Соглашения о международных железнодорожных сообщениях
Основным инструментом, с помощью которого разрешаются вопросы международного сотрудничества, в том числе и в области железнодорожных перевозок, признаны международные соглашения. В области организации и осуществления перевозок железнодорожным транспортом первым Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении которое вступило в силу с 1 ноября 1951г. Участниками СМГС были СССР, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Китай, Северная Корея, Монголия, Польша, Румыния и Чехословакия. СМГС — многостороннее соглашение, заключенное на ведомственном уровне.
• В дополнение к основному тексту СМГС 11 стран—участниц соглашения (среди них СССР) приняли Единый международный транзитный тариф (ЕТТ), применяемый для исчисления платы за перевозку грузов транзитом по дорогам стран—участниц СМГС; Служебную инструкцию к СМГС; Правила пользования вагонами в международном пассажирском и железнодорожном грузовом сообщении (ППВ); Правила расчетов по СМГС.
Из характера СМГС следует, что оно регулирует взаимоотношения между железными дорогами разных стран — его участниц, вытекающие из вопросов осуществления ими международных перевозок: когда отправитель заключает договор с одной из железных дорог стран-участниц на отправление груза и по крайней мере еще одна железная дорога другой страны-участницы впоследствии также участвует в данной перевозке. Основная цель СМГС — создание единого регламента в вопросах, связанных с заключением международного договора перевозки, содержанием взаимных прав и обязанностей сторон договора, результатом его невыполнения и урегулированием претензий вследствие этого, а также правами и обязанностями лица, в пользу которого осуществлялась перевозка (т.е. получателя груза). Обязанность соблюдать постановления относится не только к железным дорогам, его заключившим, но и к каждой железной дороге, принимающей участие в данной перевозке и в СМГС.
Помимо СМГС в России действуют следующие важные соглашения в области международных железнодорожных перевозок:
• Соглашения о прямых железнодорожных сообщениях с Финляндией, Афганистаном, Турцией, Ираном, Австрией, Югославией (с аналогичным СМГС содержанием);
• Соглашение о перевозке грузов в контейнерах в международном прямом смешанном железнодорожно-водном грузовом сообщении между СССР Болгарией (МЖВСК);
• Соглашение о создании единой контейнерной транспортной системы (ЕКТС), заключенное между бывшими странами СЭВ;
• Соглашение о международном железнодорожном транзитном тарифе (МТТ), явившемся дополнением к ранее упомянутому ЕТТ.
Кроме того, Советский Союз участвовал, а Россия на правах правопреемницы продолжает участвовать в работе Международной ассоциации железнодорожных конгрессов (МАЖК) и Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии (ЕЭК). Рассматривается вопрос о вступлении России в Международную конвенцию по перевозкам грузов железнодорожным транспортом (COTIF), действующую на железных дорогах стран Западной Европы.
Руководители железнодорожных администраций стран СНГ, стремясь обеспечить бесперебойную работу железных дорог, уже в январе 1992г. подписали Соглашение об основных принципах эксплуатационной работы железных дорог стран СНГ в переходный период. При этом были оставлены без изменения нормативные документы МПС, действовавшие на момент подписания соглашения. Основным нормативным актом, регламентирующим условия международных перевозок грузов на территории бывшего СССР, за исключением стран Прибалтики, остается СМГС, регулирующее взаимоотношения сторон по договору перевозки в рамках СНГ. Бывшие социалистические страны Азии (Китай, Вьетнам, Северная Корея, Монголия) являются полноценными участниками СМГС, так как не выходили из него; также предпочли не выходить из СМГС Болгария и Польша. На эту группу стран в полной мере распространяется юрисдикция данного нормативного документа.
Для поддержания устойчивых экономических связей, отвечающих потребностям внешнеэкономической деятельности России, в области железнодорожного транспорта действуют девять двусторонних соглашений о международном грузовом сообщении. Шесть из них были заключены еще СССР (с Финляндией, Турцией, Австрией, Ираном, Афганистаном, Югославией), а три уже Россией в 1992г. (с Литвой, Латвией, Эстонией). Подписанные соглашения предусматривают обеспечение благоприятных условий функционирования железнодорожного транспорта, в частности, железнодорожный подвижной состав освобождается от налогов и государственных сборов, связанных с использованием железнодорожного пути; налогов и сборов на доходы, получаемые от перевозок.
