Правовые последствия введения конкурсного производства

Закон о банкротстве 2002 г. четко закрепляет правовые последствия открытия конкурсного производства, которые в значительной степени изменяют правовое положение должника.



Правовые последствия введения конкурсного производства - student2.ru Никитина О.Л. О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований кредиторов при ликвидации должника // Хозяйство и право. 1996. № 6. С. 92.

См.: постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2001 г. № КГ-А40/5672-01 // Судебная практика к Федеральному за­кону «О несостоятельности (банкротстве)». С. 655—656.




7 Правовое регулирование несостоятельности



Глава 3

Процедуры несостоятельности (банкротства)

Конкурсное производство

§6



               
    Правовые последствия введения конкурсного производства - student2.ru   Правовые последствия введения конкурсного производства - student2.ru
 
  Правовые последствия введения конкурсного производства - student2.ru
 
    Правовые последствия введения конкурсного производства - student2.ru

Во-первых, с открытием конкурсного производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей1. Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по от­сроченным обязательным платежам, даже если срок исполнения ука­занных обязательств еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом.

Во-вторых, после открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника. По мнению отдельных авторов, это относится к кредитам банка, неопла­ченным платежным требованиям, невыполненным обязательствам, т.е. ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право при обычных условиях на получение указанных санкций2.

В-третьих, сведения о финансовом состоянии должника прекраща­ют относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный ха­рактер либо являющихся коммерческой тайной. Понятие коммерче­ской тайны и перечень сведений, ее составляющих, определены ст. 139 ГК РФ и положениями Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Статья 139 ГК РФ содержит определение коммерческой тайны: это информация, имеющая реальную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам при отсутствии к ней

Правовые последствия введения конкурсного производства - student2.ru Ряд авторов, в частности Я.В. Номофилова, обращают внимание на различный подход законодателя в отношении денежных обязательств и обязательных пла­тежей. В первом случае с моментом открытия конкурсного производства зако­нодатель связывает наступление срока исполнения денежных обязательств, на­пример, если срок возврата суммы займа по кредитному договору или уплаты цены за ранее полученные товары по договору купли-продажи предусматривал­ся через какое-то время, то теперь (после открытия конкурсного производства) у кредиторов появляется право требования к должнику. Во втором случае речь идет лишь об отсроченных ранее обязательных платежах (см.: Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Вит-рянского. С. 264 (автор комментария к статье — Я.В. Номофилова). См.: Прудникова Т., Голубев В. Банкротство: общие положения наблюдения, уп­равления, конкурса // Закон. 1998. № 6. В отношении данного положения в пра­вовой литературе существует и иная точка зрения. Так, по мнению B.C. Белых, А.А. Дубинчина и М.Л. Скуратове кого, формулировка «прекращается начисле­ние... процентов и иных финансовых (экономических) санкций» дает основание усомниться в том, что проценты в этом случае надлежит «понимать именно как плату за кредит, а не форму гражданско-правовой ответственности» (Белых B.C., Дубинчин А.А., Скуратовскип М.Л. Указ. соч. С. 176).

свободного доступа на законном основании и принятии обладателем мер к охране ее конфиденциальности.

Подобная информация является охраноспособной с точки зрения гражданского права: открытие конкурсного производства на режим такой информации не влияет. В данном случае интерес представляют только сведения, касающиеся финансового состояния должника. Толь­ко они после открытия конкурсного производства перестают относиться к числу конфиденциальных.

В-четвертых, вводятся ограничения на совершение сделок, связан­ных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам.

В-пятых, при открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника. Например, меры по обеспече­нию требований кредиторов действуют до момента принятия арбитраж­ным судом решения о признании должника банкротом и открытии кон­курсного производства. В данной ситуации арбитражный суд и суд об­щей юрисдикции не вправе налагать новые аресты на имущество должника, а также вводить иные ограничения по распоряжению его имуществом.

В-шестых, с момента открытия конкурсного производства все требо­вания к должнику могут быть предъявлены только в его рамках. Соглас­но п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве 2002 г. в ходе конкурсного производ­ства могут быть предъявлены все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований:

— о признании права собственности;

— о взыскании морального вреда;

— об истребовании имущества из чужого незаконного владения;

— о признании недействительными ничтожных сделок и о применении
последствий их недействительности;

— по текущим обязательствам, указанным в п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве
2002 г.

Следует заметить, что в соответствии с положениями Закона о бан­кротстве 1998 г. в рамках конкурсного процесса могли предъявляться любые требования к должнику (носящие как денежный, так и неденеж­ный характер).

В-седьмых, открытие конкурсного производства влечет определен­ные правовые последствия для руководителя должника: с момента при­нятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом



ГЛаваЗ

Процедуры несостоятельности (банкротства)

Конкурсное производство



Правовые последствия введения конкурсного производства - student2.ru и открытии конкурсного производства руководитель должника не впра­ве осуществлять какие-либо функции, отнесенные к ведению руково­дителя, если на стадии наблюдения и финансового оздоровления и в период внешнего управления отстранения руководителя должника от занимаемой должности произведено не было (п. 2 ст. 98 Закона о банк­ротстве 2002 г.). В связи с открытием конкурсного производства прекра­щаются и полномочия собственника имущества должника — унитар­ного предприятия.

Обращает на себя внимание тот факт, что прекращение полномочий собственника не означает прекращения права собственности, которое существует до появления нового собственника. С даты принятия арбит­ражным судом решения о признании должника банкротом и об откры­тии конкурсного производства прекращаются также полномочия орга­нов управления должника, за исключением тех органов, которые упол­номочены принимать решения о заключении крупных сделок, а также о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом (третьими лицами) для исполнения обязательств должника.

