для анализа);
- достоверность (информация должна быть правдивой, ее содержание должно превалировать над формой, должна присутствовать возможность проверки, информация должна быть нейтральной);
- понятность (пользователи должны понять информацию даже без специальной подготовки);
- сопоставимость (отчеты должны формироваться с использованием единых методов, чтобы их можно было сравнивать).
В соответствии с различными экономическими принципами, вся отчетная информация группируется в отдельные укрупненные статьи, которые в международной практике называются элементами отчетности. Основными элементами отчетности являются активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль, убытки. Все элементы отчетности отражаются в формах отчетности, главными среди которых во всех странах, в т.ч. и в России, является Баланс и Отчет о финансовых результатах.
Финансовая отчетность включает абсолютные, относительные и средние величины: абсолютные величины используются для характеристики состояния явления на данный момент времени и являются базовыми при исчислении относительных и средних величин; относительные величины используются для оценки динамики процессов; средние величины позволяют абстрагироваться от случайных значений и колебаний.
Существует несколько подходов к классификации методов анализа финансовой отчетности. Так Е.С. Стоянова выделяет следующие методы:
· Чтение отчетности: изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности,
· Горизонтальный анализ: оценка абсолютных и относительных изменений различных статей отчетности по сравнению с предыдущим периодом,
· Вертикальный анализ: выявление удельного веса отдельных статей отчетности в итоговом показателе,
· Трендовый анализ: расчет относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базового периода, для которого все показатели принимаются за 100%.
· Расчет финансовых коэффициентов: расчет коэффициентов, которые отражают финансовые пропорции между различными статьями отчетности.
Такие авторы как Шеремет А.Д., а также А.Ф. Ионова, Н. Н. Селезнева предлагают для финансового анализа использовать следующие методы:
Традиционные
1. метод сравнения: финансовые показатели отчетного периода сравниваются с плановыми или базовыми. При использовании данного метода показатели должны быть сопоставимы с точки зрения их однородности, инфляционных процессов, методов оценки.
2. метод группировки: показатели группируются и сводятся в таблицы, что позволяет проводить аналитические расчеты, выявлять тенденции развития процессов, их взаимосвязи, факторы различных показателей.
3. факторный анализ: позволяет выявить влияние отдельного показателя на результирующую величину.
Экономико-математические методы
По признаку оптимальности
1. Оптимизационные: наличие критерия оптимальности.
2. Неоптимизационные: отсутствует критерий оптимальности.
По признаку точности
1. Точные
2. Приближенные.
По рассматриваемой задаче
1. Статистические.
2. Экономико-математические.
Источники корпоративной информации
Информационная система (или система информационного обеспечения) финансового менеджмента представляет собой систему соответствующих информационных показателей, необходимых для проведения анализа, планирования и разработки оптимальных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности организации.
На принятие управленческих решений оказывают влияние внешние и внутренние факторы (экономическая среда).
Внешние:
факторы прямого (государство, профсоюзы, поставщики, покупатели, конкуренты) и косвенного (международная экономическая и политическая обстановка, состояние экономики страны, политическая и социальная ситуация, научно-технический прогресс) воздействия.
Внутренние:
цели, задачи, структура предприятия, человеческие ресурсы, технологии.
Система информационного обеспечения, формируемая за счет внешних источников, включает показатели:
· характеризующие общеэкономический уровень развития страны;
· конъюнктуру финансового рынка;
· деятельность конкурентов и контрагентов и т.д.
Система информационного обеспечения, формируемая за счет внутренних источников, включает показатели, характеризующие:
· финансовое состояние компании;
· результаты финансово-хозяйственной деятельности компании в целом, в том числе отдельных ее подразделений;
· принятые внутрихозяйственные нормативы.
Информация о внутренних факторах содержится в уставе предприятия и отчетной документации, а информацию о внешних факторах менеджер может получить в результате проведения анализа конкурентов, поставщиков, покупателей, используя результаты исследований и опросов, публикуемых в СМИ, анализируя нормативно-правовую базу.
