Учебная ситуация 3 «Виноторговцы»
Константин – коммерческий директор оптовой фирмы, торгующей алкоголем. Владельцы требуют от него повышения отдачи на вложенный капитал. Просматривая баланс, Константин обнаружил, что стоимость складских запасов во 2-м квартале возросла более чем на 6 млн руб. Он вызвал к себе начальника отдела продаж:
¾ Сергей, что творится, в самом деле? Совсем разленились? Всех уволю к чертовой матери! Почему так плохо продаете? Товар завис на 6 млн. руб.!
¾ А что такое? У нас на складе примерно недельный запас, все как обычно.
¾ Ну да! Было на 18 млн руб., а стало на 24 млн руб.!
¾ А, это если в рублях…Акцизы* повысились, в стоимости запасов все это отражается.
¾ Акцизы повысились всего на 10 рублей!
¾ Вдвое повысились! Были 10 руб., а стали 20. Это же рост 100%! А запасы по числу бутылок – всего на 5%. Так что мы не виноваты.
¾ А кто виноват? Ты продажник – ты и виноват. И не тычь мне свои проценты! Иди работай! Быстро чтобы раскидал эти лишние бутылки! Как хочешь! Но чтобы стоимость запасов опять вернулась к 18 млн руб., не больше!
¾ Можно мне дать агентам бонус**? По 20 руб. за бутылку?
……………( а что бы Вы ответили на этот вопрос?)
Вопрос. Так кто же виноват и, главное, что делать?
Дополнительная информация
У Константина имеются следующие данные:
количество товара, тыс. бутылок | Закупочная цена, руб./шт. | Акциз руб./шт. | Стоимость непроданных запасов, тыс.руб. | |||
q | z | a | (a+z)×q | |||
1-й квартал | 18 000 | |||||
2-й квартал | 24 150 | |||||
6 150 | рост запасов |
Организационная структура фирмы
| ||||||||||
| ||||||||||
вопросы :
· Почему Константина так волнует рост стоимости запасов?
· Что ему нужно сделать с имеющимися данными, чтобы понять, какие требуются корректирующие действия?
· Как ему представить эти данные своим подчиненным, чтобы они поняли, что от них требуется?
· Как организовать процесс постановки и согласования бюджетных целей, чтобы Сергей был достаточно мотивирован на их выполнение?
· О чем Константину нужно подумать, разрешая или запрещая бонусы?
Руководство по поиску решений
Учебные цели
· Связать бюджетные показатели с организационными целями и процессами контроля.
· Использовать понятие центров ответственности за формирование затрат для определения правильных управленческих воздействий.
· Определять и правильно интерпретировать отклонения от бюджета, выявлять причины отклонений.
· Учитывать человеческие факторы, усложняющие рациональные процессы работы с бюджетами.