Перечень налогов, действующих на территории России в настоящее время
Налоговый Кодекс Российской Федерации (обе части) был окончательно сформирован к 1 января 2005 г. Этот документ в настоящее время является главным законодательным документом в России, регламентирующим налоговые отношения.
В соответствии с Налоговым Кодексом в настоящее время в России установлено 14 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режима, в том числе:
Федеральные налоги:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
Региональные налоги:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Местные налоги:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Специальные налоговые режимы - вводятся для определенных видов деятельности и предусматривают освобождение от обязанностей по уплате отдельных налогов и сборов:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Следует отметить, что из всего многообразия видов налогов, установленных в налоговой системе России, фактически пять налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и налог на доходы физических лиц) с фискальной точки зрения являются решающими. Они играют на протяжении всех лет создания основ механизма рыночных отношений в России решающую роль в формировании доходов российской бюджетной системы.
Особое место в российской налоговой системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются не в бюджетную систему страны, а в соответствующие государственные внебюджетные социальные фонды.
№ 28- 2. Требования к информации необходимой для финансового менеджмента
Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.
Главной целью финансового менеджмента является максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости.
К информации, включаемой в систему финансового менеджмента, предъявляются следующие основные требования:
· Значимость.
· Полнота.
· Достоверность.
· Своевременность.
· Понятность.
· Релевантность.
· Сопоставимость.
· Эффективность.
Содержание системы информационного обеспечения финансового менеджмента, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности предприятий, их организационно-правовой формой функционирования, объемом и степенью диверсификации финансовой деятельности и рядом других условий. Конкретные показатели этой системы формируются за счет как внешних (находящихся вне предприятия), так и внутренних источников информации.
Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внешних источников, делится на четыре основные группы.
· Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны.
· Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка.
· Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов.
· Нормативно-регулирующие показатели.
№ 28 -3. Трастовые операции банков
Трастовые операции представляют собой услугу для клиентов банка, которые вкладываю свои свободные денежные средства в банки с целью получения наибольшей выгоды. Эти взаимоотношения между банками и их клиентами, при этом банк имеет право на распоряжение собственностью в пользу доверителя или третьего лица.
При заключении трастового договора доверитель поручает коммерческому банку распоряжаться своими временно свободными денежными средствами с целью получения максимального дохода. При этом доверитель остается полноправным собственником этих средств.
Трастовые операции можно разделить на три группы:
1) трастовые услуги для отдельных гражда;
2) институциональные трастовые услуги;
3) услуги типа «мастер-траст».
Среди персональных услуг наиболее распространенными являются:
1) завещательный траст (оформляется на основании завещания гражданина);
2) безотзывной траст (оформляется договором, по которому доверитель не может расторгнуть договор и изъять средства);
3) отзывной траст (оформляется договором, который доверитель может расторгнуть в любой момент).
По характеру распоряжения трасты могут быть активными (собственность можно продавать, закладывать и прочее без согласия доверителя) и пассивными (имущество не может быть продано, заложено и т.д.).
Наиболее распространенными трастовыми услугами коммерческих банков могут быть следующие:
1) покупка и продажа ценных бумаг за счет и от имени клиента;
2) получение платежей от имени клиента по доверенности;
3) ведение бухгалтерских документов клиента;
4) хранение ценных бумаг, денежных средств и д-ругих ценностей;
5) временное оперативное управление компанией;
6) осуществление функций депозитария;
7) взимание доходов в пользу клиента;
8) управление ценными бумагами;
9) ведение личных банковских счетов клиента;
10)создание частных пенсионных фондов и фондов ассоциаций граждан;
11)принятие целевых вкладов населения и организаций на покупку недвижимости;
12)выдача гарантий и поручительств.
Коммерческий банк берет на себя риски и выполняет обязательства. Если трастовые операции принесли убытки по вине банка, то банк возмещает клиенту упущенную выгоду. Действия банка в таких случаях оговариваются в договоре траста. Каждая кредитная организация предлагает свои условия доверительного управления средствами клиентов. Размер получаемого дохода от средств, которые передаются в управление, устанавливается при заключении договора и выплачивается доверителю в течение всего срока его действия.
№ 28 - 4. Классификация доходов и расходов хозяйствующего субъекта.
Прибыль – это превышение доходами расходов. Обратное положение назыв ается убытком.
Под расходами предприятия признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала.
Все денежные затраты предприятия группируются по трем признакам:
- расходы, связанные с извлечением прибыли;
- расходы, не связанные с извлечением прибыли;
- принудительные расходы.
Расходы, связанные с извлечением прибыли, включают в себя:
- затраты на производство и реализацию продукции (работ, у слуг);
- инвестиции.
Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) — это расходы, связанные с созданием товара (продукции, работ, услуг), в резул ьтате продажи которого предприятие получит финансовый результат в виде прибыли или убытка.
Инвестиции — это капитальные вложения в целях расширения объемов собственного производства, а также извлечение доходов на финансовых и фондовых рынках.
Расходы, не связанные с извлечением прибыли, — расходы на потребление, социальную поддержку работников, благотворительность и другие гуманитарные цели. Такие расходы поддерживают общественную репутацию предприятия, способствуют созданию благоприятного социального климата в коллективе и в конечном итоге способствуют повышению производительности и качества труда.
Принудительные расходы — это налоги и налоговые платежи, отчисления на социальное страхование, расходы по обязательному личному и имущественному страхованию, созданию обязательных резервов, экономические санкции.
1) По учетному принципу расходы классифицируются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- операционные;
- внереализационные;
- чрезвычайные.
Расходы по обычным видам деятельности — это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Сюда же относятся управленческие и коммерческие расходы.
К операционным относятся расходы:
- связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов предприятия;
- связанные с предоставлением за плату прав на патенты на изобрет ения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;
- на участие в уставных капиталах других предприятий;
- связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), тов аров, продукции;
- на проценты, уплачиваемые предприятием за предоставление ему в пользование д енежных средств (кредитов, займов);
- на оплату услуг, оказываемых кредитными организациями;
- прочие операционные расходы.
К внереализационным расходам относятся:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- возмещение причиненных предприятием убытков;
- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давн ости, других долгов, нереальных для взыскания;
- курсовые разницы;
- сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);
- прочие внереализационные расходы.
В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).
На основе этой классификации составляется Отчет о прибылях и убытках.
Затраты по основной деятельности группируются по элементам:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды (социальный налог);
- амортизация;
- прочие затраты.
На основании этой классификации составляется смета затрат на производство и реализацию продукции.
Затраты на производство и реализацию продукции включают в себя:
- материальные затраты, т.е. стоимость потребленных в процессе пр оизводства товарной продукции, работ, услуг материальных ресурсов;
- затраты на оплату труда и отчисления на социальное страхование;
- расходы, связанные с управлением производственным процессом;
- стоимость использованных в процессе производства внеоборотных активов (основных фондов, нематериальных активов), возмещаемая в форме амортиз ации.
2) По отношению к объему производства затраты подразделяются на постоянные и переменные.
Постоянными (FС — от англ. Fixed Costs) называются затраты, не зависящие от объема производства. Они возможны даже тогда, когда предприятие простаивает или только что организовалось. К таким затратам относятся, например, арендная плата по взятым в аренду основным фондам, амортизация собственных основных фондов, зарплата администрации и обслуживающего персонала, коммунальные услуги, почтово-телеграфные услуги, налоги и другие. Такие затраты еще называют «затраты на период», имея в виду, что они зависят не от того, сколько продукции выпущено, а только от того, что закончился некий период времени, за который начисляются платежи.
Переменные затраты (VС – от англ. Veriable Costs) зависят от выпуска продукции: увеличиваются с ростом выпуска продукции, уменьшаются со снижением выпуска продукции. Это затраты на сырье, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, зарплату основных рабочих, на ремонт и обслуживание оборудования. Такие затраты также называют «затраты на продукт», имея в виду, что они непосредственно связаны с производством новых продуктов (работ, услуг).
