Принципы финансовой деятельности
Вопрос №1
Понятие, сущность , функции финансов. Понятие и состав финансовой системы РФ
финансы– это экономические отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта в связи с формированием денежных потоков и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства.
Централизованные финансы – это экономические отношения, обусловленные формированием и использованием фондов денежных средств государства: 1)в государственной бюджетной системе 2)во внебюджетных фондах
Децентрализованные финансы – это экономические отношения, связанные с денежными средствами предприятий.
Финансы выполняют следующие функции:
1. распределительную
2. контрольную
3. стимулирующую
4. регулирующую Наиболее важными являются первые две
Распределительная функция проявляется при распределении общественного продукта, национального дохода и ВВП. Вообще каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода.
Объектами распределительной функции финансов является:
1. в денежной форме стоимость валового общественного продукта
2. часть национального богатства, принявшая денежную форму
Субъектами распределительной функции финансов являются:
1. юридические лица
2. физические лица
Распределительная функция осуществляет:
1) возмещение стоимости потребляемых средств производства
2) образование доходов
3) позволяет сформировать фонды целевого назначения
4) обеспечивает общегосударственные потребности
5) формирует ресурсы для функционирования непроизводственной сферы
6) осуществляет внутриотраслевое, межотраслевое и межрегиональное перераспределение национального дохода
Контрольная функция.
В условиях рыночной экономики контрольная функция обеспечивает:
1. динамичное развитие общественного производства
2. ускорение инноваций
3. экономическое стимулирование
4. сокращение непроизводственных расходов
Важной задачей контрольной функции или финансового контроля является:
· соблюдение экономического законодательства
· соблюдение законодательства по финансовым вопросам
· своевременность выполнения финансовых обязательств перед бюджетом и налоговой службой
Инструментом реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, полученная в результате анализа отчетности:
1) бухгалтерской
2) статистической
3) оперативной
Контрольная и распределительная функции действуют в единстве, в них находят отражение две стороны финансовых отношений. При одновременном действии этих функций проявляется экономическая сущность финансов.
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:
1) децентрализованные финансы:
- финансы предприятий
2) централизованные финансы:
- государственный бюджет;
- внебюджетные фонды;
- государственный кредит;
- фонды страхования;
- фондовый рынок;
Основой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов экономики. Общегосударственные финансы связаны с финансами предприятий.
С одной стороны главным источником государственного бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, с другой стороны процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств, но и с привлечением бюджетных ассигнований и использованием банковского кредита.
Взаимосвязь составных звеньев финансовой системы обусловлена единой сущностью финансов. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных фондов, фондов накопления и потребления, используя налоги, государственный бюджет и кредит.
Государственный бюджет – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функции органов государственной власти.
Внебюджетные фонды – средство федерального правительства и местных властей, связанное с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:
- пенсионный фонд
- фонд социального страхования
- фонд обязательного медицинского страхования
Пенсионный фонд образуется за счет страховых взносов работодателей и работающих граждан, средств из федерального бюджета и используется на выплату пенсии.
Фонд социального страхования образуется за счет страховых взносов работодателей, средств из федерального бюджета, добровольных взносов населения и используется на выплату различного рода пособий.
Фонд обязательного медицинского страхования формируется за счет отчислений от фонда оплаты труда и используется на получение гражданами бесплатного гарантированного объема медицинских услуг.
Государственный кредит – особая форма кредитных отношений между государством и юридическим/физическим лицом по поводу мобилизации государства свободных денежных средств организации и населения.
Кредитор – юридическое/физическое лицо
Заемщик – государство.
Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности.
Фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.
Сущность страхования заключается в системе перераспределительных отношений, включающих распределение ущерба между участниками страхования и возмещении из специальных фондов, сформированных за счет взносов страхователей.
Фондовый рынок – вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов, т.е. ценных бумаг.
Основная задача – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем доходности.
Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств.
Особенность – участники фондового рынка рассчитывают на получении более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк.
Вопрос № 2
Публичная финансовая деятельность , формы её осуществления
Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Признаки публичной финансовой деятельности:
1)Властная деятельность,
2) деятельность уполномоченных государственных (муниципальных) органов и иных уполномоченных субъектов,
3) деятельность по:
- формированию публичных фондов денежных средств,
- распоряжение средствами публичных фондов денежных средств,
- осуществление контроля за использованием публичных фондов денежных средств.
4) в целях финансового обеспечения задач и функций публичной власти.
Принципы финансовой деятельности
Принцип федерализмав финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).
Принцип законностив финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.
Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.
Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.
Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты — налоговый метод — метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.
При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.
Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.
Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.
Вопрос № 3
Органы общей и специальной финансовой компетенции, их правовое положение и функции