Данные положения позволяют прийти к выводу о том, что, к при­меру, в рамках внешнего управления можно говорить о деятельности (продолжающейся) органа управления должника, принимающего реше­ние, скажем, о включении в план внешнего управления положения о замещении активов (в силу п. 2 ст. 115 Закона о банкротстве 2002 г.) или о компетенции органа управления в решении вопроса о продаже пред­приятия (на основании п. 2 ст. ПО Закона о банкротстве 2002 г.).

Наконец, введение процедуры конкурсного производства влечет ут­верждение арбитражным судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Закон устанавливает, что опубликованию подлежат следующие сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

— наименование и иные реквизиты должника, признанного банкротом;

— наименование арбитражного суда, в производстве которого находится
дело о банкротстве, и номер дела;

— дата принятия арбитражным судом решения о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства;

— дата закрытия реестра требований кредиторов;

— адрес должника для заявления кредиторами своих требований к долж­нику;

— сведения о конкурсном управляющем и соответствующей СРО.



Данные сведения направляются конкурсным управляющим для опубликования не позднее 10 дней с даты его утверждения (ст. 128 За­кона о банкротстве 2002 г.).

Конкурсный управляющий 3.1. Общие положения

Одной из основных фигур в конкурсном производстве является кон­курсный управляющий, который утверждается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Утверждение конкурсного управляющегоосуществляется в общем по­рядке, предусмотренном для утверждения арбитражного управляюще­го в соответствии со ст. 45 Закона о банкротстве 2002 г.

Следует заметить, что утверждение конкурсного управляющего про­исходит одновременно с принятием решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Собрание кредиторов принимает решение о введении конкурсного производства и об утверждении СРО, из числа членов которой будет ут­вержден конкурсный управляющий большинством от общего числа голосов конкурсных кредиторов.

В научной литературе в настоящее время отмечается необходимость правовой регламентации ситуации, когда конкурсное производство вво­дится арбитражным судом при отсутствии соответствующего решения кредиторов1. Закон о банкротстве 1998 г. в такой ситуации предоставлял собранию кредиторов двухнедельный срок на предложение арбитражно­му суду кандидатуры управляющего; если кредиторы не представляли кандидатуру, то арбитражный суд мог назначить управляющего из числа лиц, предложенных любым участником дела о банкротстве, либо из чис­ла лиц, зарегистрированных в данном суде. И только при отсутствии та­ких кандидатур суд мог назначить конкурсного управляющего из числа кандидатур, предложенных государственным органом по делам о бан­кротстве и финансовому оздоровлению. Как отмечает М.В. Телюкина, «Закон 2002 г., к сожалению, не регламентирует рассмотренные ситуа­ции, хотя они возможны в силу ч. 5 п. 2 ст. 75 Закона»2.

Об утверждении конкурсного управляющего арбитражный суд вы­носит определение, в котором указывается и размер вознаграждения уп-

Правовые последствия введения конкурсного производства - student2.ru См.: Телюкина М.В. Основы конкурсного права. С. 424. Там же.





Глава 3

Процедуры несостоятельности (банкротства)

Конкурсное производство

§6



Правовые последствия введения конкурсного производства - student2.ru равляющего. Данное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Впоследствии конкурсный управляющий может быть освобожден(к примеру, по его личному заявлению) либо отстраненот исполнения своих обязанностей (на основании ходатайства собрания (комитета) кредиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей; в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполне­ние или ненадлежащее исполнение обязанностей и т.д.).

Одновременно с освобождением или отстранением конкурсного уп­равляющего суд утверждает нового управляющего в порядке, предусмот­ренном ст. 127 Закона о банкротстве 2002 г.

С момента утверждения конкурсного управляющего к нему перехо­дят все полномочия по управлению делами должника,в том числе полно­мочия по распоряжению имуществом должника.

Анализируя правовой статус конкурсного управляющего, следует за­метить, что права и обязанности, которыми он обладает в рамках кон­курсного производства, включают в себя права и обязанности, опреде­ленные уставными положениями в отношении органов управления организации-должника, а также специальные права и обязанности, установленные законом о банкротстве. Вместе с тем, по мнению неко­торых авторов, «даже гипотетически конкурсный управляющий не мо­жет обладать всеми правами органов управления должника. Например, не может он принять решение об открытии филиала или представитель­ства юридического лица — банкрота. Напротив, единоличный орган уп­равления лишен некоторых полномочий конкурсного управляющего»1.

Данные позиции позволяют прийти к выводу о том, что конкурсный управляющий обладает таким объемом полномочий, который ограни­чен законом в интересах кредиторов и является достаточным для до­стижения основной цели конкурсного производства.

Бесспорно, помимо общих для всех арбитражных управляющих фун­кций (ст. 24 Закона о банкротстве 2002 г.) конкурсный управляющий осу­ществляет ряд полномочий, связанных со спецификой проведения про­цедуры конкурсного производства.

Полномочия конкурсного управляющего весьма обширны. В целях наиболее эффективного решения задач конкурсного производства за­конодатель наделяет конкурсного управляющего рядом правомочий,которые можно разделить на четыре группы:

1) правомочия конкурсного управляющего по распоряжению имуществом
предприятия-должника;

2) правомочия конкурсного управляющего по формированию конкурсной
массы;

3) правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной
массы;

4) иные правомочия конкурсного управляющего при проведении конкур­сного производства.

Наши рекомендации