Комплексного государственного экзамена для специальности
Вопросы
«Менеджмент организации» (специализация «Финансовый менеджмент»)
1. Понятие и сущность менеджмента. Предмет и значение науки управления.
2. Эволюция менеджмента как науки. Основные школы менеджмента.
3. Методы управления: понятие, сущность ,основные элементы.
4. Современный менеджер: характер, содержание и эффективность его деятельности.
5. Природа, понятие и сущность функций управления.
6. Организация, как объект менеджмента. Типология организаций.
7. Внутренняя и внешняя среда организации: содержание, основные факторы.
8. Структуризация деятельности организации. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки.
9. Содержание и виды управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений.
10. Методы и модели принятия управленческих решений.
11. Сущность и виды коммуникаций в системе управления. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Преграды на пути коммуникаций.
12. Природа и сущность мотивации. Теории мотивации.
13. Власть и влияние менеджера. Формы влияния и власти.
14. Стили управления: понятие, сущность, характеристика стилей.
15. Руководство и лидерство в организации.
16. Природа конфликта в организации. Типы конфликтов и причины их возникновения. Способы разрешения конфликтов.
17. Деловой этикет менеджера. Понятие и основные правила поведения.
18. Стратегия организации: сущность и типы стратегий. Система стратегического управления.
19. Методы анализа среды: SWOT-анализ и метод составления профиля среды.
20. Основные понятия инновационного менеджмента.
21. Сущность инновационного процесса.
22. Организационные формы инновационной деятельности.
23. Рынок интеллектуальной собственности.
24. Методы изучения товаров и потребителей.
25. Эволюция концепции маркетинга.
26. Конкуренция и конкуренты : понятие, виды и методы изучения.
27. Этапы жизненного цикла товара. Особенности маркетинга на различных этапах ЖЦТ.
28. Каналы товародвижения: понятие, виды и особенности. Классификация посредников.
29. Предмет и методы экономики. Аксиомы (принципы) экономической науки.
30. Денежная система: понятие и элементы. Денежные агрегаты. Формула Фишера.
31. Понятие спроса, закон спроса, кривая спроса, неценовые факторы спроса.
32. Понятие предложения, закон предложения, кривая предложения, неценовые факторы предложения.
33. Основные макроэкономические показатели: определения и различия ВВП и ВНП, методы расчёта ВВП.
34. Совокупное предложение: понятие, кривая совокупного предложения, факторы совокупного предложения.
35. Инфляция: понятие, виды инфляции (по характеру протекания, по темпам изменения цен, по причине возникновения).
36. Численность рабочей силы. Безработица: понятие, основные типы. Кривая А. Филлипса.
37. Производственные мощности предприятия (определение, фонды времени, используемые при расчете мощности, методы расчета).
38. Производственная функция. Совокупный, средний и предельный продукт. Изокванта.
39. Издержки производства. Экономические и бухгалтерские издержки. Понятие общих, средних и предельных издержек.
40. Государственное регулирование внешней торговли: тарифные и нетарифные методы.
41. Понятие и структура финансовой системы, ее элементы и их взаимосвязь.
42. Современная система управления финансами в РФ.
43. Организационная культура.
44. Система налогов и направления ее совершенствования.
45. Сущность и роль налогов в государственном регулировании экономики. Система налогов.
46. Система поиска отбора найма и адаптация персонала на предприятии.
47. Государственное регулирование цен.
48. Государственная денежно-кредитная политика.
49. Государственная экономическая политика.
50. Методы государственного регулирования экономики.
51. Государственное регулирование рынка труда.
52. Понятие и причины экономических кризисов и их классификация, зависимость от различных факторов влияния.
53. Понятие и сущность антикризисного управления.
54. Понятие, состав основного и оборотного капитала. Показатели эффективности их использования.
55. Показатели финансовых результатов деятельности предприятия. Расчет точки безубыточности и порога рентабельности.
56. Цель, задачи ,функции и принципы бизнес-планирования.
57. Структура банковской системы РФ. Участники банковского рынка.
58. Статус, основные цели и функции ЦБ РФ.
59. Статус, основные цели и функции коммерческих банков. Активные и пассивные операции коммерческих банков.
60. Рынок ценных бумаг: понятие, цели, задачи, функции.
61. Ценная бумага. Фундаментальные свойства ценных бумаг. Классификация ценных бумаг.
62. Участники рынка ценных бумаг.
63. Виды портфелей ценных бумаг. Обоснование инвестиций в портфель облигаций.
64. Экономическая сущность и необходимость государственного бюджета, его функции.
65. Доходы и расходы государственного бюджета..
66. Понятие внебюджетных фондов. Характеристика внебюджетных фондов.
67. Методы оценки инвестиционных проектов (NPV, PI, IRR, PP, ARR)
68. Предмет, методы, определение финансового менеджмента.
69. Использование в финансовом менеджменте информации баланса, отчетов о прибылях и убытках, движения денежных средств.
70. Виды процентных ставок. Способы начисления процентов: декурсивный и антисипативный.
71. Аннуитеты. Пренумерандо и постнумерандо.
72. Добавленная стоимость, брутто- и нетто- результаты эксплуатации инвестиций, экономическая рентабельность, формула Дюпона.
73. Применение эффекта финансового рычага в финансовом менеджменте.
74. Применение эффекта операционного рычага в финансовом менеджменте
75. Цели и задачи оперативного управления оборотными активами и краткосрочными пассивами предприятия
76. Противоречия изменения и устойчивости финансовой системы. Сочетание долго- и краткосрочных аспектов политики предприятия.
77. Параметрические методы ценообразования, способы исчисления наценок.
78. Виды и методы внутрифирменного финансового планирования.
79. Модель спреда как один из методов финансового менеджмента в коммерческом банке
80. Системы диагностики финансового кризиса предприятия: экспресс-диагностика, фундаментальная диагностика.
81. Двух- и пятифакторная модели Альтмана в определении финансовой устойчивости предприятия. Определение экономической стоимости предприятия.
82. Матрицы финансовой стратегии: стратегии в позициях равновесия. Примеры.
83. Консультационное обслуживание финансовых менеджеров: аудиторы, оценщики, консультанты, банкиры.
84. Особенности финансового менеджмента на предприятиях малого бизнеса