Развитие международных экономических связей на уровне организаций невозможно без надлежащего информационного их обеспечения и, в первую очередь, без создания единых международных требований к составлению бухгалтерской отчетности. Поскольку не существует и двух стран с абсолютно одинаковыми правилами учета, представление отчетных данных фирмами, зарегистрированными и осуществляющими основной объем своих операций в разных странах, вызывает настороженность с позиции оценки адекватности отчетности фактическому состоянию организации.[1]
Для того чтобы уменьшить страновую вариабельность в правилах ведения учета и подготовки отчетности и сгладить степень взаимного недоверия в отношении «правильности или неправильности» представленной отчетности, международное бухгалтерское сообщество приняло решение провести определенную их унификацию путем разработки и внедрения типовых регулятивов, получивших название международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Соответственно финансовая отчетность должна применяться с учетом рекомендаций МСФО.
3. Система показателей финансового анализа
Анализ финансового состояния – непременный элемент как финансового менеджмента в организации (на предприятии), так и его экономических взаимоотношений с деловыми партнерами, финансово-кредитной системой. В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.
Анализ финансового состояния предприятия позволяет выявить сильные и слабые стороны в финансовом состоянии предприятия, наметить мероприятия по его укреплению.
Существует множество подходов к проведению финансового анализа. В таблице 1 приведены некоторые из них. Детализация процедурной стороны методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения.
Таблица 1
Содержание и последовательность финансового анализа в различных подходах
Ковалев В.В. | Поляк Г.Б. | Балабанов И.Т. | Стоянова Е. С. | Литвин М.И. |
1. Предварительный обзор экономического и финансового положения организации (характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности, выявление "больных" статей отчетности). 2. Оценка и анализ экономического потенциала организации. 3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности организации. | 1. Предварительная (общая) оценка финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателей за отчетный период. 2. Анализ платежеспособности предприятия и его финансовой устойчивости. 3. Анализ кредитоспособности и ликвидности баланса предприятия; 4. Анализ оборачиваемости оборотных активов анализ финансовых результатов. 5. Анализ потенциального банкротства предприятия. | 1. Анализ доходности (рентабельности). 2. Анализ финансовой устойчивости. 3.Анализ кредитоспособности. 4. Анализ использования капитала. 5. Анализ уровня самофинансирования. 6. Анализ валютной самоокупаемости. | 1. Анализ на основе финансовых коэффициентов (коэффициенты ликвидности, деловой активности и эффективности использования ресурсов, рентабельности, структуры капитала, рыночной активности). 2. Специфические методы анализа, базирующиеся на расчетах эффекта финансового и операционного рычага. | Финансовый анализ с применением матричных методов оценки и анализа финансовых показателей, увязанных с действующей формой бухгалтерского баланса. |
Для проведения финансового анализа можно использовать разнообразные готовые программные продукты (Альт-инвест, Альт-финанс, Проджект-эксперт), а также электронные таблицы Excel. Однако, следует отметить, что при проведении анализа «вручную» можно выполнить нестандартный (более узкий или широкий) анализ и, тем самым, выделить больше тенденций и их причин.
В процессе проведения первого этапа - предварительной (общей) оценки финансового состояния предприятия - составляется сравнительный аналитический баланс, который позволяет оценить динамику изменения основных показателей, а также изменение структуры баланса.
При построении аналитического баланса статьи группируют в отдельные группы по признаку ликвидности активов и степени срочности обязательств.
На втором этапе выполняется анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Предприятие считается платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, временная помощь др. предприятиям) и активные расчеты (с дебиторами) покрывают его краткосрочные обязательства.
Экономическая сущность финансовой устойчивости заключается в обеспеченности запасов и затрат предприятия источниками их формирования.
Третий этап - анализ кредитоспособности и ликвидности баланса.
Кредитоспособность – способность предприятия своевременно и полно рассчитаться по своим долгам.
В процессе анализа определяется ликвидность активов и ликвидность баланса.
Ликвидность активов – величина, обратная времени, необходимого для превращения их в деньги.
Ликвидность баланса– степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность баланса достигается установлением равенства между обязательствами предприятия и его активами.