Организац. управлен. ф. Ведомственные ф-ции службы управлен. на различных уровнях и их ф-ции

Управлен. ф. осущ спец. органы. Их можно подразделить на три основные группы:

а) органы общего управлен. ф.;

б) органы опе­ративного управлен. ф.;

в) органы отраслевого управлен. ф.

К органам общего управлен. ф. относятся Нац. собрание и Совет Министров при Президенте РБ. Эти органы определяют финанс. пол-ку гос-ва; утверждают финанс. зако­нодательство; осущ. общий контроль за соблюде­нием финанс. законодательства.

Органами оперативного управлен. ф. явл.: Мин-во ф., Мин-во по налогам и сборам, Нац. банк. Они проводят в жизнь финанс. пол-ку; разрабатывают проект форм и методов финанс. отношений и издают после их утвер­ждения инструкции; контролируют соблюдение финанс. отношений.

Мин-во ф. явл. центральным органом управлен. ф. РБ.Его основными задачами явл.:

Обеспечен. эффективн. использ. ф. в це­лях получен. эффективн. произ-ва, роста НД, создания и развития прогрес­сивных рыночн. форм и стр-р.

Эффективн. проведение в жизнь бюджетной и нало­говой пол-ки;

Контроль за соблюдением госуд. и валютной дисциплины, закона о ценных бумагах и биржах;

Разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в мин-вах и других центральных органах управлен.;

Финанс. обеспечен. подведомственных учрежде­ний и организаций;

Участие в организации инвестиционного сотрудниче­ства республики и регулирование внешней государст­венной задолженности;

Контроль за соблюден. финанс. интересов гос-ва в процессе интеграции РБ и в мировое хоз-во.

Ф-ции Мин-ва ф. :

Мето­дическое руководство бюджетно-финанс. сферы в ре­спублике, изучение эк-ки и ф. отраслей на­родного хоз-ва, разработка предложений по совершен­ствованию финансово-кредитного механизма и увеличен. доходов бюджета; организация работы по составле­н. и исполнен. республиканск. бюджета

Мин-во ф. проводит свою деят-ть через финанс. управлен. областных, городских исполкомов, организует финанс. деят-ть подведомствен. п/п , организаций, учреждений.

Права Мин-ва ф. :

Требовать и получать от всех центральн. органов инф-цию об осущ. финанс. операции по формирован. и использ. гос. финанс ср-в.

Требовать и получать мат-лы для бюджетн. планир., а также ответы об исполнен. бюджета на различн. уровнях.

Огранич. и предоставл. финансиров. расходов, за счет гос. ср-в в случае их несоблюден. получателями нормат. актов.

Давать обязат. для выполнен. учрежден. всех банков республики, указан. о замариван. банковских счетов, распоряд. кредитов по республиканск. бюджету.

Принимать экономич. санкции, предостанавл. действие выдан. лицензий.

Ставить вопрос о привлечен. к отвествен. должностных лиц при нарушен. законодат. гос.

и валютн. дисциплинс передачей мат-ла в комитет гос. контроля или правоохранит.

органам.

Стр-ра Мин-ва ф. :

В составе Мин-ва имеются: бюджетн. управлен., управлен. ф. по отраслям, главн. контрольн.- ревизион. управлен., управлен. гос., страх., надзор и управлен. на аудиторск. деят-ти.

Мин-во по налогам и сборам , а также ее структурн. подразделен. не входят в состав местных финанс органов. Налогов. инспекции обязаны действовать в строгом соотв. с законодат., осущ. контроль за соблюден. налогов. законодат. по вопросам правильн. исчислен. полноты и своевременности взносов налогов в бюджет и целевые бюджетн. фонды Вести в установлен. порядке учет налогоплательщ., проводить проверки налогоплаты, ежемесячно предоставл. финанс. органам сведения о фактич суммах налогов и других платежейв бюджет. Информировать Мин-во ф. обо всех случаях уплаты п/п налогов, осущ. возврат излишн. уплачен. налогов суммы и неправильно изъятых с налогоплательщ. штрафов.

К органам отраслев. управлен. относится финанс. управлен., финанс. отделы Мин-в, ведомств, п/п, организаций, учреждений

31 Финанс. планирование, его сод-ние, принципы и задачи.

Финанс. планир.- процесс обоснован. на определен. период движения финанс. рес-в и соответствующ. финанс. отношен.

