Тема 6. Денежно-кредитная политика
1. Понятие и типы денежно-кредитной политики
2.«Основные направления денежно-кредитной политики» - основной централизованный прогнозный план денежного оборота и основных элементов денежно-кредитных отношений.
3.Уточнение целевых параметров инфляции.
1. Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий государства в лице Национального Банка в области денежно-кредитных отношений в целях обеспечения стабильности национальной валюты.
Существуют следующие типы денежно - кредитной политики: рестрикционная денежно- кредитная политика, экспансионистская.
Рестрикционная денежно - кредитная политика направлена на ужесточение условий при ограничении объема кредитных операций коммерческих банков и повышения уровня ставок. Ее проведение предполагает и сопровождается увеличением налогов сокращение государственных расходов и другими мероприятиями направленными на сдерживание инфляции и в ряде случаев - оздоровление платежного баланса.
Экспансионная денежно – кредитная политика сопровождается расширениями масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращение налоговых ставок, понижение процентных ставок.
Денежно - кредитная политика обоих типов может имеет тотальный либо селективный характер.
При тотальной денежно- кредитной политики мероприятия центрального банков распространяется на все учреждения банковской системы.
При селективной денежно - кредитной политике на отдельные кредитные институты или отдельные виды банковской деятельности.
2. Национальный Банк Республики Казахстан определяет приоритетным направлением своей деятельности осуществление денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение стабильности цен.
Основные направления денежно-кредитной политики на 2006-2008 г.г. установлены Постановлением Правления Национального Банка РК от 11.08.2006 № 20. При разработке денежно-кредитной политики на 2006-2008 годы Национальным Банком Республики Казахстан были рассмотрены два сценарных варианта. Критерием разделения на сценарные варианты.
Критерием разделения на сценарные варианты является уровень мировых цен на нефть (сценарий умеренных цен и сценарий высоких цен). Сценарий низких мировых цен на нефть Национальным Банком Республики Казахстан не рассматривается, поскольку резкое снижение цен на рынке в краткосрочной перспективе маловероятно.
Сценарий умеренных цен на нефть предполагает, что средние мировые цены на нефть сорта «Брент» в 2006-2008 годах останутся в пределах 45-60 долларов за баррель, мировые процентные ставки сохранятся приблизительно на текущем уровне. При этих допущениях в 2006-2008 годы ожидается среднегодовой рост экономики в пределах 8-9%, международных резервов Национального Банка Республики Казахстан - 12-38%, денежной массы - 24-35%, денежной базы - 20-42%. Уровень монетизации экономики вырастет от 32% в 2006 году до 38% в 2008 году.
Сценарий высоких цен на нефть предполагает дальнейший рост мировых цен на нефть в предстоящий трехлетний период. Ожидается, что по данному сценарию средние мировые цены на нефть сорта «Брент» превысят 65 долларов за баррель. Предполагается достижение более низких уровней мировых процентных ставок по сравнению со сценарием умеренных цен на нефть. При этих допущениях в 2006-2008 годы ожидается более высокий среднегодовой рост экономики по сравнению со сценарием умеренных цен на нефть. Прогнозы роста международных резервов, денежных агрегатов будут выше в среднем на 7-12 процентных пунктов, чем по сценарию умеренных цен на нефть.
Основной целью денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан при реализации сценария умеренных цен на нефть станет удержание инфляции в коридоре 5,7-7,3% и при реализации сценария высоких цен на нефть - в коридоре 6,9-8,5%.
Из двух сценариев Национальный Банк Республики Казахстан наиболее реалистичным считает сценарий умеренных цен на нефть.
Исходя из этого Национальный Банк Республики Казахстан наметил реализацию ряда мер, в том числе по ужесточению денежно-кредитной политики. Это связано с тем, что вне зависимости от сценария предполагается сохранение инфляционного давления в условиях значительного притока иностранного капитала, избытка ликвидности на внутреннем финансовом рынке, роста расходов государственного бюджета.
В случае реализации сценария высоких цен на нефть меры денежно-кредитной политики могут быть ужесточены в большей степени.