Поскольку управление затратами является одной из главных задач внутрифирменного управления, для этой цели высшим критерием классиф икации является классификация по месту возникновения затрат в зависимости от организационного деления предприятия. Это деление предусматривает назначение ответственных руководителей подразделений. Классификация мест возникновения затрат должна быть настолько широкой, чтобы по каждому подразделению можно было определить только один базовый показатель, который бы учитывал загрузку данного структурного подразделения и одновременно отражал зависимость затрат от выработки.
Классификация по объектам затрат проводится в зависимости от производимых предприятием товаров, услуг, работ, на которые падают эти затраты. Основу классификации составляет картотека продукции предприятия, объект затрат — каждое изделие, вид услуг или работ, предназначенных для реализации. При серийном, непрерывном производстве, а также при изготовлении продукции по отдельным заказам в качестве объекта затрат выступает заказ. На основе этой классификации составляется калькуляция полной себестоимости продукции.
3) По способу отнесения на себестоимость объектов затраты делят на прямые и косвенные.
К прямым относятся расходы, которые можно прямо отнести на себестоимость единицы изделия (например, материалы, из которых изготавливаются конкретные изделия). К косвенным относятся расходы, которые невозможно в момент их возникновения соотнести с конкретными видами изделий. Такие расходы предварительно накапливаются на отдельных счетах, затем, в конце отчетного периода, они распределяются между видами продукции пропорционально выбранной базе (например, основной заработной плате рабочих или прямым материальным затратам).
В целях обложения налогом на прибыль в Налоговом кодексе также пред усмотрена классификация расходов на прямые и косвенные. К прямым относятся материальные расходы, расходы на оплату труда и амортизация. Остальные расходы классифицируются как косвенные. Прямые расходы формируют производственную себестоимость готовой продукции и распределяются между готовой продукцией и незавершенным производством, а косвенные включаются в себестоимость реализованной продукций в конце отчетного (налогового) периода. Но в Налоговом кодексе не предусмотрен учет себестоимости единицы изделий (продукции, работ, услуг), предусмотрен лишь «котловой» метод формирования совокупных затрат предприятия за налоговый (отчетный) период. Поэтому пользоваться классификаторами, данными в Налоговом кодексе, для целей планирования и управления предприятием нельзя. Их следует учитывать только для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.
Классификация затрат позволяет применять административные и эк ономические методы управления расходами. Административными методами можно предотвратить необоснованные, несанкционированные расходы, хищения, злоупотребления. К экономическим методам управления затратами относятся планирование и бюджетирование.
Под доходами предприятия подразумевается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала.
Доходы, так же как и расходы, подразделяются на:
- доходы от обычных видов деятельности;
- операционные;
- внереализационные;
- чрезвычайные.
Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
К операционным доходам относятся:
- плата за временное пользование (временное владение и пользование) акт ивами предприятия;
- плата за права на патенты на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;
- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других предприятий (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
- прибыль, полученная предприятием в результате совместной деятел ьности (по договору простого товарищества);
- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от д енежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств предприятия, а также проценты за использование банком денежных средств, нах одящихся на счете предприятия в этом банке.
Внереализационные доходы — это:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
- поступления в возмещение причиненных предприятию убытков;
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым и стек срок исковой давности;
- курсовые разницы;
- сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);
- прочие внереализационные доходы.
Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.
В зависимости от направлений деятельности предприятия, основной (обычной), инвестиционной и финансовой, доходы бывают следующие.
1) Доход от основной деятельности — это выручка от реализации пр одукции (выполненных работ, оказанных услуг).
2) Доход от инвестиционной деятельности — финансовый результат от продажи внеоб оротных активов, реализации ценных бумаг.
3) Доход от финансовой деятельности включает в себя результат от размещ ения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
Выручка от реализации продукций (товаров, работ, услуг) служит о сновным источником финансовых потоков на предприятии.
Выручка от реализации и методы определения момента реализации имеют существенное значение для расчета финансовых показателей.
В отечественной практике применяются два метода определения м омента реализации: по отгрузке — метод начислений и по оплате — кассовый метод.
Все предприятия, кроме малых, должны применять метод начислений и уч итывать выручку от реализации продукции по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг. Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным производственным циклом по мере готовности этапов в отраслях строительства, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. На выручку от реализации влияют такие факторы, как цена реализуемых товаров и объем продаж в натуральном выражении.