Понятие,виды цен и их классификация

Тема: Ценообразование

Определение термина ценообразование

Ценообразование—это установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости отисходной стоимости продукции, цен конкуренто, соотношения спроса и предложения и других факторов.

Ценообразование- установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от

Начальной стоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и

других факторов. Основные подходы к установлению цены:

- на основе закрытых торгов, исходя из ожидаемых ценовых предложений конкурентов;

- на основе ощущаемой ценности, исходя из покупательского восприятия ценностной значимости продукта;

- на основе уровня текущих цен, исходя из текущих цен конкурентов.

Цель ценообразования.

Обеспечить мотивированную, своевременную и достаточную ценовую реакцию, таким образом, чтобы получить максимальный объем продаж с минимальной потерей

маржинальности.

Нужно понимать, что ценообразование того или иного товара всегда зависит от целей,

которые ставиторганизация. А цели бывают самые разные:

- выживание организации. Т.е. необходимо установить такую цену на товар, которая

позволит фирмывыжить в конкурентной борьбе. Очевидно, что такие ситуации происходят не от хорошей жизни;

- максимизация прибыли;

- расширение рынка сбыта;

- позиционирование товара для определенной ниши. Например, если товар является люксовым, то цена на него может быть далеко не всегда оправданно завышенной,

если говорить об затратах на его изготовление;

- стимулирование сбыта;

- расширение доли на ранке;

Это не все цели. При желании данный список можно серьезно расширить. В конце концов, у

всех компанийсвои цели в тот или иной промежуток времени.

Методы ценообразования

Итак, вот основные методы ценообразования:

1) На основе затрат

Этот метод является одним из самых понятных и известных. В данном случае цена на товар

устанавливаетсяв зависимости от расходов на его производство. Т.е. Стоимость товара

должна покрывать затраты напроизводство продукта и при этом приносить организации

определенную прибыль.

Очевидно, что серьезное преимущество в такойпреимуществолучит та фирма, которая сумеетминимизировать свои расхода. Ведь в таком случае она сможет установить более низкие

цены на своюпродукцию или получать большую прибыль. Наконец, многие полагают, что

данный метод достаточнопрозрачен и справедлив в отношении конечных потребителей

продукции, которые платят не за воздух.

Естественно, определенные проблемы есть и у данного метода:

-в некоторых случаях может быть достаточно сложно вычислить затраты на производство

товара, чтобыустановить его стоимость;

- если у конкурентов будут более низкие расхода, то у фирмы наступят серьезные проблемы;

- Затраты могут меняться. Следовательно, будет скакать и цена товара;

2) С оглядкой на конкурентов

В данном случае цена на товар устанавливается на основе цен конкурентов. Одним из самых популярныхметодов является установление средней цены по отрасли, когда вычисляется

средняя цена на товар междусамым дорогим и дешевым аналогами. Наконец, цену можно

устанавливать и большую чем у конкурентов, именьшую. Все зависит от того, как организация хочет позиционировать свой товар на рынке, какие цели онапреследует.

Конечно, даже используя данный метод ценообразования нельзя забывать про затраты,

чтобы не возниклоситуации, когда цена на товар будет установлена просто с потолка, в то

время как расхода не позволятпродавать его по такой цене. Это будет просто не выгодно

организации.

3) В целях позиционирования товара

В данном случае цена устанавливается так, чтобы подчеркнуть преимущества товара, его позиционирование. Например, если есть цель сделать товар дорогим и позиционировать его

как роскошныйпродукт, то необходимо установить высокую цену. Если фирма наоборот хочет позиционировать продукт, как доступный - нужно установить максимально возможную низкую

цену.

4) На основе спроса

Здесь все логично. Если спрос на продукт зашкаливает, то цену можно поднимать. Если спроса нет, то еенеобходимо опускать. Естественно, заранее все это можно попробовать

рассчитать при помощи маркетинговых исследований.

Также можно выделить и не основные методы, такие как: затратный метод; рыночный метод

потребительскойоценки; рыночный метод следования за лидером; аукционный метод;

тендерный метод; параметрическийметод; метод удельных показателей; метод структурной

аналогии; агрегатный метод; балловый метод; методкорреляционно-регрессионного анализа.

Теоретические аспекты управления ценообразованием на предприятии

Понятие,виды цен и их классификация.

