Организац. управлен. ф. Ведомственные ф-ции службы управлен. на различных уровнях и их ф-ции
Управлен. ф. осущ спец. органы. Их можно подразделить на три основные группы:
а) органы общего управлен. ф.;
б) органы оперативного управлен. ф.;
в) органы отраслевого управлен. ф.
К органам общего управлен. ф. относятся Нац. собрание и Совет Министров при Президенте РБ. Эти органы определяют финанс. пол-ку гос-ва; утверждают финанс. законодательство; осущ. общий контроль за соблюдением финанс. законодательства.
Органами оперативного управлен. ф. явл.: Мин-во ф., Мин-во по налогам и сборам, Нац. банк. Они проводят в жизнь финанс. пол-ку; разрабатывают проект форм и методов финанс. отношений и издают после их утверждения инструкции; контролируют соблюдение финанс. отношений.
Мин-во ф. явл. центральным органом управлен. ф. РБ.Его основными задачами явл.:
Обеспечен. эффективн. использ. ф. в целях получен. эффективн. произ-ва, роста НД, создания и развития прогрессивных рыночн. форм и стр-р.
Эффективн. проведение в жизнь бюджетной и налоговой пол-ки;
Контроль за соблюдением госуд. и валютной дисциплины, закона о ценных бумагах и биржах;
Разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в мин-вах и других центральных органах управлен.;
Финанс. обеспечен. подведомственных учреждений и организаций;
Участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирование внешней государственной задолженности;
Контроль за соблюден. финанс. интересов гос-ва в процессе интеграции РБ и в мировое хоз-во.
Ф-ции Мин-ва ф. :
Методическое руководство бюджетно-финанс. сферы в республике, изучение эк-ки и ф. отраслей народного хоз-ва, разработка предложений по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличен. доходов бюджета; организация работы по составлен. и исполнен. республиканск. бюджета
Мин-во ф. проводит свою деят-ть через финанс. управлен. областных, городских исполкомов, организует финанс. деят-ть подведомствен. п/п , организаций, учреждений.
Права Мин-ва ф. :
Требовать и получать от всех центральн. органов инф-цию об осущ. финанс. операции по формирован. и использ. гос. финанс ср-в.
Требовать и получать мат-лы для бюджетн. планир., а также ответы об исполнен. бюджета на различн. уровнях.
Огранич. и предоставл. финансиров. расходов, за счет гос. ср-в в случае их несоблюден. получателями нормат. актов.
Давать обязат. для выполнен. учрежден. всех банков республики, указан. о замариван. банковских счетов, распоряд. кредитов по республиканск. бюджету.
Принимать экономич. санкции, предостанавл. действие выдан. лицензий.
Ставить вопрос о привлечен. к отвествен. должностных лиц при нарушен. законодат. гос.
и валютн. дисциплинс передачей мат-ла в комитет гос. контроля или правоохранит.
органам.
Стр-ра Мин-ва ф. :
В составе Мин-ва имеются: бюджетн. управлен., управлен. ф. по отраслям, главн. контрольн.- ревизион. управлен., управлен. гос., страх., надзор и управлен. на аудиторск. деят-ти.
Мин-во по налогам и сборам , а также ее структурн. подразделен. не входят в состав местных финанс органов. Налогов. инспекции обязаны действовать в строгом соотв. с законодат., осущ. контроль за соблюден. налогов. законодат. по вопросам правильн. исчислен. полноты и своевременности взносов налогов в бюджет и целевые бюджетн. фонды Вести в установлен. порядке учет налогоплательщ., проводить проверки налогоплаты, ежемесячно предоставл. финанс. органам сведения о фактич суммах налогов и других платежейв бюджет. Информировать Мин-во ф. обо всех случаях уплаты п/п налогов, осущ. возврат излишн. уплачен. налогов суммы и неправильно изъятых с налогоплательщ. штрафов.
К органам отраслев. управлен. относится финанс. управлен., финанс. отделы Мин-в, ведомств, п/п, организаций, учреждений
31 Финанс. планирование, его сод-ние, принципы и задачи.
Финанс. планир.- процесс обоснован. на определен. период движения финанс. рес-в и соответствующ. финанс. отношен.
