Принципы финансовой деятельности

Вопрос №1

Понятие, сущность , функции финансов. Понятие и состав финансовой системы РФ

финансы– это экономические отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта в связи с формированием денежных потоков и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства.

Централизованные финансы – это экономические отношения, обусловленные формированием и использованием фондов денежных средств государства: 1)в государственной бюджетной системе 2)во внебюджетных фондах

Децентрализованные финансы – это экономические отношения, связанные с денежными средствами предприятий.

Финансы выполняют следующие функции:

1. распределительную

2. контрольную

3. стимулирующую

4. регулирующую Наиболее важными являются первые две

Распределительная функция проявляется при распределении общественного продукта, национального дохода и ВВП. Вообще каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода.

Объектами распределительной функции финансов является:

1. в денежной форме стоимость валового общественного продукта

2. часть национального богатства, принявшая денежную форму

Субъектами распределительной функции финансов являются:

1. юридические лица

2. физические лица

Распределительная функция осуществляет:

1) возмещение стоимости потребляемых средств производства

2) образование доходов

3) позволяет сформировать фонды целевого назначения

4) обеспечивает общегосударственные потребности

5) формирует ресурсы для функционирования непроизводственной сферы

6) осуществляет внутриотраслевое, межотраслевое и межрегиональное перераспределение национального дохода

Контрольная функция.

В условиях рыночной экономики контрольная функция обеспечивает:

1. динамичное развитие общественного производства

2. ускорение инноваций

3. экономическое стимулирование

4. сокращение непроизводственных расходов

Важной задачей контрольной функции или финансового контроля является:

· соблюдение экономического законодательства

· соблюдение законодательства по финансовым вопросам

· своевременность выполнения финансовых обязательств перед бюджетом и налоговой службой

Инструментом реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, полученная в результате анализа отчетности:

1) бухгалтерской

2) статистической

3) оперативной

Контрольная и распределительная функции действуют в единстве, в них находят отражение две стороны финансовых отношений. При одновременном действии этих функций проявляется экономическая сущность финансов.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:

1) децентрализованные финансы:

- финансы предприятий

2) централизованные финансы:

- государственный бюджет;

- внебюджетные фонды;

- государственный кредит;

- фонды страхования;

- фондовый рынок;

Основой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов экономики. Общегосударственные финансы связаны с финансами предприятий.

С одной стороны главным источником государственного бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, с другой стороны процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств, но и с привлечением бюджетных ассигнований и использованием банковского кредита.

Взаимосвязь составных звеньев финансовой системы обусловлена единой сущностью финансов. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных фондов, фондов накопления и потребления, используя налоги, государственный бюджет и кредит.

Государственный бюджет – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функции органов государственной власти.

Внебюджетные фонды – средство федерального правительства и местных властей, связанное с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:

- пенсионный фонд

- фонд социального страхования

- фонд обязательного медицинского страхования

Пенсионный фонд образуется за счет страховых взносов работодателей и работающих граждан, средств из федерального бюджета и используется на выплату пенсии.

Фонд социального страхования образуется за счет страховых взносов работодателей, средств из федерального бюджета, добровольных взносов населения и используется на выплату различного рода пособий.

Фонд обязательного медицинского страхования формируется за счет отчислений от фонда оплаты труда и используется на получение гражданами бесплатного гарантированного объема медицинских услуг.

Государственный кредит – особая форма кредитных отношений между государством и юридическим/физическим лицом по поводу мобилизации государства свободных денежных средств организации и населения.

Кредитор – юридическое/физическое лицо

Заемщик – государство.

Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности.

Фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Сущность страхования заключается в системе перераспределительных отношений, включающих распределение ущерба между участниками страхования и возмещении из специальных фондов, сформированных за счет взносов страхователей.

Фондовый рынок – вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов, т.е. ценных бумаг.

Основная задача – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем доходности.

Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств.

Особенность – участники фондового рынка рассчитывают на получении более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк.

Вопрос № 2

Публичная финансовая деятельность , формы её осуществления

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Признаки публичной финансовой деятельности:

1)Властная деятельность,

2) деятельность уполномоченных государственных (муниципальных) органов и иных уполномоченных субъектов,

3) деятельность по:

- формированию публичных фондов денежных средств,

- распоряжение средствами публичных фондов денежных средств,

- осуществление контроля за использованием публичных фондов денежных средств.

4) в целях финансового обеспечения задач и функций публичной власти.

Принципы финансовой деятельности

Принцип федерализмав финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип законностив финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты — налоговый метод — метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Вопрос № 3

Органы общей и специальной финансовой компетенции, их правовое положение и функции

Наши рекомендации