Тема 10. Бюджетный процесс в РФ
Рыночные преобразования, проводимые в Российской Федерации, усиливают значение устойчивого и сбалансированного функционирования бюджетов разных уровней, призванных обеспечивать общегосударственные и территориальные потребности в денежных средствах. В процессе реформы решается ряд важных проблем, связанных с использованием бюджетного механизма в регулировании территориального развития, проведении структурных преобразований в экономике. Бюджет – это сложная система прямых и обратных связей (в денежной форме) в экономике. С одной стороны, он является как бы пассивным следствием процесса общественного воспроизводства и перераспределения части вновь созданной стоимости, с другой - через мобилизацию доходов в бюджет и финансирование расходов оказывается обратное влияние на процессы воспроизводства, спрос и предложение товаров, покупательную способность рыночных контрагентов.
От реального планирования бюджетных показателей, полного и качественного их исполнения, гармонизации межбюджетных отношений и отношений налогоплательщиков с бюджетом, надлежащего соблюдения принципов построения бюджетной системы РФ и бюджетного федерализма, наличия совершенного бюджетного и налогового законодательства в стране во многом зависит исход проводимых рыночных преобразований в России. В этих условиях особенно актуальным стал целый ряд вопросов теоретического характера, касающихся экономической сущности и функций бюджета, принципов построения бюджетной системы, содержания бюджетного федерализма, межбюджетных отношений и бюджетного процесса.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением /ст.6/. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти управления.
Он охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:
— составление проекта бюджета;
— рассмотрение и утверждение бюджета;
— исполнение бюджета;
— составление отчета об исполнении бюджета, его рассмотрение и утверждение.
Бюджетный процесс в РФ регулируются Бюджетным кодексом РФ, законами и решениями государственных органов власти субъектов РФ, другими нормативными актами. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Продолжительность бюджетного процесса на федеральном уровне составляет около 27 месяцев: составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимают около 10 месяцев; исполнение, или финансовый год — 12 месяцев; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение — 5-6 месяцев.
В условиях экономической реформы, в РФ происходит коренная перестройка бюджетного процесса. Сегодня перед бюджетным процессом стоят следующие задачи:
- максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к сбалансированному рынку;
- определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также их общего объема в соответствии с прогнозами и программами социально-экономического развития;
- установление расходов бюджета по целевому назначению, а также их общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
- согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных процессов в экономике и обеспечение устойчивости национальной валюты;
- сокращение бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
- осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства и регионами;
- повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить стабильность реализации и сбалансированность всех крупномасштабных и долгосрочных социально-экономических программ;
- контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
- автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через создание автоматизированной системы финансовых расчетов,
В управлении бюджетным процессом принимают участие все органы государственной власти и управления. Федеральное Собрание РФ, представительные органы государственной власти субъектов РФ, а также местные органы самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты на предстоящий год и отчеты об их исполнении. Составление проекта бюджета и его исполнение являются функцией исполнительных органов: Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.
Участниками бюджетного процесса являются:
Президент РФ;
органы законодательной (представительной) власти;
органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
органы денежно-кредитного регулирования;
органы государственного и муниципального финансового контроля;
государственные внебюджетные фонды;
главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы РФ, осуществляют другие полномочия в соответствии с БК, иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления. Аналогичные полномочия законодательные (представительные) органы осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия, определенные БК, иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актами представительных органов местного самоуправления. Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.
Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение ГД основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ. Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Они выполняют функции Банка России в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.
Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления. Они осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Главный распорядитель бюджетных средств определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Он имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет, в соответствии с БК.
Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг. Он также осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно РФ, субъектов РФ или муниципальных образований. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.
Главный распорядитель бюджетных средств готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.
Распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. Он может быть уполномочен Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ и местного самоуправления представлять сторону государства и муниципального образования в договорах о предоставлении средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета на возвратной основе, государственных и муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.
Распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет. Он определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.