Основные характеристики бюджетной системы Российской Федерации
млрд. руб.
Показатели | |||||
Доходы, всего | 16 169,1 | 12 363,9 | 13 652,1 | 15 404,9 | 16 556,8 |
%% к ВВП | 38,8 | 31,7 | 31,6 | 32,0 | 30,8 |
Федеральный бюджет | 9 275,9 | 6 713,8 | 6 950,0 | 7 455,7 | 8 069,6 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ | 3 253,3 | 3 411,6 | 4 794,7 | 5 541,0 | 6 057,4 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 1 654,4 | 1 324,3 | 2 176,4 | 3 279,4 | 3 577,9 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 6 198,8 | 5 686,0 | 5 505,3 | 5 634,4 | 5 735,1 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 5 073,3 | 4 211,8 | 4 382,2 | 4 642,2 | 4 850,1 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 536,7 | 479,1 | 502,8 | 558,2 | 617,7 |
- в том числе доходы без учета межбюджетных трансфертов | 166,7 | 114,0 | 143,5 | 27,6 | 59,2 |
Расходы, всего | 14 157,0 | 16 101,7 | 16 946,4 | 17 588,4 | 18 289,3 |
%% к ВВП | 34,0 | 41,3 | 39,2 | 36,6 | 34,1 |
Федеральный бюджет | 7 570,9 | 9 931,4 | 9 886,9 | 9 389,8 | 9 681,0 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 4 893,9 | 6 386,7 | 6 167,6 | 6 159,1 | 6 341,1 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ | 2 897,8 | 3 508,9 | 4 828,0 | 5 536,5 | 6 048,8 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 2 728,7 | 3 397,8 | 4 717,6 | 5 268,4 | 5 751,3 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 6 253,1 | 6 109,1 | 5 829,4 | 5 888,3 | 5 864,8 |
- в том числе расходы без учета межбюджетных трансфертов | 6 033,1 | 5 838,1 | 5 558,4 | 5 602,7 | 5 579,2 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 500,1 | 479,1 | 502,8 | 558,2 | 617,7 |
Дефицит (-)/профицит (+), всего | 2 012,1 | -3 737,8 | -3 294,3 | -2 183,5 | -1 732,5 |
%% к ВВП | 4,8 | -9,6 | -7,6 | -4,5 | -3,2 |
Структура доходов и расходов бюджетной системы Российской Федерации отражает законодательно установленное разграничение предметов ведения и полномочий публично-правовых образований, при осуществлении которых принимаются расходные обязательства, исполняемые за счет соответствующих бюджетов (таблица 2):
Таблица 2
Структура доходов и расходов бюджетной системы РФ
Показатели | |||||
Доходы до перечисления межбюджетных трансфертов, % к общему объему доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | |||||
Федеральный бюджет | 57,4 | 54,3 | 50,9 | 48,4 | 48,7 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 31,4 | 34,1 | 32,1 | 30,1 | 29,3 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ | 10,2 | 10,7 | 15,9 | 21,3 | 21,6 |
в т.ч. Пенсионный фонд РФ | 6,2 | 7,5 | 12,7 | 17,1 | 17,3 |
Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования | 1,0 | 0,9 | 1,1 | 0,2 | 0,4 |
Доходы после перечисления межбюджетных трансфертов, % к общему объему доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | |||||
Федеральный бюджет | 40,5 | 25,5 | 23,5 | 27,3 | 28,4 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 38,3 | 46,0 | 40,3 | 36,6 | 34,6 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ | 20,1 | 27,6 | 35,1 | 36,0 | 36,6 |
в т.ч. Пенсионный фонд РФ | 17,2 | 23,3 | 31,2 | 31,0 | 31,5 |
Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования | 3,3 | 3,9 | 3,7 | 3,6 | 3,7 |
Доля межбюджетных трансфертов в доходах, % | |||||
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 18,2 | 25,9 | 20,4 | 17,6 | 15,4 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ | 49,1 | 61,2 | 54,6 | 40,8 | 40,9 |
в т.ч. Пенсионный фонд РФ | 59,3 | 67,6 | 59,3 | 44,9 | 45,2 |
Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования | 68,9 | 76,2 | 71,5 | 95,1 | 90,4 |
Расходы (без учета трансфертов, перечисляемых в другие бюджеты бюджетной системы), % к общему объему расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | |||||
Федеральный бюджет | 34,6 | 39,7 | 36,4 | 35,0 | 34,7 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 42,6 | 36,3 | 32,8 | 31,9 | 30,5 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ | 19,3 | 21,1 | 27,8 | 30,0 | 31,4 |
в т.ч. Пенсионный фонд РФ | 18,8 | 18,5 | 25,2 | 27,2 | 28,5 |
Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования | 3,5 | 3,0 | 3,0 | 3,2 | 3,4 |
Значительная часть расходов федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов передается бюджетам субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, предоставляют межбюджетные трансферты местным бюджетам. Наряду с дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности, в состав межбюджетных трансфертов входят субвенции, предоставляемые в целях финансового обеспечения переданных (законом или соглашением) другим публично-правовым образованиям полномочий, а также субсидии, направляемые для софинансирования исполнения расходных обязательств, принимаемых другими публично-правовыми образованиями в соответствии с их предметами ведения и полномочиями.