Главным назначением финанс. планиров. и прогнозров. становится предвидение, поступлен. доходов, определен. расходов, расчет результативности каждой хозяйствен. и финанс. ситуации, обоснован. наиболее выгодного, напр., финанс. рес-в, установлен. на некоторое время равновесия в поступлен. денежн. ср-в и их использ. для обеспечен. платежеспособности и устойчивого финанс. положения

Объектом финанс. планиров. выступают финанс. деят-ть гос-ва или хозяйствующ. деят-ть субъекта , заключающ. в мобилизации денежн. поступлений и использ. их на текущий нужды, расширен., обновлен. произ-ва, соц. нужды.

Главная цель составлен. финанс. планов заключ. в согласовании намечаемых расходов по производствен. и соц. развитию с финанс. возможностями. В процессе составлен. финанс. планов:

Определ. предполагаем. сумма поступлен. денежн. ср-в.

Обосновыв. необход. затрат.

Рассчитыв. эффективн. каждой операции.

Обосновыв. финанс. стратегия.

Изучается возможность и целесообразность использ ценных бумаг, выявл. внутрен. рес-сы.

Признаки финанс. планиров. :

Объектом финанс планиров. всегда выступает финанс деят-ть субъектов хозяйствован. на любом уровне управлен.

Сфера его развития охватывает в основном перераспред. процессы, осущ. посредством ф. рпи образовании , распределении и использ. фондов денежн. ср-в.

Финанс. планир. обращено к стоимостн. стороне воспр-ва и его основню целью явл. обоснован. финанс. возможность, обеспечен. намечаем. проектов и их эффективн.

Финанс показат., задания, планы всегда рассчитыв. в стоимостн. форме, носят синтетич. хар-р, базируются на производ. показат.

Методология финанс. планиров. базируется на следующ. принципах :

- Объективн. необход. использ. финанс. планиров. как первоначальн. стадия управлен. ф. на всех уровнях хозяйствован.

-Эффективн. отражающ. качествен. сторону данного процесса и ориентирующ. его на получен. положит. финанс. рез-тов., а также на достижен. должного экономич. или соц. эффекта.

- Комплексности и единства цели- согласование производствен. и финанс. заданий, движеню материальных и финанс. рес-сов, планов на разных уровнях управлен.

- Научности- обеспечивает реальность, эффективн. намечаем. заданий.

Предполаг. выбор лучших решений с учетом долглсрочн. выгоды.

35.Методы фин-го пл-я(ФП).

Методы пл-я-это приемы расчета пок-лей. Сущ-ют следующие методы пл-я фин-х пок-лей: -нормативный; -расчетно-аналитический; -балансовый; -оптимизация плановых решений; -эк.-матем-е моделирование.

Содержание нормативного метода на основе заранее установленных норм и технико-эк. нормативов расчит-ся потребность хоз. субъекта в фин-х ресурсах и их источниках.

Норма - установленная мера, ср. величина.

Норматив - технический, эк-кий и т. д. пок-ль норм, в соответствии с кот-ми выполняется какая-то программа. 2-е группы нормативного метода:

-внешние нормы и нормативы;

-внутренние нормы и нормативы.

Внешние нормы и нормативы - нормы и нормативы, установленные законодательными актами РБ или местными органами власти: ставки налогов, норм амортизационных отчислений, тарифные ставки.

Внутренние нормы и нормативы - нормы и нормативы, разработанные самим хоз. субъектом используемые им для внутреннего регулирования произв., инвест. и финансовой деят-ти: нормы запасов, сырья, товаров, гот. пр-ции, тары, остатков ден-х ср-в в кассе, переводы в пути, нормы в кредиторской задолженности, нормативы в ремонтный фонд.

Расчетно-аналитический метод рассч. аналитическим методом. Содержание - за базовый индекс принимается изменение этого индекса в плановом периоде, затем рассчитывается плановая величина этого пок-ля.

Балансовый метод. Сущность -путем построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии фин-х ресурсов и фактической потребности в них.

Он + П = Р + Ок

Он – остатки ден. ср-в на начало планируемого периода

П – прибыль

Р – общая сумма расходов

Ок – остатки ден. ср-в на конец планируемого периода

Метод оптимизации плановых решений. Содержание - разрабатываются несколько вариантов планового пок-ля, из кот-х выбирается наиболее оптимальный вариант.

Сущ-ет 2-а направления выбора хоз. вариантов:

1) если даны ресурсы, то стремятся получить наилучший результат их использования.

2) если дан результат, то пытаются свести к min-му использованию ресурсов.