В целях рационализации и координации транспортной политики Республик бывшего СССР национальными железнодорожными администрациями в 1992г. образован Совет по железнодорожному транспорту. Заключаемые соглашения, а также решения, принимаемые этим органом, действуют и создают правовые, экономические и организационные условия для беспрепятственной транспортировки грузов между Россией, государствами СНГ и прибалтийскими странами, а также транзита через их территории. Сохранены порядок осуществления международных перевозок, установленный ранее заключенными межправительственными соглашениями СССР с другими странами, а также действие конвенций и других соглашений в области железнодорожного транспорта, участником которых являлся СССР. В настоящее время завершается разработка соглашения о прямом железнодорожном сообщении между Германией и Россией, которое позволит осуществлять перевозки грузов по единому перевозочному документу без переоформления на границе между Польшей и Беларусью, сокращать сроки доставки грузов и создавать более удобные условия для грузовладельцев.
Для обеспечения скоординированной тарифной политики железнодорожными администрациями стран СНГ и Прибалтики в 1993г. была создана в качестве постоянно действующего органа Тарифная конференция. На основании ее решений всеми железнодорожными администрациями подписано тарифное соглашение, упорядочивающее взаимоотношения с грузовладельцами, что позволяет сохранить единое тарифное пространство. Контроль за соблюдением положений тарифной политики осуществляет Валютно-тарифный комитет (ВТК) МПС России.
В рамках тарифной конференции действует Совет по железнодорожному транспорту стран СНГ и Балтии, главная функция которого — утверждение тарифной политики на обусловленный период.
В настоящее время участниками СМГС являются страны СНГ, бывшие социалистические страны Азии (Китай, Монголия, Северная Корея, Вьетнам), Болгария и Польша, а также Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, которые денонсировали СМГС, однако готовы пользоваться его положениями, пока не заключено нового соглашения. В 2001г. Россия и Польша объявили о намерении заключить двустороннее соглашение о железнодорожном сообщении.
Основное предназначение СМГС заключается в том, что для всех железных дорог стран—участниц соглашения оно устанавливает единые условия перевозки и применение единых перевозочных документов.
Соглашение состоит из восьми разделов, в которых регулируется весь комплекс вопросов транспортного процесса — заключение договора перевозки (порядок приема груза к перевозке, накладная, исчисление провозных платежей и т.д.), выполнение этого соглашения, порядок его изменения, ответственность железных дорог и др. СМГС дополняется рядом тарифов, правил и инструкций.
Положениями СМГС прямо предусматривается обязанность железных дорог перевозить грузы, включенные в план перевозок по дороге отправления, и обязанность грузополучателя принять прибывший в его адрес груз. При этом СМГС не содержит норм о порядке планирования перевозок, поскольку это сфера внутреннего законодательства стран-участниц.
Условия перевозок императивны и не могут быть изменены ни соглашениями железных дорог, ни по договоренности между участниками договора перевозки. К предметам, которые по соглашению допускаются к транспортировке с соблюдением особых условий, относятся железнодорожный подвижной состав, тяжеловесные, длинномерные и негабаритные грузы, опасные грузы по особому перечню и некоторые другие. Для тяжеловесных, негабаритных и длинномерных грузов СМГС предписывает предварительное согласование условий перевозок.
Порядок погрузки и отправления грузов определяется правилами дороги отправления. По отдельным вопросам разработаны общие для всех правила, например требования к таре, маркировке; унифицированные нормы предусмотрены также для погрузки и крепления грузов на открытых платформах.
Согласно статьям СМГС перевозка грузов при международном сообщении производится между всеми станциями, открытыми для грузовых операций во внутренних сообщениях.
В соответствии с положениями СМГС перевозки грузов в прямом международном железнодорожном сообщении оформляются документами единого образца.
Комплект их состоит из пяти листов.
1. Оригинал накладной сопровождает отправку до станции назначения и выдается получателю вместе с листом уведомления о прибытии груза и самим грузом.
2. Дорожная ведомость сопровождает отправку до станции назначения и остается на дороге назначения.
3. Дубликат накладной выдается отправителю после заключения договора перевозки.
4. Лист выдачи груза сопровождает отправку до станции назначения и остается на дороге назначения.
5. Лист уведомления о прибытии груза сопровождает отправку до станции назначения и выдается получателю вместе с оригиналом накладной и с грузом.
Страны Западной Европы являются участниками Международной конвенции по перевозке грузов по железным дорогам — МКГ. Это соглашение — одно из старейших в Европе: оно было заключено еще в 1890г. в Берне (Швейцария), и потому его часто называют Бернской конвенцией. Первоначально в ней участвовали девять европейских государств, в том числе и Россия. В настоящее время ее участниками выступают 33 государства, большинство из них — страны Европы (в частности, Восточной Европы), а также ряд стран Азии и Северной Африки. Россия в этой конвенции пока не участвует.
Международная конвенция — это межправительственное соглашение. В соответствии с этим документом для решения вопросов, связанных с ним, один раз в пять-шесть лет созывается специальная конференция. При перевозке грузов применяется накладная единого образца — накладная CIM, реквизиты которой примерно аналогичны накладной СМГС.
В апреле-мае 1980г. в Берне проводилась конференция по пересмотру Конвенции, которая приняла Соглашение о международных железнодорожных перевозках (COTIF). В части, касающейся организации перевозок, оно базируется на положениях МКГ, за исключением отдельных вопросов.
Поскольку Россия и страны СНГ не являются участниками COTIF, то перевозки между ними и западноевропейскими странами в прямом международном железнодорожном сообщении невозможны. Поэтому они осуществляются при помощи посредников, которые занимаются переотправкой российских внешнеторговых грузов и составлением на пограничных станциях новых перевозочных документов. В соответствии с СМГС функции посредников взяли на себя железные дороги стран—участниц СМГС, которые в свою очередь участвуют в COTIF. Это страны Восточной Европы: Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Румыния, которые участвуют как в СМГС, так и в COTIF.
При отправке экспортных грузов в западноевропейские страны грузоотправители России и стран СНГ выписывают накладную СМГС и адресуют ее начальнику выходной пограничной станции вышеназванных стран. На пограничной станции происходит переотправка груза по адресу получателя и выписывается новый документ — накладная CIM, по которой груз следует уже до конечной станции назначения. Все сведения из накладной СМГС переносятся в накладную CIM. Аналогичный способ оформления перевозочных документов применяется в обратном направлении.
Поскольку перевозки в соответствии с СМГС осуществляются на основании двух самостоятельных договоров перевозки, постольку при следовании грузов по территории стран—участниц СМГС железные дороги несут ответственность по правилам этого соглашения, а в дальнейшем по правилам COTIF. Соответственно претензии и иски к железным дорогам должны предъявляться отдельно по каждому из этих договоров, и притом только их участниками.
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ДОСТАВКОЙ ТОВАРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Международные автомобильные перевозки грузов в европейских странах, включая Россию и многие страны СНГ, осуществляются на основе положений Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенной в Женеве в 1956г. (вступила в силу для СССР 1 декабря 1983г.)
Данная Конвенция применяется ко всякому договору об автомобильной перевозке грузов, когда место погрузки груза и место доставки, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции.
Если на части маршрута перевозки автотранспортное средство транспортируется вместе с перевозимым им грузом по морю, железной дороге, внутреннему водному пути или по воздуху, настоящая Конвенция применяется ко всей перевозке в целом.
Договор перевозки устанавливается накладной. Полное ее наименование — "международная товарно-транспортная накладная", однако в оперативной терминологии она известна под названием накладная ЦМР (CMR), по латинской аббревиатуре названия самой Конвенции. Накладная составляется в трех оригинальных экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелем отправителя и перевозчика (если это допускается законодательством страны, в которой заполнена накладная).