Кроме того, часть расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации исполняется за счет средств государственных внебюджетных фондов, в том числе за счет предоставляемых им трансфертов. Общей тенденцией в 2009-2012 годах является существенное увеличение, в результате решений по проводимой пенсионной реформе, доли расходов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы (таблица 3):
Таблица 3
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов
Показатель | Отчет | Прогноз | ||||||
Доходы, млрд. руб. | 5 127,2 | 6 278,9 | 7 781,1 | 9 275,9 | 6 713,8 | 6 950,0 | 7 455,7 | 8 069,6 |
%% к ВВП | 23,7 | 23,3 | 23,5 | 22,3 | 17,2 | 16,1 | 15,5 | 15,0 |
Расходы, млрд. руб. | 3 514,3 | 4 284,8 | 5 986,6 | 7 570,9 | 9 931,4 | 9 886,9 | 9 389,8 | 9 681,0 |
%% к ВВП | 16,3 | 15,9 | 18,1 | 18,2 | 25,5 | 22,9 | 19,5 | 18,0 |
Дефицит/профицит, млрд. руб. | 1 612,9 | 1 994,1 | 1 794,6 | 1 705,1 | -3 217,6 | -2 936,9 | -1 934,1 | -1 611,4 |
%% к ВВП | 7,5 | 7,4 | 5,4 | 4,1 | -8,3 | -6,8 | -4,0 | -3,0 |
В 2010-2012 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,2% к ВВП в 2009 году до 16,1% в 2010, 15,5% в 2011 году, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,0% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах планируется рост доходов в среднем на 6,3% в год (таблица 4):
Таблица 4
Динамика доходов федерального бюджета
Показатель | Прогноз | ||||
Доходы, всего (млрд. рублей) | 9 275,9 | 6 713,8 | 6 950,0 | 7 455,7 | 8 069,6 |
в том числе: | |||||
Нефтегазовые доходы (млрд. рублей) | 4 389,4 | 2 797,6 | 3 194,7 | 3 311,8 | 3 503,1 |
Ненефтегазовые доходы (млрд. рублей) | 4 886,5 | 3 916,2 | 3 755,3 | 4 143,9 | 4 566,5 |
Темпы прироста доходов к предыдущему году,% | 19,2 | -27,6 | 3,5 | 7,3 | 8,2 |
в том числе: | |||||
Нефтегазовые доходы | 51,5 | -36,3 | 14,2 | 3,7 | 5,8 |
Ненефтегазовые доходы | 0,1 | -19,9 | -4,1 | 10,3 | 10,2 |
Доля в общем объеме доходов, % | |||||
Нефтегазовые доходы | 47,3 | 41,7 | 46,0 | 44,4 | 43,4 |
Ненефтегазовые доходы | 52,7 | 58,3 | 54,0 | 55,6 | 56,6 |
Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 году и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,5 % к ВВП в 2009 году до 18,0 % к ВВП в 2012 году и дефицита федерального бюджета с 8,3 % ВВП в 2009 году до 3,0 % в 2012 году.
Принятые для формирования проекта федерального бюджета объективно обусловленные макроэкономические ограничения задают «потолки» расходов федерального бюджета при их сокращении в номинальном выражении в 2010-2011 годах и некотором увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2012 году.
При этом, несмотря на сокращение общего объема расходов в реальном выражении и их доли в ВВП объем расходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2010-2012 годах будет превышать показатели 2005-2006 годов (15,9-16,3% ВВП) и 2007-2008 годов (18,1-18,2% ВВП).
Особенно значительным это превышение будет в 2010 году, что вызвано необходимостью исполнения принятых расходных обязательств и реализации антикризисного плана Правительства Российской Федерации, включающего, в том числе, решение об отсрочке введения решения об увеличении страховых взносов в систему социального страхования, приводящее к значительному увеличению расходов федерального бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации (таблица 5):
Таблица 5