Хар-ка зв-в общегос-х Ф

Задачей общегос-х финансов явл. концентрация финансовых ресурсов в распоряжении гос-ва и направление их на финансирование общегос-х нужд.

Общегос-е финансы формируются за счет налогов, сборов, гос.пошлин, доходов от казенных предприятий…

Общегос-е финансы состоят из:Гос.бюджета, Гос.кредита и Гос.страхования

ГБ- главное звено ФС, представляет собой систему образования и использования централ-х фондов ден.ср-в, для обеспечения функций органов гос.власти. С его помощью пра­вительство республики концентрирует в своих руках зна­чительную часть финансовых ресурсов страны.

ГБ-основной финансовый план страны на текущий год имеющий силу закона.

Средства Б направляются на осуществление инвестиционной политики, субсидир-е предприятий, за счет бюджетных средств финансируются организации и учреждения непроизв-й сферы(культура, образование, здраовоохраниние).

ГК- отражает кредитные отношения по поводу мобилизации гос-вом временно свободных ден. средств п/п, организаций, населения на началах возвратности на финансирование гос. расходов.

Кредиторы – физ. и юр. лица, заемщиком выступает гос-во в лице его органов.

Данная форма кредита позволяет заемщику направить мобилиованные финансовые ресурсы на покрытие бюджетгного дефицита без осущ-я эмиссии.

В зависимости от заемщика гос. займы: размещаемые, центральные, местные органа самоупр-я

По месту размещения: внутренние, внешние

Сроки привлечения: краткосрочные(до 1 года),среднесрочные(до 1-5 лет), долгосрочные(больше 5 лет)

Размер гос. займа включается в сумму гос. долга страны. Гос. долг- вся сумма выпущенных, но не погашенных гос. займов с начисленными по ним % на определенную дату или за определенный срок. Различают: внутренний и внешний гос. долг.

ГС- один из методов создания резервных фондов для защиты собственности предприятий, организаций, учреждений, собственности граждан и общегос-го имущества убытков при стихийных бедст­виях и других неблагоприятных событиях, для дополнительного материального обеспечения граждан при раз­личных событиях в их жизни. В отличие от фи­нансов, которые связаны с распределением и перерас­пределением финансовых ресурсов, страхование охва­тывает только сферу перераспределительных отноше­ний.

21.Порядок функц. Зв-в ТФ. Террит. фин. (ТФ) выполн. ту же задачу, что и общегос. фин., но применит-но к администр. - террит. образован. наход. на самоупр-ии. В их сост. входят террит. бюджеты и внебюдж. фонды. ТФ формир. за счет налогов, сборов, штрафов, местн. займов и лотерей. Формиров. использован. местн. фин. основ. на принцип. самост. госуд. финансир. поддержки и гласности. ТФ-сис-ма экон. отнош..посредством котор. распред. и перераспред. НД,фонд ден.ср-в.использ.на экон.и соц. развит.территор.Через ТФ гос-во активно провод.соц.п-ку.За счет ср-в местн.бюдж.финансир.сис-ма муницип.образов,здравоохран,коммун.обслуж.населен.строит-ва дорог. С помощью ТФ гос-во осущ. выравниван.ур-ней экон.и соц.развит.территор,котор.в рез-те историч,военн,географич.и др. услов.отстали в своем эконом. и соц.развит.Финансов.базой ТФ явл.местн.бюдж. Местн.бюдж.сост. по аналог. с ГБ и выполн.ф-ции:1)формир.ден.фондов,явл.фин.обеспеч. деят-ти террит.орг.власти;2)распред.и использ.этих фондов м/д отрасл.нар.хоз-ва;3)контроль за фин-хоз. деят-тью п/п,организ,подведомств.этим орг.власти. Муницип.внебюдж.фонды созд.на основ.решен.местн.орг.власти. Источн. внебюдж.фонд.явл:добров.взносы ЮЛ и ФЛ;доходы от аукционов;штрафы за загрязн.окруж.среды,наруш.санит.норм и правил;штрафы за порчу и утрату памятник. истор.и к-ры,наход.в муницип.собственн.;штрафы за административн. и др.правонаруш. Созданию внебюдж.фондов содейств:1)концентрац.ср-в п/п и регион.орг. на развит.соц-бытов.инфра-ры;2)усилен.матер.заинтересов.местн.орг.власти;3)расширен.фин.возможн.местн.орг.для ликвид.диспропорций м/д произв. и непроизв.сферами и диспропорц.внутри инфра-ры;4)укреплен.фин.рес-сов местн.орг.власти;5)повыш.ур-ня обслужив. и совершенств.услуг.оказываем.населению.