Конкрет­ные возможности ценообразования в значительнойстепени предо­пределяют финансовую политику компании. Цена является объектом энергичной конкуренции, результаты которой во многом предопре­деляют и финансовые итоги рыночной

деятельности,что существенно повышает ответственность менеджмента компании за

качество хозяйственных решений,которые так или иначе прямо или

косвенно связаны с управлением ценами. Как известно,цена представляет собой экономическую кате­горию, означающую сумму денег, за которую

продавец хочет про­дать, а покупатель готов купить продукт. Цена определенного

количе­ства продукта составляет его стоимость,отсюда цена — денежная стоимость продукта.

По мнению Зайцева Н.Л., цена - экономическая категория, позволяющая косвенно измерить

затраченное на производство продукта общественно необходимое рабочее время.

При товарных отношениях ценавыступает как связующее звено между производителем и

потребителем, то есть является механизмомобеспечивающим равновесие между спросом и

предложением, а следовательно, между ценой и стоимостью.

Цена — сложная экономическая категория. В ней фокусируются практически все основные

экономическиеотношения в обществе. Прежде всего, это относится к производству и

реализации то­варов, формированиюих стоимости, а также к созданию,

распреде­лению и использованию денежных накоплений. Ценаопосредству­ет все товарно-денежные отношения.

Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: ры­ночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодейст­вия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование — формирование ценгосударственными органами. При этом в рамках затратного

ценообразования в основу фор­мирования ценызакладываются затраты производства и

обра­щения.

Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен, состоит из блоков, вкачестве которых рассматриваются как конкретные цены, так и определенные

группы цен.

Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.

В зависимости от этого признака цены подразделяются на следу­ющие основные виды:

1)оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на 2 подвида: оптовая цена предприятия -цена, по которой предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям; оптовая цена

промышленности - цена, по которой предприятие оплачивают продукцию снабженческо-

сбытовым организациям;

2) цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам

цен: сметная стоимость - предельный размер издержек на строительство каждого объекта;

прейскурантная - усредненнаясметная стоимость единицы конечной продукции типового

строительного объекта;

договорная цена – цена,устанавливаемая по договора между заказчиками и подрядчиками;

3) закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию - цены (оптовые), по которым реализуетсясельскохозяйственная продукция

фермерами;

4) тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемаятранспортными организациями с

отправителей грузов и населения;

5) розничные цены – цены, по которым торговые фирмы реализуют продукцию населению;

6) тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые на­селению;

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены). Аналогичнуюклассификацию цен в зависимости от оборота выделяет Сергеев И.В. в учебном пособии “Экономикапредприятия”.

Зайцев Н.Л. в зависимости от характера обслуживаемого оборота различает три основных вида цен напромышленную продукцию.

Оптовая цена предприятияэто цена, которая предусматривает возмещение текущих издержек и получение прибыли.

Оптовая цена предприятия играет важную роль в хозяйственной деятельности

промышленногопредприятия, т.к. обеспечивает ему возмещение текущих затрат

производства и получение нормативной чистой прибыли.

Цопт. пред.= Сп (1+Rсс),

где Сп - полная плановая исходная стоимость единицы продукции предприятия, руб.

Rсс - уровень рентабельности, рассчитанный по первоначальной стоимости, т.е. это

величина прибыли,полученная по реализации годового объема продукции, приходящаяся на 1 рубль годовых текущихрасходов, который можно определять по формуле:

Rсс = ( Rпр *ПФсr) ёСпr,

где Rпр - уровень рентабельности промышленного предприятия в долях единицы;

ПФcr - среднегодовая стоимость производственных фондов, т.е. сумма основного и

оборотного капитала;

Спr - полная плановая начальная стоимость годового объема произведенной и

реализованной продукции.

Оптовая цена промышленности формируется на основе оптовой цены предприятия и дополнительноговключения в цену предмета торговли, прибыли сбытовых организаций и налога на

добавленную стоимость:

Цопт.пром.=Цопт. пред.+(Цо.п.- МЗ) *НДС+ПРсб+ТЗсб,

где МЗ – фактическая или плановая первоначальная стоимость материальных издержек

единицы продукции;

ПРсб, ТЗсб - прибыль и расходы сбытовых организаций.