Отправитель в накладной указывает:
• наименование, адрес и страну отправителя;
• страну и место разгрузки груза (так как это не всегда совпадает с адресом получателя);
• страну, место и дату погрузки груза;
• прилагаемые товаросопроводительные документы;
• знаки, номера, количество мест, род упаковки и наименование груза (если груз опасный, то указываются степень опасности и особые условия перевозки);
• вес брутто и объем груза в кубометрах;
• объявленную стоимость груза;
• условия оплаты;
• дату и место составления накладной;
• время прибытия автотранспортного средства под погрузку и его убытия (с подписью и штампом).
Перевозчик в накладной указывает:
* наименование, страну и адрес перевозчика;
* наименование, страну и адрес последующего перевозчика (если он предполагается);
* оговорки и замечания перевозчика (в этой графе перевозчик должен максимально точно указать внешнее состояние груза и его упаковки);
* данные, имеющие непосредственное отношение к водителям: номер и дату путевого листа, их фамилии, подпись и штамп перевозчика;
* регистрационный номер тягача, полуприцепа, их марки;
* покилометровый тариф (по российской и иностранной территориям отдельно), тарифное расстояние, различные доплаты.
Получатель указывает дату получения груза, время прибытия автотранспортного средства под погрузку и убытия с разгрузки.
Прохождение границ автотранспортом в европейских странах регулируется Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП), принятой ООН 14 ноября 1975г.
Данная Конвенция (часто ее называют Конвенцией TIR, по латинской аббревиатуре ее названия) касается перевозки грузов, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одной из договаривающихся стран до таможни места назначения другой договаривающейся страны. Положения данной Конвенции применяются при условии, что автотранспортные средства, составы или контейнеры отвечают определенным техническим требованиям, сформулированным в данной Конвенции, и допущены к перевозке. Автотранспортные средства должны отвечать соответствующим техническим требованиям, а контейнеры должны быть построены в соответствии с Международной конвенцией по безопасным контейнерам. Главное, на что направлены технические требования, — это на недопущение к перевозкам автотранспортных средств и контейнеров, имеющих или способных иметь в своей конструкции места для провоза контрабандных и запрещенных товаров. Допущенное автотранспортное средство должно иметь металлическую табличку с надписью TIR, прикрепленную на видном месте. Одна табличка помешается спереди, другая — сзади.
Грузы, перевозимые с соблюдением процедур данной Конвенции в запломбированных автотранспортных средствах, составах или контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях транзитных стран. Однако с целью предупреждения злоупотреблений таможенные органы могут в исключительных случаях, в частности при наличия подозрения в нарушениях, производить в этих таможнях досмотр груза.
Каждая страна—участница Конвенции назначает организацию или организации, которые имеют право выдавать книжки МДП (в оперативной терминологии эту книжку называют карнет TIR) автоперевозчикам, осуществляющим международные перевозки в соответствии с условиями Конвенции. В России это Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Выдавая автотранспортной компании книжку МДП на перевозку, АСМАП тем самым как бы выступает перед грузоотправителем гарантом того, что данная автотранспортная компания способна осуществить качественную и надежную перевозку.
На каждое автотранспортное средство или контейнер составляется одна Книжка МДП. Единая книжка МДП может составляться на состав транспортных средств или на несколько контейнеров, погруженных на одно автотранспортное средство. В этом случае в грузовом манифесте книжки МДП должно указываться отдельно содержимое каждого транспортного средства, составляющего часть состава транспортных средств, или каждого контейнера. Книжка МДП действительна на выполнение только одной перевозки. Она должна содержать такое число отрывных листков, какое необходимо для осуществления данной перевозки (по два листа на страну отправления, назначения и каждую транзитную страну). Грузы, автотранспортное средство, состав или контейнер должны предъявляться в таможне места отправления вместе с книжкой МДП. После проверки таможня накладывает пломбы на автотранспортное средство или контейнер и штемпелюет странички книжки МДП.
Страны—участницы Конвенции публикуют списки своих таможен, которые предназначены для выполнения операций с книжками МДП.