20.Х-ка звеньев сферы фин.п/п. Финансы п/п(Фп/п) представл.собой сис-му денежн.отношен,связан. с формирован. и использован.ден.фондов п/п.Они включ.ден.отнош,котор.возник. м/д:п/п-ями;п/п-ями и вышстоящ.организ;п/п-ями и входящ. в них структурн.подразделен.;п/п-ями и ГБ;п/п-ями и учрежден.банков др. Фп/п-исходн.звено ФС РБ,явл.основой общегос.фин.это объясн.тем,что именно на п/п в проц.матер.пр-ва созд.решающ.доля.НД страны. Поэтому от состоян.данного звена ФС завис.финанс.положен.республики. Фп/п сост.из 2-х подсфер:фин.п/п матер.пр-ва и фин.учрежден.непроизв.сферы. В рамках сферы матер.пр-ва выдел:фин.п/п промышл.торговли,трансп,связи,с/х. В непроизв.сфере выдел:фин образован,к-ры и ис-ва,здравоохранен,физ-ры.науки и научн.образован. Решающ.роль.играют.фин. п/п матер.сферы.котор.непосредств.обслужив. пр-во,кругооборот ср-в п/п.В этой подсфере созд. решающ.часть фин.рес-сов,значит.доля котор. посредством налогов направл.на формиров.доходн.части ГБ. В завис.от форм собствен. в сост.1 и 2 подсфер различ.след.звенья:1)фин.п/п,учрежд.и организ,основан.на госуд.собственн;2)фин.п/п,учрежд.и организ,основ. на коллективн.собственн;3)фин.п/п,учрежд.и организ,основ на совместн.собственн;4)фин.п/п,основ.на частн.собственн;5)фин.п/п.основ.на смешан.ф-мах собствен. Среди данных звеньев ведущ.место заним.фин п/п,основ.на госуд.ф-ме собствен.Это объясн.тем,что в РБ более 80%госуд.п/п.По мере приватиз.и разгосударствлен.все больш.значен.будут приобрет.фин. п/п ,основ.на негосуд.ф-мах собствен.Подавляющ.часть организ.непроизв.сферы осущ.некоммерч.деят-ть(не преслед.цели получен.прибыли). Если такие учрежден. и получ. доходы(госуд.вузы за обучен.сверхпланов.контингента студентов),то они использ.на развит.этих учрежден. Все затраты в учрежден.непроизв.сферы,как правило покрыв.за счет бюдж.ср-в(за исключ.ЖКХ,бытов.обслужив,коммерч.страхов,кредитн.и др.учрежд.).

23. Взаимосвязь сфер и звеньев фин. сис-мы (ФС).
ФС- совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев фин. отн-й, связанных с образованием и использ-м Цфден.ср-в и ДЦфден.ср-в.
ФС- едниная сисетма, т.к. базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев, т.е. НД, создаваемом в сфере матер-го произв-ва.
Общегосуд. финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении опр. темпов развития всех отраслей нар. хоз-ва, перераспр-я фин. рес-в м\д отраслями эк-ки и регионами респ-ки, произв-й и непроизв-й сферами.
Общегос. фин-сы органично связаны с фин-ми предприятий: 1-доходами; 2-процесс расширенного воспроизводства осущ-ся не только за счет собств. ср-в п/п, но и с привлечением общегос. фонда ден. ср-в в форме бюджетных ассигнований и использ. банковских кредитов. При недостатке собственных средств п/п прибегает к выпуску ценных бумаг. Взаимосвязь и взаимозав-ть составляющих звеньев ФС обусловленные единой сущностью п/п. Ч/з ФС гос-во воздействует на формирование Ц и ДЦ ден. фондов, фонд накопления, фонд потребления, испоьзуя для этого налоги, расходы ГБ и ГК.

28. Виды фин политики (ФП) и особенности её функционир-ия

В зав. от сферы интересов гос-ва: внешн и внутр.

В основе междунар ФП лежит упр-ие фин-ми и кред-ми отн-ми в сфере междунар отнош-й, связ. как с междунар. разд-ем труда с формир-ем и погаш-ем долга и с участием в деят-ти междунар орг-ций, в т.ч. меж/нар фин орг-ций. Меж/нар фин пол-ка направлена на развитие произв сил своей страны и соответ-но каждое гос-во старается занять свое весомое место на меж/нар рынках сырья, товаров, раб. силы и капитала.

