Коллизии для экзамена по Муниципальному праву
1. В ФЗ-№131 указано, что какой-либо вопрос должен быть урегулирован, например, Уставом муниципального образования (далее – м/о), в м/о данный вопрос регламентирован решением представительного органа. Правомерна ли данная ситуация?
2. ФЗ-№131 установлено, что муниципально-правовым актом регулируется конкретный вопрос. В м/о данный вопрос действительно регламентирован таким образом. Однако положения муниципального правового акта противоречат нормам отраслевого законодательства (например, БК РФ).
3. В ФЗ-№131 указано, какие вопросы должны быть урегулированы Уставом м/о. Одним из таких вопросов является вопрос определения видов ответственности и порядок привлечения к ответственности. Как данное положение соотносится с статьей 55 (частью 3) Конституции Российской Федерации?
4. Коллизия между ФЗ-№131 и Законом СПБ от 3 декабря 2008 года №752-138 по вопросу регистрации муниципально-правовых актов. Является ли правомерным отказ в регистрации муниципально-правового акта с точки зрения положений Европейской Хартии местного самоуправления (каков должен быть объем и характер регистрации: регистрация как проверка содержания, как учет, как проверка содержания и порядка принятия).
5. Положения ФЗ-№67 и ФЗ-№131: регулирование порядка проведения местного референдума.
6. Статья 39 ФЗ-№131 предполагает, что избирательная комиссия является обязательным муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления. В Европейской Хартии местного самоуправления органы местного самоуправления независимы от органов государственной власти. В ФЗ-№67 прослеживается строгая иерархия в системе избирательных комиссий.
7. Муниципальные предприятия создаются не м/о, а конкретным органом местного самоуправления, соответственно несколько органов одного м/о могут создавать транспортные предприятия, которые будут конкурировать между собой. Соответствует ли данная ситуация положениям Европейской Хартии?
8. Статья 51 ФЗ-№131. Орган местного самоуправления владеет, пользуется, распоряжается муниципальным имуществом, следовательно, имущество закрепляется не за м/о, а за конкретным органом.
9. В ФЗ-№131 указано, что международные связи осуществляют органы местного самоуправления, а не само м/о.
10. В законе, предусматривающем передачу части полномочий муниципальному образованию, должны определяться вид или наименование органа местного самоуправления, который наделяется соответствующими полномочиями. Означает ли это, что местное самоуправление не самостоятельно в определении структуры своих органов?
11. Статья 3 Европейской Хартии в части, касающейся формирования выборных органов, и статья 35 ФЗ-№131 (порядок формирования представительного органа муниципального района).
12. Если председатель представительного органа является главой м/о, который в свою очередь в обязательном порядке получает заработную плату, будет ли данное лицо получать заработную плату за деятельность в качестве председателя представительного органа?
13. Нормы ФЗ-№131 предполагают возможность временного осуществления части полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти. Одним из примеров подобного временного осуществления части полномочий является введение временной финансовой администрации в муниципальном образовании. Насколько данный механизм согласуется с положениями Европейской Хартии местного управления?
14. Статья 60 ФЗ-№131. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений
4. Районные фонды финансовой поддержки поселений образуются и дотации из них предоставляются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из уровня бюджетной обеспеченности поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения.
Дотации из районных фондов финансовой поддержки поселений распределяются между поселениями, которые входят в состав соответствующего муниципального района и уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений, определенный в качестве критерия для предоставления указанных дотаций бюджетам поселений в соответствии с методикой, утверждаемой законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений показателей фактических доходов и расходов за отчетный период или показателей прогнозируемых на плановый период доходов и расходов отдельных городских, сельских поселений не допускается.
Распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год.
Насколько двухуровневая система местного самоуправления в рамках финансово-правовых отношений позволяет говорить о самостоятельности каждого из уровней местного самоуправления?
Некоторые теоретические вопросы:
1. Какие нормы каких ФЗ и законов субъектов содержат отсылки к уставам м/о?
2. Соотношение правового статуса ТОС и правового статуса некоммерческой организации и соотношение правового статуса ТОС и правового статуса м/о.
3. Правовая природа публичных слушаний. Случаи обязательного проведения публичных слушаний.
4. Раскрытие принципа субсидиарности в Муниципальном праве на конкретных примерах из ФЗ-№131.
5. Какие вопросы не входят в компетенцию поселений. Сравнение с компетенцией муниципального района.
6. Сравнение статуса главы м/о и главы местной администрации.