Государственная розничная цена является конечной ценой, по которой товары народного

потребления инекоторые орудия и предметы труда реализуются через торговую сеть. Она

представляет оптовую ценупромышленности плюс величина затрат торговых организаций и

размер плановой прибыли. Она отражаетпроцесс нарастания общественно необходимых

расходов по всем последовательным стадиям производстватоваров:

Цр=Цопт.пром.+ТЗр+Пр.,

где ТЗр,Пр. - текущие расхода и прибыль розничных торговых организаций.

В зависимости от сферы регулирования различают:

1)свободные цены, которые устанавливаются произво­дителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;

2) договорно-контрактные цены, устанавливаемые по соглашению сторон;

3) цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну

или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;

4) регулируемые цены соглашению pan> цены, устанавливаемые под

конт­ролем государств или отдельных субъектов Федерации.

Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок,

предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности.

Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и

процентных ставок.

В зависимости от территории действия различают:

1) цены, единые по стране или поясные;

2) цены региональные (зональные, местные).

Единые, или поясные, цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции, на

которые цены регулируются (фиксируются) государственными органами (энергоносители,

квартплата, Драгоценные металы и сплавы и др.).

Региональные цены могут быть оптовыми, закупочными, розничными. Они устметаллываются предприятиями,органами ценообразования региональных органов власти и управления

(цены и тарифы на подавляющеебольшинство жилищно-коммунальных и бытовых услуг).

По способу установления фиксации выделяют:

1)свободные цены устанавливаются производителями продукции на основе спроса и

предложения;

2) регулируемые цены: предельные, цены выше которых предприятия не могут устанавливать оплату своейпродукции и услуг, фиксированные цены;

3) контрактные;

4) трансфертные применяются при реализации продукции между подразделениями одной

организации;

5) биржевые, устанавливаются на товары, реализованные посредством торговли на бирже;

6) цены торгов.

По способу получения информации об уровне цены:

1)справочные - используются в качестве ориентировочной информации при установлении

цен на аналогичную продукцию, при анализе уровня цен;

2) прейскурантные – вид справочной цены, публикуемой в прайс-листах фирм-продавцов;

3) расчетные – применяются в договорах контрактах на нестандартное оборудование, производимое

по индивидуальным заказам.

По времени действия цены подразделяются на:

1) твердые, которые не меняются в течение всего срока действия контракта; договор ахi>контрактах)текущие, меняющиеся в рамках одного контракта;

3) сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;

4) скользящие, устанавливаемые на предмета торговли с длительным сроком изконтрактая.

С учетом фактора времени:

контракта>1) постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен;

2) сезонная цена-вид розничных или оптовых цен носящих сезонный характер;

3) ступенчатая - ряд последовательно снижающихся цен в заранее обусловленные моменты

времени по определенной шкале.

В зависимости от метода включения транспортных затрат в цену продукта выделяют:

1)цену “франко-станция (пристань) отправления”– в оптовую цену включаются расходы

по доставке продукции до станции назначения;

2) цену “франко-склад поставщика” – все расходы по доставке продукции несет покупатель;

3) цену “франко-склад потребителя” – все доходы по транспортировке оплачивает поставщик.

При анализе и определении уровня цен бизнесмен должен ясно представлять общую картину системы цен,которая характеризует взаимосвязь и взаимоотношения различных видов цен.

Все элементы системы ценнаходятся в тесной взаимосвязи. Взаимосвязь цен обусловлена

зависимостью отдельных предприятий,производств и отраслей, единой методологией

формирования издержек на производство, а такжевзаимосвязью всех элементов рыночного

механизма.

Основные факторы, оказывающие воздействие на процесс ценообразования. Перед

Всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями в качестве одной из

основных встает проблемаопре­деления цены на свои товары и услуги.

В условиях рынка ценооб­разование представляет собой весьмамногогранный процесс, под­верженный воздействию множества факторов.

Рыночная цена продукта формируется под влиянием большого числа факторов,

определяющих состояние соответствующего рынка.

При выборе ценовой стратегии компания должна выявить и проанализировать все факторы,

которые могут оказать влияние на цены. Таких факторов достаточно много, в большой

степени эти факторы, неконтролируемые фирмой.

И.К. Салимжанов считает, что различные ценообразующие факторы оказывают далеко не

Равнозначное воздействие на процесс формирования товарных цен, одни из них

способствуют уступке в цене, другиевызывают ее рост. Иную классификацию факторов

ценообразования приводят А.Е. Карлик в учебномпособии “Экономика предприятия”.

Основными из этих факторов являются следующие:

спрос на продукцию.