Гос. защищает свои интересы через тамож. и вал. пол-ку, особ-ти кот. опред-ся степенью заинтер-ти гос-ва в расшир. или сокращ. своего экспорта или импорта.

По длит-ти действия: текущ и долговрем-ая. Текущ-я ФП – операт. регулир-ие фин рынка и его звеньев в обеспечении нормал. функц-ия фин мех-зма в поддерж. Сбалансир-го равновесия между звеньями фин сис-мы. Долгоср-ая ФП направ-на на реш-е крупномасшт-й экон. задач, требующ-х больших затрат времени и капитала.

По сп-бам и приемам регулир-я фин отн-ий и связей внутри фин сис-мы ФП: дефляц-ая и рефляц-ая. Дефляц-ая ФП – сис-ма мер регулир-я общегос фондов и денеж пол-ки с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежн.баланса посред-вом сниж-я делов.акти-ти и замедления экон.роста. Она провод-ся путем увел-я налогов при одноврем-ом сниж. ур-ня гос.расходов, сохр-нии эмиссии денег, повыш-е учетной ставки. Рефляц-ая ФП – сис-ма мер по урегулир-ю общегос фондов и денеж пол-ки с целью повыш дел-й акти-ти и ускорения экон. роста и провод-ся путем увел-ния гос. расходов, сниж-я налогов, сниж-я % ставок.

22.Спец-ка.функц.сферы фин.населен.(домохоз-в). Задач.фин.домохоз-в явл.формиров.доходов.использ.их на текущ.расх.на приобретен.имущ-ва,на создан.фин.портфеля,т.е. вложен.ден.ср-в на депозит,покупка акций,госуд.ценн.бумаг.Их возникновен.вызвано:1)возможн.граждан получ. ден.вознагражден.за свою раб.силу,организат.способн,интеллект.собственн;2)появлен.индивид.предпринимат-ва;3)развит.рынка ценн.бумаг. В завис.от функцион.назначен.расходов,осуществл.домохоз-вами,их можно раздел.на 3 гр:1)обязат.платежи;2)расх.на потреблен;3)ден.сбережен.В кач-ве критер.классификац. по функцион.направлен.выплат,расходы подраздел.на 2 гр:1)налоги и сборы с ФЛ;2)коммун. и др.платежи населен. К обязат.платеж.домохоз-в относ:возврат осн.суммы.получ.в банке кредита;выплату % по нему;страхов.взносы;госуд.и местн.налоги. Применяя налоги и сборы с ФЛ,гос-во:1)оказыв.влиян.на стр-ру бюдж.домохоз-в путем стимулиров.рацион.для об-ства использован.получаемого дохода;2)обеспеч.необходим.поступления в бюдж.различн.ур-ней;3)перераспред.часть доходов в пользу наимен.соц.защищенн.слоев населен. ФЛ уплачив.след.налоги:подоходн.налог;налог на имущ-во(налог с владельц.автотрансп.ср-в);гос.пошлины. К местн.налогам относ:целев.сборы с граждан на благоустр-во территор.;сбор с владельц.собак;сбор на выдачу ордера на квартиру;курортн.сбор. Домохоз-ва уплачив. ряд косвенн.налогов:НДС;акцизы;налог с продаж.Размер коммун. и др.ежемес.платежей завис.от местонахожден. домохоз-ва и его благоустр-ва. В том случ,если расх.на оплату услуг ЖКХ превыш.22%,то домохоз-во может получ.субсид.из ГБ. Можно выдел.з мотивац.установки.определ.процесс сбережен.домохоз-в:1)создан.страхов.резерва для поддержан.ур-ня текущ.потреблен. в случ снижен.располаг.дохода;2)создан.денежн.резерва для повышен. ур-ня капит.расходов,связанн. с приобретен.дорогостоящ.предмет. длительн.пользован;3)создан.денежн.фонда для его дальнейш.инвестирован. с целью повышен.ур-ня дохода домохоз-ва.Выдел.2 ф-мы сбережен.:неорганизован,организованные.

