Аудиторская выборка: понятие, виды, порядок построения
Правило (стандарт) № 16 «Аудиторская выборка» дает определения понятий аудиторских доказательств и выборки. В широком смысле аудиторская выборка– это способ проведения аудиторской проверки, при котором аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета экономического субъекта не сплошным порядком, а выборочно, следуя при этом требованиям соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности. В узком смысле– перечень определенным образом отобранных элементов проверяемой совокупности с целью на основе их изучения сделать вывод о всей проверяемой совокупности.
Выборка должна быть репрезентативной,т. е. представительной. Это требование предполагает, что все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку. Для обеспечения репрезентативности аудиторская организация должна использовать один из следующих методов.
1. Случайный отбор.Может проводиться по таблице случайных чисел.
2. Систематический отбор.Предполагает, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа.
3. Комбинированный отбор.Представляет комбинацию различных методов случайного и систематического отбора. Аудиторская организация имеет право прибегать к нерепрезентативной, т. е. непредставительной выборке только тогда, когда профессиональное суждение аудитора по итогам проведения выборки не должно касаться всей совокупности в целом.
Порядок построения выборки.Аудиторская выборка проводится с целью применения аудиторских процедур в отношении менее чем 100 % объектов проверяемой совокупности, под которыми понимаются элементы, составляющие сальдо счетов, или операции, составляющие обороты по счетам, для сбора аудиторских доказательств, позволяющих составить мнение о всей проверяемой совокупности. Для построения выборки аудиторская организация должна определить порядок проверки конкретного раздела бухгалтерской отчетности, проверяемую совокупность, из которой будет сделана выборка, и объем самой выборки. При выработке порядка проведения проверки конкретного раздела бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна определить цели проверки и аудиторские процедуры, позволяющие достичь этих целей. Затем аудитор должен определить возможные ошибки, оценить необходимые ему доказательства, которые требуется собрать, и на основе этого установить совокупность рассматриваемых данных. При проведении выборки аудиторская организация может разбить всю изучаемую совокупность на отдельные группы («подсовокупности»), элементы каждой из которых имеют сходные характеристики. Критерии разбиения совокупности должны быть такими, чтобы для любого элемента можно было четко указать, к какой подсовокупности он принадлежит. Данная процедура, называемаястратификацией,позволяет снизить разброс (вариацию) данных, что может облегчить работу аудиторской организации.
27. Рабочие дркументы аудитора.
Фед.стандарт 2 ”Документирование аудита” устанавливает единые требования к составлению документации в процесссе аудита фбо.
АО и ИА должны документально оформлять все сведкния, к-рые важны с т.з.предоставления доказательств, подтверждающих ауд.мнение, а также доказательств того, что ауд.проверка проводилась в соотв-ии с ФПСАД.
Документация- раб.док-ты и мат-лы, подготавливаемые аудитором и д/аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Раб.док-ты могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в эл.виде или в другой форме.
Раб.док-ты исп-ся:
- при план-ии и проведении аудита;
- при осущ-ии текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
- д/фиксирования ауд.доказательств, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.
Аудитор должен отражать в раб.док-ах инф-ию о план-ии ауд.работы, хар-ре, временных рамках и объеме выполненных ауд.процедур, их рез-ах, а также о выводах, сделанных на основе полученных ауд.доказательств. Объем жокументации по каждой конкр.ауд.проверке определяет аудитор. Форма и сод-ие раб.док-в опр-ся такими факторами, как:
- хар-р ауд.задания;
- требования, предъявляемые к ауд.заключению;
- хар-р и сложность деят-ти ауд.лица;
- хар-р и состояние систем бу и внутреннего контроля ауд.лица;
- необх-ть давать указания раб-м аудитора, осущ-ть за ними тнкущий контроль и проверять выполненную ими работу;
- конкр.методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.
Раб.док должны юыть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоят-вам каждой конр.ауд.проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В АО рекомендуется разработать типовые формы документации (стандартная структура ауд.фала раб.док-ов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т.п.).
Д/повышения эфф-ти аудита допускается исп-ть в ходе проверки графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные ауд.лицом=> аудитор обязать убедиться в том, что такие мат-лы подготовлены надлежащим образом.
Раб.док-ты обычно содержат:
- инф-ию, касающуюся опф и организационной сструктуры ауд.лица;
- выдержки или копии необх.юр.док-в, соглашений и протоколов;
- инф-ию об отрасли, эк-й и правовой среде, в к-рой ауд.лицо осущ-ет свою деят-ть;
- инф-ию, отражающую процесс план-ия, включая программы аудита и любые изменения к ним;
- доказ-ва понимания аудитором систем бу и внутреннего контроля;
- доказ-ва, подтверждающие оценкц неотъемлемого риска, уровня риска средств контроля и любые корркктировки этих оценок;
- доказ-ва, подтверждающие факт анализа аудитором работы ауд.лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;
- анализ фин-хоз-х операций и остатков по счетам бу;
- анализ наиб.важных эк.пок-лей и тенденций их изменения;
- подробную инф-ию о процедурах, примененных в отношении фбо подразделений или дочерних орг-ий, проверявшихся др.аудитором;
- копии сообщений, направленных др.аудиторам, экспертвм и третьим лицам и полученных от них;
- копии пискм и телеграмм, доведенным до сведкния рук-лей ауд.лица, включая условия договора о проведении аудита и выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;
- выводы, сделанные аудитором по наиб.важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, к-рыебыли выявлены аудитором в ходе проведения ауд.процедур, и сведкния о действиях, предпринятих в связи с этим аудитором;
- копии фбо и ауд.заключения.
В случае проведения ауд.проверок в течение ряда лет нек-рые файлы раб.док-в могут быть отнесены к категории постоянных, обновляемых по мере поступления новой инф-ии, но остающихся по прежнему значительными, в отличиеот текущих ауд.файлов, к-рые содержат инф-ию, относящуюся в основном к аудиту отд.периода.
Аудитору необ-мо установить надлежащие процедуры д/обеспечения конфиденциальности, сохранности раб.док-в, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деят-ти аудитора, а также законодательных и проф-х требований аудита, но не менее 5 лет. Раб.док-ты явл-ся собственностью аудитора.