Значительное влияние на цену оказывает спрос. Чем выше цена продукта, тем меньше

предлагаемых поэтой цене предметов торговли могут приобрести покупатели. Зависимость

между ценой и спросом на негоописывается кривой спроса, которая показывает обратно

пропорциональную зависимость между ценойпродукта и спросом на него. Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения, наоборот,возрастает. Это объясняется тем,

что повышение цены заинтересовывает производителей в увеличенииобъемов продаж. цен,

при которой спрос и предложение равны, называется равновесной ценой. Эта именно

та цена, по которой продукт будет продан. В действительности соотношение спроса

и предложенияпостоянно меняется в результате воздействия на них различных факторов.

Для количественного измерения колебаний спроса и предложения под воздействием

различных факторовиспользуется понятие эластичности. Эластичность дает представление

о том, в какой степени изменениецены воздействует на уровень спроса. Степень

эластичности измеряется на основе коэффициента эластичности (Эц):

Эц =,

где С1 - величина спроса при старых ценах,

С2 - величина спроса при новых ценах,

Ц2 и Ц1 соответственно новая и старая цена.

Спрос на различные товары может быть как эластичным, так и неэластичным. При

эластичном спросе(незначительном изменении цены и значительном изменении спроса)

значение коэффициента эластичностибольше 1. К товарам неэластичного спроса относятся,

например товары повседневного спроса,относительно недорогие товары. Кроме эластичного и неэластичного спроса, существует частный случай,когда процентное колебание цены

приводит к точно такому же изменению продаж и общая выручка остается неизменной (Эц=1)

Государственное регулирование цен.

<совершенно точно pan>В условиях несовершенного рынка возникающая равновесная цена

не способствует оптимальному состоянию и стабильности в обществе. Поэтому

государство путем установлениярегулируемых цен целенаправленно создает новые условия равновесия. Но при этом необходимо учитывать следующее:

1)устанавливаемая государством цена не может достаточно быстро меняться под влиянием изменений спроса и предложения, поэтому может возникает дефицит или затоваривание

продукции;

2) полный отказ от вмешательства в процесс ценообразования лишает общества

Возможности воздействовать на уровень цен отраслей и предприятий.

Государственное регулирование цен осуществляется по нескольким основным направлениям.Законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установления

фиксированных цен произ­водителями продукта, представителями оптовой и

розничной торговли. Независимо от того, насколько «обоснованы» эти фиксированные цены, они признаются

незаконными. бизнесмены, их установившие, строго наказываются, а на организации налагаются

огромные штрафы.Такие нарушения получили название «горизонтальное

фик­сирование цен».

Во избежание подозрения в подобных нарушениях закона пред­приниматели не должны:

Консультироваться или обмениваться информацией с конкурентами о ценах,

скидках, условиях реализации и займа; подвергатьобсуждению цены, надбавки и затраты

каких-либо фирм на профессиональных отраслевых собраниях;

Договари­ваться с конкурентами о временном сокращении производства с це­лью

поддержания высоких цен.

Нарушением, преследуемым законом, является также «вертикальное фиксирование цен».

Оно проявляется в том, что производители или оптовая торговля требуют продажи своего

продукта по конкрет­ным ценам,контролируя таким образом розничные цены.

Государство также запрещает и ценовую дискриминацию, если она приносит ущерб

конкуренции.

Так, производители и оптовые торговцы обязаны предлагать свойпродукт разным

покупателям – участникам каналов сбыта на одних и тех же условиях расхода по производству и реализации продукции.

Основу цены предмета торговли составляют затраты, связанный с его производством и

реализацией,поэтому их размер во многом определяет уровень цены. В состав расходов

входят издержки как зависящие (уровень использования сырья и материалов, степень

загрузки производственных мощностей, эффективность труда), так и независящие

(транспортные тарифы, стоимость сырья, материалов, сырья) отдеятельности предприятия.

Ценовая конкуренция

конкуренция подталкивает компании к совершенствованию своей продукции, детальному

обоснованию ценына нее. При этом компания может ориентироваться или на рынок продавца или на рынок покупателя. Нарынке продавца доминирующее положение занимает

продавец– производитель продукта.

