Прибыль / убыток по основной деятельности

Доходы и затраты по инвестиционной деятельности (доходы от инвестиций и от продажи внеоборотных активов)

Доходы и затраты по финансовой деятельности (проценты по кредитам и пр.)

Прочие доходы и затраты

Прибыль / убыток до налогообложения

Налог на прибыль

Прибыль / убыток до распределения

Выплата дивидендов (доходов собственникам)

Балансовая (чистая) прибыль / убыток

Прочее распределение прибыли

Нераспределенная прибыль / убыток

ПЛАН РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ. БАЛАНСОВЫЙ ПЛАН

План распределения прибылиявляется логичным продолжением плана финансовых результатов и необходим в первую очередь для акционеров и для понимания того, сколько прибыли распределяется среди акционеров, а сколько остается в распоряжении фирмы.

В документе рассчитывается прибыль до распределения, и прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты дивидендов.

ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ ПЛАНА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ

Прибыль / убыток до распределения:распределение на выплату дивидендов по привилегированным акциям (в АО); распределение на выплату дивидендов по обыкновенным акциям (в АО); распределение на выплату доходов собственникам (в ООО и др.)

Балансовая (чистая) прибыль / убыток:распределение в резервные и прочие фонды

Нераспределенная прибыль / убыток Балансовый планфиксирует сильные и слабые стороны компании с точки зрения финансов на данный момент. Любой отдельно взятый элемент баланса сам по себе значит немного, но, когда все элементы рассматриваются в соотношении друг с другом, это позволяет судить о финансовом положении фирмы.

В проектировках балансов на дальнейший период должны учитываться исходный баланс, а также особенности развития компании и результаты ее финансовой деятельности.

ОСНОВНЫЕ СТАТЬИ И РАЗДЕЛЫ БАЛАНСА

1. Активы. А.Внеоборотные активы: основные средства (остаточная стоимость); долгосрочные финансовые вложения. Б.Оборотные активы: запасы сырья и материалов; незавершенное производство; готовая продукция; дебиторская задолженность; авансы поставщикам; денежные средства; прочие оборотные активы. Итого активов.

2. Пассивы. А.Собственный капитал: уставный капитал; нераспределенная прибыль; убытки. Б.Заемный капитал (кредиторская задолженность): долгосрочные обязательства (задолженность по государственному кредиту; задолженность по долгосрочным кредитам); краткосрочные обязательства (задолженность по краткосрочным кредитам; кредиторская задолженность; авансы от покупателей; расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами; расчеты с персоналом). Итого пассивов.

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНЫМ ДОКУМЕНТАМ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ. ТЕХНОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

К основным документам финансового плана предъявляются следующие требования:

• сходимость – показатели и статьи финансового плана должны сходиться и вместе создавать целостную финансовую картину;

• взаимосвязанность – показатели финансового плана должны быть взаимоувязаны и рассчитываться на основе определенных исходных данных (показателей);

• стыкуемость с бухгалтерией – финансовые показатели должны быть представлены таким образом, чтобы исходя из них можно было создать агрегированные бухгалтерские данные;

• удобное оформление – оформление должно быть понятным и ясным, а с другой стороны – достаточно профессиональным.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)необходимы российским компаниям в нескольких случаях, в частности если компания привлекает зарубежные инвестиции или планирует размещать акции. МСФО полезно применять и компаниям, которые могут позволить себе обеспечение трансформации отчетности, так как МСФО точнее, чем российские стандарты, характеризуют результаты деятельности и финансовое состояние компании. Такая информация может быть полезна для анализа, принятия управленческих решений, предоставления акционерам и инвесторам.

В мире выделяют два основных прототипа МФСО:

1) IAS (International Accounting Standarts)– международные стандарты, применяемые для предоставления отчетности на международные фондовые рынки;

2) GAAP (General Acceptied Accounting Principles)– американские стандарты отчетности, применяемые при формировании отчетности для американского фондового рынка и инвесторов.

Основные принципы МСФО:

• действительного предположения – означает, что компания будет вести свою деятельность в течение периода, достаточного для выполнения существующих у нее обязательств;

• постоянства – означает, что учетная политика компании при прочих равных условиях не должна изменяться в течение нескольких лет;

• начисления – означает, что доходы и расходы должны признаваться в тех периодах, к которым они относятся, независимо от факта оплаты.

Технология финансового планированиясостоит в последовательной разработке разделов финансового плана по определенной логике: одни разделы разрабатываются на основе данных других разделов.

СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, МЕТОДИКА РАСЧЕТОВ ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ

Стратегия финансирования проектазаключается в применении в определенной последовательности схем финансирования исходя из индивидуальных особенностей проекта и влияющих на него факторов.

Выделяют три основных вида стратегии финансирования:

1) финансирование из собственных средств;

2) финансирование из заемных средств;

3) смешанное (комплексное, комбинированное) финансирование.

При реализации стратегии финансированиямогут применяться в сочетании следующие финансовые инструменты (схемы финансирования): продажа доли финансовому инвестору; продажа доли стратегическому инвестору; венчурное финансирование; стратегические альянсы; совместные предприятия, ограниченные партнерства, товарищества на паях; закрытое (частное) размещение ценных бумаг; публичное предложение ценных бумаг (IPO); выход на западные финансовые рынки (депозитарные расписки); гранты и благотворительные взносы; соглашение об исследованиях и разработках; взаимозачет; банковские кредиты, кредитные линии, ссуды; коммерческий (товарный) кредит; государственный кредит (инвестиционный налоговый кредит); лизинг; облигационный заем; выпуск векселя; проектное финансирование; страхование экспортных операций; государственное финансирование; франчайзинг; факторинг; форфейтинг; толлинг.

Плановые показатели рассчитываютсяисходя из прогнозных значений, основанных на анализе будущих влияющих факторов, и из логики расчетных таблиц. В практике финансового и бизнес‑планирования используются следующие плановые показатели:

• период окупаемости инвестиций;

• норма рентабельности инвестиций;

• чистый приведенный доход;

• уровень прибыльности;

• внутренняя норма рентабельности инвестиций;

• группа показателей ликвидности;

• группа показателей деловой активности;

• группа показателей структуры капитала;

• группа показателей рентабельности;

• группа инвестиционных показателей. Денежные потоки определяются в основном путем вычисления исходя из плановых показателей продаж (цен и объемов), закупок, условий оплаты, налоговых ставок и сроков платежей, данных о финансировании, зарплате, закупке основных средств и др. – всех влияющих на денежные потоки факторов.

Информационное обеспечение расчетов заключается в подборе достоверной первичной информации:

• значений переменных в расчетных формулах;

• числового измерения влияющих на плановые показатели факторов.

23. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ БИЗНЕС‑ПЛАНИРОВАНИЯ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ И КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН (ГРАФИК РАБОТ) НА РАЗРАБОТКУ БИЗНЕС‑ПЛАНА

При бизнес‑планировании выделяют следующие технологические процессы (этапы):

1. Сбор и анализ предварительной информации.

2. Подготовка технического задания и календарного плана на разработку бизнес‑плана.

3. Сбор детальной информации по всем разделам бизнес‑плана.

4. Анализ, обработка информации, подготовка разделов бизнес‑плана.

5. Подготовка оформления бизнес‑плана.

6. Контроль содержания разделов и безошибочности финансовых расчетов.

7. Подготовка нескольких вариантов бизнес‑плана (в зависимости от целевой аудитории).

8. Печать, прошивка копий бизнес‑плана.

Заказчиком бизнес‑планаявляются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес‑плане.

Разработчиками бизнес‑плана выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

Существуют два основных подхода к разработке бизнес‑плана. Первый заключается в том, что бизнес‑план составляется наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в нем посредством подготовки исходных данных. Другой подход – когда инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес‑план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов.

При разработке бизнес‑плана составляются техническое задание и календарный план (график работ).При разработке бизнес‑плана консалтинговыми фирмами эти документы составляются письменно и согласовываются сторонами (заказчиком и исполнителем). При разработке бизнес‑плана сотрудниками фирмы допускается не оформлять данные документы, но нужно согласовать между руководителем и специалистом основные параметры, определяемые в данных документах.

Техническое заданиедолжно содержать описание существенных требований, ограничений и параметров ожидаемого результата работы по разработке бизнес‑плана. Техническое задание может содержать описание механизмов отношений между заказчиком и исполнителем.

Календарный пландолжен содержать перечень всех этапов осуществляемой работы с планируемыми датами их начала и окончания. Особенно важны ключевые показательные даты окончания особо значимых этапов.

24. ВИДЫ МОДЕЛЕЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ БИЗНЕС‑ПЛАНИРОВАНИИ

При бизнес‑планировании могут применяться разные виды финансовых, экономических и бизнес‑моделей.Выбор конкретной модели зависит от целесообразности и возможности ее использования для данного бизнес‑плана. Многие модели оформлены в виде компьютерной программы, или, наоборот, многие программы содержат в себе встроенные модели.

Любая применяемая модель должна отвечать общепризнанным принципам экономического моделирования.

Для создания модели необходимо выделить типовые агрегированные показатели (статьи) отчетов и детализированные показатели (статьи) отчетов в соответствии с особенностями компании (проекта), а также определить входящие параметры, формулы расчета целевых показателей в зависимости от значений переменных факторов и форму представления конечной (исходящей) информации для пользователя модели.

Входящие и исходящие данные моделимогут находиться в разных комбинациях. Главное – создать взаимоувязанную динамическую комплексную картину компании или проекта на установленный срок, спрогнозировать финансовые показатели и финансовое состояние. Заданный период планирования разбивается на отчетные периоды, по каждому из которых можно увидеть требуемые показатели.

Понятие модели бизнеса (бизнес‑модели)в широком смысле используется для обозначения способа получения прибыли от деятельности компании.

Формально модель бизнеса компании связана с экономической составляющей стратегии, с соотношением доходы – издержки – прибыль, с фактическими и планируемыми доходами от сбыта товаров компании, со стратегией конкуренции, со структурой издержек, уровнем доходов, потоками прибыли и окупаемостью инвестиций. Бизнес‑модель компании призвана обеспечить эффективность стратегии с точки зрения получения прибыли. Следовательно, понятие модели бизнеса уже, чем понятие стратегии бизнеса. Стратегия определяет методы конкуренции и ведения бизнеса компании(не касаясь конкретных финансовых результатов и последствий конкурентной борьбы), а бизнес‑модель на основании показателей прибыли и издержек, получаемых в результате применения данной стратегии, обеспечивает жизнеспособность компании. Длительный срок работы в своей сфере бизнеса и стабильная удовлетворительная прибыль говорят о наличии у компании успешной бизнес‑модели, подтверждающей рентабельность и жизнеспособность ее стратегии.

25. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛЕЙ БИЗНЕС‑ПРОЦЕССОВ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС‑ПЛАНОВ

Бизнес‑процесс– преобразование входных элементов в выходные или несколько связанных работ или процедур, в совокупности реализующих конкретную цель текущей деятельности в рамках существующей организационной структуры (С. Ковалев). По сути, бизнес‑процессы – это движение материальных, информационных и финансовых потоков. Особым видом бизнес‑процессов являются проекты – бизнес‑процессы развития.Проект – разовый уникальный процесс, направленный на осуществление изменений.

Для управления бизнес‑процессами разрабатываются модели. Выделяют следующие ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПО РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛЕЙ БИЗНЕС‑ПРОЦЕССОВ:

1. Выделение бизнес‑процессов:

• начинать выделение необходимо с определения видов (направлений) деятельности;

• затем необходимо определить начальные и конечные точки процессов;

• длинные и крупные процессы можно разделить на несколько подпроцессов;

• распределение процессов по видам (основные, обеспечивающие, управленческие, развивающие);

• увязка начальных и конечных точек процессов.

2. Ранжирование бизнес‑процессов с целью их оценки по следующим признакам:

• важность бизнес‑процесса;

• проблемность бизнес‑процесса;

• возможность проведения изменений бизнес‑процесса.

3. Описание бизнес‑процессов, которое проводится горизонтально и вертикально в следующей последовательности:

• определение целей описания бизнес‑процессов;

• описание окружения бизнес‑процессов;

• описание функциональной структуры бизнес‑процессов;

• описание потоков бизнес‑процессов;

• построение диаграмм потоков бизнес‑процессов;

• построение диаграмм алгоритмов бизнес‑процессов;

• построение оргструктуры бизнес‑процессов.

4. Для правильного описания необходимо определить формат (стандарт) описания. Наиболее распространены следующие методологии описания: DFD, IDEF0, IDEF3, SADT, ORACLE, BAAN, ARIS. Многие методологии встроены в соответствующие программные продукты.

5. Для построения модели бизнес‑процессов желательно использовать компьютерную программу. Наиболее известными программами моделирования бизнес‑процессов являются: ARIS; BPwin; BAAN EME; Design/IDEF; Visio; Бизнес‑инженер (программа сайта www.betec.ru).

На российском рынке присутствует несколько производителей инструментов финансового моделирования: «Эксперт Системс» (программа Project Expert);Alt Invest; MS Project; калькуляторы финансового аналитика (разработаны А. Васиной); сайт www.finmodel.ru.

Разработанные программы позволяют осуществлять в короткие сроки сложные процессы моделирования и анализа инвестиционных проектов, анализ финансового состояния компании, оперативно получать необходимую информацию.

Наши рекомендации