25.ФП-состав часть эк. п-ки

Политика гос-ва - участие в делах государства определяющее форму, задачи и содержание его деятельности.
ФП - особая сфера деятельности гос-ва направленная на мобилизацию фин. рес-в., их рационального распред-я и использ-я для осуществления государством его функций, а также обеспечения соотв. ресурсами реализацию гос. программу эк. и соц. развития.
Под соц.развитием поним. не только развитие просвещения, культ., здравоохр-я, но и соц. обустройство общества.
Свое практическое воплощение ФП в лице гос-ва реализ-ся через фин.мех-м, его рычаги и стимулы.
МинФин и НБ на основе действующего законад-ва разраб. инструкции по формированию доходов бюджета и их использованию, вырабатывают осн. направления Д-кр политики, нормативные документы о порядке и правилах предоставления средств ФЛ и ЮЛ.
Задачи ФП: *учет действия объективных эк. законов (з-н стоимости, оплаты труда, накопления, ден. обращения). *определ-е источников мобилизации фин. рес-в(ФР), их сос-ва, стр-ры, возможных резервуаров увеличения. *обеспечение рационального распр-я и исп-я ФР. *концентрация ФР на важнейших направлениях эк. и соц. развития по ср-м рационального построения налоговой сис-мы. *сбалансированность финансовой и денежно-кредитн. политики. *уменьшение дефецита фин. сис-мы и расширение покрытия на основе гос. ценных бумаг. *либерализация эк. деятельности. *выработка ФМ, реализ. ФП гос-ва в форме соотв. нормативных актов.
26. Регуляторы ФП

К фин. Регуляторам относ.: 1)условия формир-я прибыли; 2)усл-я кредитования ч/з учетную ставку; 3)исп-е сис-мы спец. налоговых льгот; 4)регулир-е ценами, тамож. пошлинами, ур-нем з/платы.

Требования к ФП:

1.Научный подход выработки ФП, предполаг. её соотв-вие закономерностям обществ. развития и пост-ный учет выводов фин. теории; 2.Учет специфики конкр. ист. условий каждого этапа разв-я общ-ва, особен-тей внутр. положения и междунар. обстановки; 3.Тщательное изуч-е опыта предшеств. хоз. и фин. строит-ва, новых и прогрессивных тенденций и мирового опыта; 4. Соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении ФП путем ориентации на выполнение ключевой задачи опред. этапа развития и обеспеч-я тесной взаимосвязи м/у осн. частями эк. пол-ки (фин.-кред.,политики в области ценообр-я и з/платы); 5.Повышение эффективности исп. фин. рес-ов как результат действен-ти ФП; 6.Предвиденье последствий проведения намеченных фин. мероприятий позволяющих избежать непредсказуемых изм. в ФП; 7.Наличие обширной и достоверной инф. о фин. потенциале, объективных возм. гос-ва, о состоянии дел в эк-ке, всестороннее использ-е мат.-моделирования и ЭВТ.

27. Составные части ФП:

1.Налоговая пол-ка

2.Бюдж.-финансовая

3.Ден.-кредитная.

Налоговая пол-ка. Гл. назначение: изъятие части валового обществ. продукта на общегос. нужды, мобилизация этих средств и перераспред-е ч/з бюджет. Налоги выполняют фискальную и стимулирующую функцию.

В реализации бюдж. пол-ки гос-во опред. источники формир-я доходов гос. бюдж.,приоритеные направления расходов гос. бюдж., допустимые пределы расбалансиров-ти ГБ, источники финансирования ГБ, принципы взаимоотнош-й м/у отдельными звеньями бюдж. системы.

В составе Б.-Ф. политики относительную самостоятельность приобретают инвестиционная пол-ка, пол-ка управл-я гос. долгом, пол-ка межбюджетных отношений.

Д.-К. пол-ка- обеспечение устойчивости денежного обращения ч/з управл-е эмиссией, регул-е инфляции и курса нац. ден. ед-цы,обеспеч-е своевременности и бесперебойности расчетов в нар. хоз-ве и разл. звеньях фин. сис-мы ч/з регламентацию и регул-е деят-ти банковской сис-мы, управление деятельностью фин. рынка ч/з регламентацию эмиссии и размещения гос. и корпоративных ценных бумаг,регул-е их оборота.

В Д.-К. пол-ке относит-ю самостоят-ть приобретают: 1.эмиссионная пол-ка; 2.Ценовая; 3. Валютная.

В совр. усл-ях осн. цель ФП-борьба с инфляцией, преодоление спада произв-ва, дефицита гос. бюджета, увелич. соц. защиты нас-ния.

Наши рекомендации