Главным назначением финанс. планиров. и прогнозров. становится предвидение, поступлен. доходов, определен. расходов, расчет результативности каждой хозяйствен. и финанс. ситуации, обоснован. наиболее выгодного, напр., финанс. рес-в, установлен. на некоторое время равновесия в поступлен. денежн. ср-в и их использ. для обеспечен. платежеспособности и устойчивого финанс. положения
Объектом финанс. планиров. выступают финанс. деят-ть гос-ва или хозяйствующ. деят-ть субъекта , заключающ. в мобилизации денежн. поступлений и использ. их на текущий нужды, расширен., обновлен. произ-ва, соц. нужды.
Главная цель составлен. финанс. планов заключ. в согласовании намечаемых расходов по производствен. и соц. развитию с финанс. возможностями. В процессе составлен. финанс. планов:
Определ. предполагаем. сумма поступлен. денежн. ср-в.
Обосновыв. необход. затрат.
Рассчитыв. эффективн. каждой операции.
Обосновыв. финанс. стратегия.
Изучается возможность и целесообразность использ ценных бумаг, выявл. внутрен. рес-сы.
Признаки финанс. планиров. :
Объектом финанс планиров. всегда выступает финанс деят-ть субъектов хозяйствован. на любом уровне управлен.
Сфера его развития охватывает в основном перераспред. процессы, осущ. посредством ф. рпи образовании , распределении и использ. фондов денежн. ср-в.
Финанс. планир. обращено к стоимостн. стороне воспр-ва и его основню целью явл. обоснован. финанс. возможность, обеспечен. намечаем. проектов и их эффективн.
Финанс показат., задания, планы всегда рассчитыв. в стоимостн. форме, носят синтетич. хар-р, базируются на производ. показат.
Методология финанс. планиров. базируется на следующ. принципах :
- Объективн. необход. использ. финанс. планиров. как первоначальн. стадия управлен. ф. на всех уровнях хозяйствован.
-Эффективн. отражающ. качествен. сторону данного процесса и ориентирующ. его на получен. положит. финанс. рез-тов., а также на достижен. должного экономич. или соц. эффекта.
- Комплексности и единства цели- согласование производствен. и финанс. заданий, движеню материальных и финанс. рес-сов, планов на разных уровнях управлен.
- Научности- обеспечивает реальность, эффективн. намечаем. заданий.
Предполаг. выбор лучших решений с учетом долглсрочн. выгоды.
35.Методы фин-го пл-я(ФП).
Методы пл-я-это приемы расчета пок-лей. Сущ-ют следующие методы пл-я фин-х пок-лей: -нормативный; -расчетно-аналитический; -балансовый; -оптимизация плановых решений; -эк.-матем-е моделирование.
Содержание нормативного метода на основе заранее установленных норм и технико-эк. нормативов расчит-ся потребность хоз. субъекта в фин-х ресурсах и их источниках.
Норма - установленная мера, ср. величина.
Норматив - технический, эк-кий и т. д. пок-ль норм, в соответствии с кот-ми выполняется какая-то программа. 2-е группы нормативного метода:
-внешние нормы и нормативы;
-внутренние нормы и нормативы.
Внешние нормы и нормативы - нормы и нормативы, установленные законодательными актами РБ или местными органами власти: ставки налогов, норм амортизационных отчислений, тарифные ставки.
Внутренние нормы и нормативы - нормы и нормативы, разработанные самим хоз. субъектом используемые им для внутреннего регулирования произв., инвест. и финансовой деят-ти: нормы запасов, сырья, товаров, гот. пр-ции, тары, остатков ден-х ср-в в кассе, переводы в пути, нормы в кредиторской задолженности, нормативы в ремонтный фонд.
Расчетно-аналитический метод рассч. аналитическим методом. Содержание - за базовый индекс принимается изменение этого индекса в плановом периоде, затем рассчитывается плановая величина этого пок-ля.
Балансовый метод. Сущность -путем построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии фин-х ресурсов и фактической потребности в них.
Он + П = Р + Ок
Он – остатки ден. ср-в на начало планируемого периода
П – прибыль
Р – общая сумма расходов
Ок – остатки ден. ср-в на конец планируемого периода
Метод оптимизации плановых решений. Содержание - разрабатываются несколько вариантов планового пок-ля, из кот-х выбирается наиболее оптимальный вариант.
Сущ-ет 2-а направления выбора хоз. вариантов:
1) если даны ресурсы, то стремятся получить наилучший результат их использования.
2) если дан результат, то пытаются свести к min-му использованию ресурсов.