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ДОСТАВКОЙ ТОВАРОВ ПРИ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ
Авиатранспорт России находится в ведении Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта РФ. До недавнего времени существовала лишь одна авиакомпания — "Аэрофлот". Однако в последнее время появляются и другие авиаперевозчики, доставляющие как пассажиров, так и грузы. Постановлением Совета Министров РФ от 23 августа 1993 г. № 850 введено лицензирование перевозной деятельности на воздушном транспорте.
В системе управления гражданской авиацией России сейчас кроме вышеназванного Департамента воздушного транспорта функционируют еще шесть государственных организаций: Росаэронавигация, Генеральная дирекция по модернизации единой системы организации воздушного движения, аппарат Минтранса РФ с Департаментом по координации и отделом воздушного транспорта, Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, Российская транспортная инспекция Минтранса России, Межгосударственный авиационный комитет. Создано 18 региональных управлений воздушного транспорта, в рамках которых действует более 400 независимых авиакомпаний.
Основным законом, регулирующим передвижение в воздушном пространстве России, является действующий Воздушный кодекс РФ (в ред. 1997г.). Кодекс определяет порядок деятельности гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в целях охраны интересов государств, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей экономики страны.
В Кодексе дано определение международной воздушной перевозки, под которой понимается всякая перевозка, осуществляемая на воздушных судах, при которой место отправления и место назначения независимо от того, имелись ли перегрузка или перерыв в перевозке, расположены:
1) на территории двух государств;
2) на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.
Кодекс в части международных воздушных перевозок построен с учетом международной практики воздухоплавания и международных конвенций: Варшавской конвенции 1929г. и Гаагского протокола 1955г. С учетом международного опыта созданы и Правила международных перевозок пассажиров, багажа и грузов авиатранспортом, которые являются дополнением к Воздушному кодексу РФ 1997г.
Воздушный кодекс регулирует также чартерные перевозки. В данной главе определяются содержание договора перевозки — чартеpa; права и обязанности сторон: фрахтовщика-авиапредприятия, обязанности которого сводятся к своевременному предоставлению воздушного судна и его поддержанию в годном для эксплуатации состоянии, а также фрахтователя-грузовладельца, который обязан своевременно внести плату, обеспечить подвоз груза к месту отправления; ответственность по договору-чартеру.
Грузовые тарифы представляют собой плату за перевозку 1 кг груза от пункта отправления до пункта назначения. Они могут рассматриваться с учетом общего веса и объема грузов и включают оплату загрузки и разгрузки самолета, хранения груза и экспедиторского обслуживания.
Система международных тарифов сильно дифференцирована и включает следующие виды тарифов.
Основные тарифы, которые подразделяются на три категории:
• обычные тарифы (для грузов до 45 кг);
• количественные, предусматривающие поощрения грузоотправителей при перевозке больших партий груза независимо от их однородности Для этого устанавливаются дополнительные весовые категории (например, 100, 200, 500 кг), для каждой из которых определяются различные скидки, размер которых в зависимости от районов перевозок может составлять от 25 до 75%;
• минимальные грузовые сборы устанавливаются на очень мелкие партии грузов. Они согласовываются с грузоотправителем в том случае, если оплата по нормальному грузовому тарифу оказывается ниже минимального сбора. По величине минимальные ставки соответствуют обычно стоимости перевозки 5 кг груза.
При решении вопроса о целесообразности авиационной перевозки груза следует принимать во внимание и то, что, если отправляемый груз при малом весе имеет большой объем (обычно более 6000 куб. см на 1 кг веса), плата взимается в зависимости от объема. При этом каждые 6000 куб. см легковесного груза принимаются равными 1 кг. При определении объема замеры делаются между самыми удаленными точками каждого из трех измерений.
При определении тарифа важно и то, каким самолетом будет отправлен груз — пассажирским или грузовым. По международным правилам на рейсовых пассажирских самолетах к перевозке принимаются грузы, вес одного места которых не превышает 200 кг, а габариты соответствуют размерам грузового люка.
Перевозка тяжеловесных и негабаритных грузов осуществляется специальными грузовыми самолетами, оборудованными средствами для погрузки и разгрузки. Тарифы в этом случае каждый раз носят договорный характер.
