Административный управляющий
Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управ-
См.: Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. Финансовое оздоровление как пассивная оздоровительная процедура // Адвокат. 2003. № 12.
Ошва 3
Процедуры несостоятельности (банкротства)
Финансовое оздоровление
ляющего. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает общие требования к порядку выдвижения его кандидатуры и утверждения арбитражным судом (ст. 45) (данный порядок был рассмотрен выше).
Особенности данной процедуры банкротства накладывают отпечаток на специфику прав и обязанностей административного управляющего.
В частности, он вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и об отмене таких мер, вправе предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства.
Административный управляющий имеет также право требовать от руководителя должника получения информации о текущей деятельности должника, а также вправе предоставлять сведения кредиторам о сделках должника, совершаемых им исключительно с согласия собрания кредиторов или административного управляющего.
Одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.
План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 1 ст. 84 Закона о банкротстве 2002 г.). С даты его утверждения арбитражным судом возникает одностороннее обязательство должника погасить свою задолженность перед кредиторами в установленные сроки.
Административный управляющий в процессе финансового оздоровления также обязан:
— вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве 2002 г.;
— созывать собрания кредиторов;
— предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
— осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления
денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.
План финансового оздоровления и график погашения задолженности
На теоретическом и практическом уровнях актуальным в настоящее время является вопрос о содержании плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.
План финансового оздоровления должен включать в себя положения, касающиеся общей характеристики должника, источников получения средств должником, иных мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности его хозяйственной деятельности и др.
Эти мероприятия могут носить различный характер:
— экономический (ликвидация убыточных производств, перепрофилиро
вание производства, продажа части имущества и т.д.);
— организационно-управленческий (выбор наиболее оптимальной моде
ли управления, привлечение профессиональных менеджеров-управлен
цев и т.д.);
— финансовый (определение источников финансирования, форм инвестиций, направлений использования полученных средств и т.д.);
— информационный (дополнительная реклама о выпускаемой продукции;
определение преимуществ, которые получают потребители этой продукции, ожидаемый спрос на продукцию и т.д.) и др.
Содержание плана финансового оздоровлениядолжно соответствовать графику погашения задолженности, который подписывается представителем учредителей (участников) должника и лицом, предоставившим обеспечение. График погашения задолженности должен предусматривать погашение всех требований, включенных в реестр.
С точки зрения законодателя, график погашения задолженности — это одностороннее обязательство должника погасить свою задолженность перед кредитором в установленные графиком сроки (п. 2 ст. 84 Закона о банкротстве 2002 г.). По мнению ряда авторов, график погашения задолженности представляет собой не что иное, как одностороннюю сделку1.Вместе с тем отмечается особенность конструкции данной сделки (в отличие от конструкции односторонних сделок), заключающаяся в том, что «она предполагает не только обязанности для стороны, совершающей сделку, и права для третьих лиц, но и некие обязанности для третьих лиц. Эти третьи лица, кредиторы, могли способствовать введению финансового оздоровления, а могли и выступать против
См.: Телюшна М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. Указ. соч. С. 12.
Глава 3
Процедуры несостоятельности (банкротства)
Финансовое оздоровление
(если процедура введена под обеспечение) — в любом случае график предполагает обязанность кредитора воздерживаться от получения исполнения до наступления срока, указанного графиком»1.
Вместе с тем существует и другая точка зрения. Так, по мнению Е. Яце-вой, рассматриваемое обязательство «имеет несколько иную природу, сходную с природой мирового соглашения, поскольку имеет и черты обязательств, вытекающих из сделки, и черты обязательств, вытекающих из судебного акта»2. С одной стороны, для подписания графика необходимо волеизъявление собрания кредиторов и компетентного органа должника, что свойственно сделке; изменения в график вносятся по соглашению сторон (собрания кредиторов и должника). С другой стороны, даже при отсутствии волеизъявления (в случаях, установленных ст. 75 Закона о банкротстве 2002 г.) возможно введение финансового оздоровления, но в этом случае изменения в графике погашения задолженности подлежат утверждению судом.
Это делает обязательства должника сходными с обязательствами, вытекающими из судебного акта. В качестве последствий его неисполнения закон предусматривает введение иной процедуры банкротства.
Содержание графика погашения задолженностирегламентируется законодателем путем установления общих требований в отношении сроков и порядка погашения задолженности перед кредиторами. Во-первых, графиком должно предусматриваться начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления; во-вторых, требования всех кредиторов, включенных в реестр, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления; в-третьих, требования кредиторов первой и второй очереди должны быть удовлетворены не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления; в-четвертых, погашение требований должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов; в-пятых, погашение требований кредиторов должно осуществляться в порядке очередности, предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве 2002 г.
Вопрос об изменении графика погашения задолженностиможет быть поставлен учредителями (участниками) юридического лица — должника, собственником имущества унитарного предприятия, лицами, предоста-
См.: Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. Указ. соч. С. 12.
Яцева Е. Особенности сделок должника в период финансового оздоровления //
Юрист. 2003. № 10.
вившими обеспечение, а также административным управляющим. В первом случае указанные лица в течение 14 дней после наступления срока исполнения в соответствии с графиком могут либо исполнить данное обязательство, либо внести в график изменения и обратиться к собранию кредиторов с ходатайством об утверждении этих изменений. В случае если размер требований, заявленных кредиторами в ходе финансового оздоровления и включенных в реестр требований кредиторов, превысит более чем на 20% размер требований кредиторов, административный управляющий обязан не позднее чем через 14 дней с даты включения указанных требований в реестр созвать собрание кредиторов для принятия решения о внесении изменений в график погашения задолженности.
Следует обратить внимание на тот факт, что в случае неисполнения должником графика погашения задолженности в течение более чем пяти дней административный управляющий обязан обратиться клицам, предоставившим обеспечение, с требованием об исполнении ими обязательств в соответствии с данным графиком. Денежные средства, полученные таким образом, перечисляются на счет должника для расчетов с кредиторами.
Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах проведения данной процедуры.На основании такого отчета административный управляющий составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов и направляет его кредиторам и в арбитражный суд.
Финансовое оздоровление может быть окончено досрочнов случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности (п. 1 ст. 86 Закона о банкротстве 2002 г.). Вместе с тем финансовое оздоровление может быть досрочно прекращенопри наличии следующих оснований:
— непредставление в арбитражный суд в течение 35 дней соглашения об
обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;
— неоднократное или существенное (на срок более чем 15 дней) нарушение в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности (п.
1 ст. 87 Закона о банкротстве 2002 г.).
Особый порядок прекращения финансового оздоровленияустановлен для случаев, когда оно вводилось не на основании решения собрания
6 Правовое регулирование несостоятельности
Глава 3
Процедуры несостоятельности (банкротства)
Внешнее управление
§5
кредиторов, а на основании ходатайства о предоставлении обеспечения вопреки воле собрания, направленной на введение внешнего управления либо конкурсного производства. Особенность данного порядка заключается в том, что основанием прекращения процедуры является неисполнение графика в течение любого срока. При этом допускается обращение в арбитражный суд любого лица, участвующего в деле о банкротстве.
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:
— определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредито
ров признаны необоснованными;
— определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
— решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного
производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего
управления и при наличии признаков банкротства.
Внешнее управление