Метод эк.-матем. моделирования. Сущность - позволяет найти количественное выражение взаимосвязей м/у фин-ми пок-лями и ф-рами, власти на величину этого пок-ля.
Функциональная связь означает, что измерение зависимости одного пок-ля от др. сводится к определению значения ф-ии, т.е. составляется ур-е функции зависимости:Y=f(x).
33. Виды Дц фин-х планов(ФП).
Дц ФП - фин-е планы, обосновавшие индивидуальный кругооборот ср-в отдельно взятого хоз. субъекта. Кол-во Дц фин-х планов значительно больше и разнообразней по форме и содержанию чем централизованные.Это фин-е планы многочисленных, разных по своей деят-ти, типу орг-ции, методам упр-я и финансирования предприятий, орг-ций, учреждений, ведомств. Общность Дц фин-х планов закл-ся в их способности обосновать индивидуальный кругооборот ден-х ср-в конкретного субъекта хозяйствования. В основу группировки Дц фин-х планов могут быть положены разные признаки, оказывающие воздействие на состав доходов, расходов и методику их исчисления, а также формирование финансовых взаимоотношений с государством и всеми участниками воспроизводственного пр-сса. К ним отнеосится форма собственности. Различаются фин-е планы гос-ных, арендных, кооперативных предприятий, акционерных обществ, совместных, иностранных предприятий, частных фирм, общественных орг-ций.
Финансовые планы бюджетных учреждений носят название смет и определяют в основном их расходы, а в случаях поступления дополнительных источников доходов разрабатываются приходно-расходные сметы, обосновывающие все поступления и расходы по хозяйственной деятельности. Предприятия и организации, работающие на коммерческом (хозяйственном) расчете, в нашей республике раньше составляли финансовые планы в виде балансов «доходов и расходов». В их доходной части определялись: «прибыль», «амортизации» и некоторые другие поступления, в расходной — «затраты, производимые за счет этих поступлений».
Финансовый бизнес-план включает ряд таблиц и балансов: прогноз реализации продукции, таблицу доходов и затрат, баланс денежных расходов и доходов. Некоторые предприятия дополнительно разрабатывают прогнозный баланс активов и пассивов и график (расчет достижения безубыточности). Стратегия финансирования обосновывается при прогнозировании вложений в расширение или перевооружение производства (источники, методы финансирования инвестиций и их окупаемость).
Все виды финансовых планов в зависимости от периода их действия подразделяются на перспективные, текущие и оперативные. Перспективные планы определяют движение денежных средств на длительный период с учетом долгосрочных вложений и выгоды. Текущие финансовые планы — это задания на текущий год, которые детализируются на более короткие периоды времени.
36. Сущность фин-го контроля(ФК). Фин-вый контроль на макроур-не.
ФК - это целенаправленная деят-ть уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хоз-я установленных форм и методов реализации фин-х отношений, анализу эффективности и разработки предложений по их совершению.
Цель ФК - содействие формированию пнаучено обоснованной фин. пол-ке и эффективного фин. мех-ма. 2-а аспекта:
1)ФК - строго регламентированная деят-ть, специально созданных контролирующих органов, за соблюдением фин-х законодательств и фин-вой дисциплины всех эк-х субъектов.
2)ФК -это неотъемлимый эл-т упр-я фин-ми и ден-ми потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности фин-х операций.
ФК на макроур-не - это контроль за организацией и функционированием финансов в масштабе всего гос-ва.
Гос. ФК - это комплексная и целенаправленная сис-ма эк-ко-правовых действий конкретных органов власти и упр-я, базирующих на положениях осн-х законов гос-ва.
Гос. ФК -призван останавливать стоимостные пропорции распределения ВВП.
Задачи гос.ФК:
1)обеспечение процесса формирования и эффективного использования централизованный фонд ден-х ср-в.
2)контроль за соотв-вием действующих форм и методов реализации финансовое отн-я объективно необходимо.
3)Выявление и устранение диспропорций в распределении финансовые ресурсы по отраслям и регионам с целью эффективного их использования, оптимального, дифференциации по степени значимости удовлетворения фин. ресурсы по отрасли и регионам.
Объект контроля - гос. фин-сы.
Предмет – сводные фин-е планы, сметы, отчеты об их исполнении в тер. и отраслевом разрезах.
Субъект - законадательные органы власти и гос-е органы упр-я.
Контроль в сфере гос. фин-сов – налоговый, бюджетный, страховой и банковский надзор.