Воздушный кодекс устанавливает, что договором международной воздушной перевозки грузов является грузовая накладная, при международных перевозках — международная грузовая накладная (Airway Bill). По ней устанавливается принятие груза к перевозке и ее условия. Данные о количестве, объеме и состоянии груза считаются достоверными в том случае, если перевозчик произвел их проверку в присутствии отправителя либо его представителя, указав об этом в грузовой накладной.
Грузовая накладная может быть заполнена самим перевозчиком, и в этом случае будет считаться, что перевозчик действовал от имени и по поручению отправителя.
Грузовая накладная международного образца должна быть заполнена на английском языке. Исправления и подчистки в накладной не допускаются.
На практике часто накладная заполняется экспедитором отправителя.
Часто экспедиторские фирмы используют в своих интересах и в интересах грузоотправителей ряд международных обычаев коммерческого правового характера. Это касается прежде всего грузовой авиационной накладной как документа, отражающего наличие договора перевозки груза. В частности, экспедиторы поддержали идею авиакомпаний не придавать авианакладной функций товарораспорядительного документа. Это привело к тому, что в настоящее время с одобрения Международной торговой палаты банками в качестве расчетных принимаются не только документы, выдаваемые авиакомпаниями (Master Air Waybill—MAWB), но и накладные, выписанные экспедиторскими фирмами. Таким образом, авианакладная становится: документом, подтверждающим наличие договора перевозки; документом, обосновывающим сумму провозной платы; страховым сертификатом; документом, согласно которому груз проходит таможенную "очистку".
Еще при зарождении грузовых перевозок авиатранспортные компании передали функции по их привлечению и организации транспортировки экспедиторам. В целях унификации и облегчения управления деятельностью грузовых агентов (так называются экспедиторы, обеспечивающие авиаперевозки грузов в международном сообщении) ИАТА создала Всемирную организацию грузовых агентов и ввела правило назначения грузовых агентов ИАТА. Назначение экспедитора агентом ИАТА придает ему вес и гарантирует, что авиакомпания — член ИАТА обязана перевести его груз по фиксированному тарифу и выплатить экспедитору вознаграждение.
ТЕМА 10. Виды внешнеторговой документации
Документы, подтверждающие исполнение внешнеторговой сделки на всех этапах ее реализации — от поставки продавцом товара, его транспортировки, хранения на складах до прохождения через таможню, — принято называть внешнеторговыми.
В зависимости от выполняемых функций внешнеторговые документы можно разделить на следующие группы:
1) коммерческие;
2) по платежно-банковским операциям;
3) страховые;
4) транспортные и отгрузочные;
5) транспортно-экспедиторские;
6) таможенные.
Документы, которые следуют с грузом от пункта отправления от пункта назначения, называют товаросопроводительными. К ним обычно относятся документы, входящие в группы коммерческих, транспортных и таможенных. Документы, составляемые в связи с отгрузкой товара (обычно они перечислены в контракте), называются отгрузочными.
Документы оформляются на специальных бланках и содержат определенные реквизиты. Общими для всех документов реквизитами являются наименование фирмы-экспортера (или грузоотправителя) и фирмы-импортера (или грузополучателя), их адреса, номера телефонов, факсов или телексов; название документа, дата и место его выписки; номер контракта или заказа и дата его подписания; номера наряда, транса, грузовой спецификации; наименование и описание товара, его количество (число мест, вес нетто и брутто); вид упаковки и маркировки.
Поставку товара непосредственно от его изготовителя к зарубежному покупателю на первом этапе документооборота сопровождают документы, которые должны обеспечить производство этого экспортного товара. В определенной степени их также можно отнести к внешнеторговой документации, однако виды, количество, характер этих документов определяются правилами внутреннего управления, принятыми той или иной фирмой и системой ее национального законодательства в области документации. К таким документам могут относиться инструкция по изготовлению экспортного товара; поручение на покупку изделий и материалов, необходимых для производства товара; инструкции по упаковке; заказ-наряды на внутреннюю транспортировку товара и вывоз продукции со склада и др.