В области денежно-кредитной политики Национальный Банк Республики Казахстан согласно будет регулировать ставки по своим операциям, включая официальную ставку рефинансирования, в зависимости от ситуации на денежном рынке и уровня инфляции. Наиболее важные вопросы будут рассматриваться на заседании Совета по денежно-кредитной политике Национального Банка Республики Казахстан, в работе которого принимают участие депутаты Парламента Республики Казахстан, представители государственных органов, академических кругов, а также финансового сектора.
Основными инструментами регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся депозиты банков второго уровня в Национальном Банке Республики Казахстан и выпуск краткосрочных нот. Национальный Банк Республики Казахстан не будет ограничивать объем привлечения депозитов, однако будет определять ставки по ним. Выпуск краткосрочных нот будет осуществляться с целью формирования «кривой доходности» по краткосрочным инструментам и в целях развития других инструментов финансового рынка.
Продолжится повышение воздействия Национального Банка Республики Казахстан на рыночные ставки вознаграждения путем установления коридора ставок (нижняя ставка - ставка по привлечению депозитов, верхняя ставка - ставка по предоставлению займов).
В рамках совершенствования системы управления рисками будет рассмотрена возможность привязки к официальной ставке рефинансирования предельных ставок вознаграждения по вновь привлекаемым вкладам (депозитам) физических лиц, возврат которых гарантируется Казахстанским фондом гарантирования (страхования) вкладов физических лиц.
Национальный Банк Республики Казахстан продолжит проведение политики плавающего обменного курса без определения какого-либо долговременного установленного коридора, осуществляя вмешательство в формирование валютного курса лишь с целью ослабления последствий кратковременных и спекулятивных колебаний валютного курса. Колебания курса будут обуславливаться соотношением спроса и предложения денег на валютном рынке. Будет осуществляться мониторинг потоков иностранной валюты.
Основной целью денежно-кредитной политики будет поддержание годовой инфляции в пределах от 5-10 %, что будет обеспечиваться регулированием уровня денежной базы с использованием всех имеющихся у Национального Банка инструментов денежно-кредитной политики.
3. Прогнозы основных макроэкономических показателей представлены на три года (2006-2008 годы) в вышеназванном Постановлении.
Обеспечивается переход к принципам инфляционного таргетирования. Это предполагает построение прогнозов основных параметров денежно-кредитной политики, исходя из целевых ориентиров по инфляции. При инфляционном таргетировании в качестве целевого показателя рассматривается инфляция, а основным оперативным показателем служит одна из официальных краткосрочных процентных ставок.
Меры по сдерживанию инфляции потребуют усиления совместных действий Национального Банка Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
В области валютного регулирования и валютного контроля будет продолжена политика, направленная на дальнейшую либерализацию валютного режима в Казахстане, выработку новых подходов к регулированию рисков, связанных с движением капитала.
В области платежных систем будут предприняты дальнейшие меры по повышению эффективности и безопасности платежных систем, создание эффективной системы управления рисками и надзора за платежными системами. Данная система будет включать в себя системы контроля и надзора за операторами услуг, провайдерами технического и программного обеспечения, а также пользователями платежных систем. Большое внимание будет уделено оснащению платежных систем высокими информационными технологиями и передовой техникой.
В целях обеспечения бесперебойного и непрерывного функционирования и повышения уровня безопасности платежных систем будет проведена работа по созданию нового резервного центра.
В рамках содействия обеспечению стабильности финансовой системы Национальный Банк Республики Казахстан будет тесно координировать свою деятельность с Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
Денежно-кредитная политика будет способствовать сохранению стабильности финансового рынка. Дальнейшее развитие финансового рынка в соответствии с Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан на 2006-2008 годы будет проводиться в направлении приближения всех его сегментов к международным стандартам.
Национальным Банком Республики Казахстан совместно с Агентством Республики Казахстана по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и другими заинтересованными государственными органами будет проведена работа по подготовке Отчета о финансовой стабильности, раскрывающего факторы уязвимости экономики.
Будет продолжено активное сотрудничество с международными финансовыми организациями (Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Азиатский Банк Развития, Исламский Банк Развития и другие).
В рамках интеграционных объединений Национальный Банк Республики Казахстан продолжит работы по организации общей платежной системы, по созданию интегрированного валютного рынка стран-членов БврАзЭС, а также по участию в работе межгосударственных и межведомственных групп по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП), Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС).