Мотивационная модель инвестиционного поведения п/п в рын. среде
Дисциплина «Инвестиции»
1. Теоретические основы И-ой деятельности.
Практически любая инвестиционная деятельность предполагает вложение капитала в настоящем времени с целью получения положительных результатов в будущем. Основой при этом является объект вложения. Его особенности определяют объем вложения, время и риск.
Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства и заключается в использовании части дополнительного общественного продукта для увеличения количества и качества всех элементов системы производительных сил общества.
Под инвестициями понимается совок-ть ср-в (деньги, банк. депозиты, имущ-во и имуществ. права, акции, облигации и др. ц.б., лицензии патенты и др. фин. активы), вкладываемых в объекты предпринимательской и иной видов д-ти с целью получения д/да и достижения положительного социального эффекта.
y = C + S
y-ВВП; C-конечное потребление; S-национальное сбережение
y = C + I + NX = C + I + IFX
I-внутр. инвестиции; NX-экспортно-импорт. сальдо; IFX-чистые иностр. инвестиции
I + IFX = S
Классификация инвестиций:
1. Объект вложения
- вложения в нефинансовые активы (капиталообразующие инвестиции), т.е. вложение капитала в ОПФ, в инновационные нематериальные активы в прирост запасов ТМЦ и др. объекты, связанные с операционной д-тью п/п или улучшением условий труда и быта персонала
- финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложение капитала в различные фин. активы, фин. инструменты инвестирования с целью получения д/да
2. Характер участия в инвестиционном процессе
- прямые инвестиции, подразумевающие прямое участие инвестора в выборе объектов инвестирования
- непрямые, хар-щие вложение капитала инвестора, опосредованные др.лицами, т.е. фин. посредниками
3. Воспроизводственная направленность
- валовые инвестиции – общий объем инвестируемого капитала в опр. периоде
- реновационные инвестиции, хар-щие объем капитала инвестируемого в простое воспр-во ОС и нематер. активов (сумма амортизац-х отчислений)
- чистые инвестиции
4. Отношение самого п/п-инвестора
- внутренние инвестиции, т.е. вложение кап-ла в развитие операц-х активов самого п/п-инвестора
- внешние инвестиции, т.е. вложение капитала в реальные активы др. п/п или фин. инструменты, эмитируемые др. субъектами хоз-вания
5. Период осуществления инвестиций
- краткосрочные инв-ции (до 1 года)
- среднесрочные инв. (до 5 лет)
- долгосрочные инв. (св. 5 лет)
6. Уровень инвестиционного риска
- безрисковые инв-ции, т.е. влож-е кап-ла в объекты инвестирования, по к-ым отсутствует риск потери капитала или ожидаемого д/да и практически гарантировано получение инвестиц. прибыли
- низкорисковые инв-ции
- высокорисковые инв.
7. Уровень ликвидности
- высоколиквидные инв-ции, т.е. влож-е в объекты и инструменты, к-ые м.б. быстро конвертированы в ден. форму без ощутимых потерь своей текущей рын. ст-ти в срок до 1 мес.
- среднеликвидные - в срок до 6 мес.
- трудноликвидные (от 6 мес. до 1 года)
8. По формам собственности
- частные
- гос-ые и мун.
- смешанные
Мотивационная модель инвестиционного поведения п/п в рын. среде
Развитие современной теории инвестиционного поведения п/п осущ-ся по след. направлениям:
1) расширение спектра (набора) мотиваций
(эк-ие и неэк-ие-соц.,эколог-е)
2) углубление системы мотивационных критериев инвестиционного поведения п/п
Выдел-ся след. виды мотиваций и критериев:
- мотивация накопления собственных инвестиц-х ресурсов
- мотивация использования накопленного капитала в инвестиц. процессе
Мотивация влож-я капитала в реальные капитальные активы с увеличением ставки %-а на фин. рынке существенно снижается и, наоборот, при снижении ставки % растет мотивация увеличения объемов реального инвестирования.
Для того, чтобы сбережения п/п использовались как инвестиционный, а не как кредитный ресурс норма инвестиц. прибыли д. превышать сложившуюся ставку %-а на фин. рынке.
Т.об.,ставку % м. рассматривать как среднюю цену за отказ п/п от использ-я сбережений как запаса ликвидности и их трансформацию в реальные инвестиции.
2. Бизнес-план инвест-го проекта
Бизнес-план представляет собой документ внутрифирмен ного планирования, содержащий все основные аспекты плани рования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализ проблем, с которыми оно может столкнуться, а также способы решения финансово-хозяйственных задач.
В зависимости от целей потребность в разработке бизнес- планов выявляется при решении финансовых и управленческих задач в различных сферах хозяйственной деятельности. Обобщение опыта составления бизнес-плана отечественными
Инвестиционный проект – документ, опр-щий необх-ть реального инвестир-я, в к-ом в общепринятой послед-ти разделов излаг-ся осн. хар-ки (параметры) проекта и фин. пок-ли связ-е с его реализацией.
Стр-ра ТЭО проекта
1. Резюме – краткий обзор всех осн. вопросов содерж-я каждой главы
2. Предпосылки и история проекта
3. Анализ рынка и концепция маркетинга
4. Матер. ресурсы (приблизит-я потр-ть, сущ-щее и потенциальное положение с поставками, грубая оценка год-х затрат на местные и импортируемые матер. ресурсы)
5. Месторасположение, участок и окр. среда
6. Проектно-конструкторские работы
7. Орг-ия и накладные р/ды
8. Труд. ресурсы
9. Календарное осуществление проекта
10. Фин. анализ и инвестиции
Содержание бизнес-плана:
1. Общая хар-ка п/п
2. Краткие сведения по проекту
3. Анализ фин. состояния п/п, реализующего ИП (для вновьсоздаваемого п/п этот раздел не составляется)
4. Мероприятия по эф-ой д-ти
5. Рынок и конкеуренция
6. Д-ть в сфере маркетинга
7. Описание ИП
8. План пр-ва
9. Организац-й план
10. Юр. обеспечение проекта
11. Эк риск и страхование
12. Стратегия финансир-я
13. Фин. план. Ожидаемые результаты
Инвестиц-е предложение – док-т к-ый предназначен для передачи идей и перспектив развития бизнеса п/п потенциальным инвесторам.
Бизненс-план разраб-ся для менеджмента и собственников компании и яв-ся для них руководством к действию и инвестиц-е предложение разраб-ся только для потенциальных инвесторов и оно предназначено для решения специфической задачи орг-ции финансирования инвестиций.
Требования к разработке инвестиционного предлож-я:
1) ориентация на инвестора
2) ясность, краткость и достоверность
3) убедительность