Метод эк.-матем. моделирования. Сущность - позволяет найти количественное выражение взаимосвязей м/у фин-ми пок-лями и ф-рами, власти на величину этого пок-ля.

Функциональная связь означает, что измерение зависимости одного пок-ля от др. сводится к определению значения ф-ии, т.е. составляется ур-е функции зависимости:Y=f(x).

33. Виды Дц фин-х планов(ФП).

Дц ФП - фин-е планы, обосновавшие индивидуальный кругооборот ср-в отдельно взятого хоз. субъекта. Кол-во Дц фин-х планов значительно больше и разнообразней по форме и содержанию чем централизованные.Это фин-е планы многочисленных, разных по своей деят-ти, типу орг-ции, методам упр-я и финансирования предприятий, орг-ций, учреждений, ведомств. Общность Дц фин-х планов закл-ся в их способности обосновать индивидуальный кругооборот ден-х ср-в конкретного субъекта хозяйствования. В основу группировки Дц фин-х планов могут быть положены разные признаки, оказывающие воздействие на состав доходов, расходов и методику их исчисления, а также формирование финан­совых взаимоотношений с государством и всеми участни­ками воспроизводственного пр-сса. К ним отнеосится форма собственности. Различают­ся фин-е планы гос-ных, аренд­ных, кооперативных предприятий, акционер­ных обществ, совместных, иностранных пред­приятий, частных фирм, общественных орг-ций.

Финансовые планы бюджетных учреждений носят на­звание смет и определяют в основном их расходы, а в случаях поступления дополнительных источников дохо­дов разрабатываются приходно-расходные сметы, обосно­вывающие все поступления и расходы по хозяйственной деятельности. Предприятия и организации, работающие на коммерческом (хозяйственном) расчете, в нашей ре­спублике раньше составляли финансовые планы в виде балансов «доходов и расходов». В их доходной части определялись: «прибыль», «амортизации» и неко­торые другие поступления, в расходной — «затраты, производимые за счет этих поступлений».

Финансовый бизнес-план включает ряд таблиц и ба­лансов: прогноз реализации продукции, таблицу доходов и затрат, баланс денежных расходов и доходов. Некото­рые предприятия дополнительно разрабатывают прогноз­ный баланс активов и пассивов и график (расчет дости­жения безубыточности). Стратегия финансирования обос­новывается при прогнозировании вложений в расши­рение или перевооружение производства (источники, ме­тоды финансирования инвестиций и их окупаемость).

Все виды финансовых планов в зависимости от периода их действия подразделяются на перспективные, текущие и оперативные. Перспективные планы определяют движение денежных средств на длительный период с учетом долгосрочных вложений и выгоды. Текущие финансовые планы — это задания на текущий год, которые детализируются на более короткие периоды времени.

36. Сущность фин-го контроля(ФК). Фин-вый контроль на макроур-не.

ФК - это целенаправленная деят-ть уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хоз-я установленных форм и методов реализации фин-х отношений, анализу эффективности и разработки предложений по их совершению.

Цель ФК - содействие формированию пнаучено обоснованной фин. пол-ке и эффективного фин. мех-ма. 2-а аспекта:

1)ФК - строго регламентированная деят-ть, специально созданных контролирующих органов, за соблюдением фин-х законодательств и фин-вой дисциплины всех эк-х субъектов.

2)ФК -это неотъемлимый эл-т упр-я фин-ми и ден-ми потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности фин-х операций.

ФК на макроур-не - это контроль за организацией и функционированием финансов в масштабе всего гос-ва.

Гос. ФК - это комплексная и целенаправленная сис-ма эк-ко-правовых действий конкретных органов власти и упр-я, базирующих на положениях осн-х законов гос-ва.

Гос. ФК -призван останавливать стоимостные пропорции распределения ВВП.

Задачи гос.ФК:

1)обеспечение процесса формирования и эффективного использования централизованный фонд ден-х ср-в.

2)контроль за соотв-вием действующих форм и методов реализации финансовое отн-я объективно необходимо.

3)Выявление и устранение диспропорций в распределении финансовые ресурсы по отраслям и регионам с целью эффективного их использования, оптимального, дифференциации по степени значимости удовлетворения фин. ресурсы по отрасли и регионам.

Объект контроля - гос. фин-сы.

Предмет – сводные фин-е планы, сметы, отчеты об их исполнении в тер. и отраслевом разрезах.

Субъект - законадательные органы власти и гос-е органы упр-я.

Контроль в сфере гос. фин-сов – налоговый, бюджетный, страховой и банковский надзор.

Наши рекомендации