В этих условияхфирме легче функционировать, поскольку ее продукция находиться вне

конкуренции. На рынке покупателядоминирующее положение занимает покупатель. И от того, насколько организация сумеет учестьменяющиеся запросы покупателя и вовремя

удовлетворить их и зависит ее благополучие.Ценовая конкуренция воздействует на цену

продукта через такие факторы, как отраслевые особенностипроизводства (например,

капитало- или трудоемкое); жизненный цикл продукта (на какой ста­дии жизненногоцикла находится продукт); тип продукции (например, серийная или единичная); имидж компании; объемпоставок; взаимоотношения между продавцом и покупателем

(характер взаи­моотношений можетопределяться контрактом); условия платежа.

Состояние финансовой системы, а именно: уровень и тенденции доходов населения,

Покупательская способность денежной единицы, уровень и динамика инфляции, изменение

паритета национальной валюты и др.

Участники каналов товаро-продвижения.

Все они стремятся увеличить объем реализации и прибыли и установить большой контроль за ценами. Фирма производитель влияет на цену продукта, используя систему

монопольного товародвижения, сводя до минимума продажу товаров через магазины,

торгующие по сниженным це­нам.

Чтобы достигнуть согласия всех участников канала сбыта в реше­ниях по ценам, производителю необходимо:обеспечить соответству­ющую долю прибыли каждому участнику для покрытия его затрат и получениядоходов; предоставить гарантии оптовой и розничной торговле в получении продукции по самым низкимценам; предложить особые согласия, включающие снижения цены с цены па определенный

период илибесплатную политическую партию товаров для стимулирования

заку­пок оптовой и розничной торговлей.

потребители - важный фактор, оказывающий значительное влияние на цены. Любой бизнесмен

должен видеть глубокую взаимосвязь между ценой и восприятием ее раз­личными

потребителями. Отношения междуценами и количеством сделанных покупок по этим ценам

можно объяснить двумя причинами:

воздействием законов спроса и предложения и ценовой эластичности и неодинаковой

реакцией покупателей различныхсегментов рынка на цену. Именно эти причины легли в

основу деления всех покупателей по их восприятиюцен и ориентации в покупках на четыре

группы:

1)покупатели, проявляющие большой интерес, при выборе покупки к ценам, качеству,

ассортименту предлагаемых товаров (большое влияние на эту группу покупателей оказывает реклама, раскрывающая полезныедополнительные свойства этого товара), это так

называемая группа экономных покупате­лей;

2)покупатели, создавшие себе «образ» продукта, которым они хотят владеть, и чутко

реагирующие на всехарактеристики, приближающие или удаляющие их от «образа», — это персонифицированные покупатели;они требуют к себе особого внимания и чуткого

обслужи­вания;

3) покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие организации и делают их по уже давносложившейся традиции, эта группа покупателей называется «этичные

покупатели»; они готовы заплатитьболее высокую цену за продукт, продаваемый в этом

магазине, подчас пренебрегая широким ассортиментомтоваров других магазинов;

4) покупатели, мало интересующиеся ценами, — «апатичные покупатели».

Из всех перечисленных ранее факторов основное воздействие на движение цен оказывает

динамика ценыпроизводства продукта. Рост эффективности труда, снижение издержек

орудий труда и сырья на единицу продукции вызывают снижение цены производства, и

наоборот. Поэтому можно было бы ожидать, что с ускорением темпов

научнотехнического прогресса произойдет снижение рыночных цен. Однако практика показывает, что в развитых странах достижения научнотехнического прогресса не приводят в рядеотраслей к снижению стоимости товаров. Это объясняется тем, что действие других

факторов, таких как политика монополистов и инфляция, оказывается более сильным.

Аликлычев выделяет 2 основные группы факторов:

действующие со стороны спроса и со стороны предложения. В результате приспособления

продавцов и покупателей друг к другу складывается так называемая равновесная цена.

предложение товаров и спрос на них, обуславливается не только уровнем иструктурой

доходов, но и социальной средой, в которой осуществляется процесс купли-продажи, поэтому рыночная цена – это сложное социально-экономическое явление, а процесс

регулирования уровней и динамики цен требует постоянного изучения всей совокупности

факторов,действующих на них. Среди факторов, действующих со стороны спроса,

основными являются следующие:

покупательная способность населения, число покупателей на рынке товаров и услуг,

прогнозы со стороны потребителей, изменение потребительских вкусов, достигнутый уровень

цены на сопряженные товары, сезонность и т.д. Среди факторов, действующих со стороны

предложения, основными являются следующие:

изменение цен наиспользуемые ресурсы; изменения в технологии производства; налоги, обязательные выплаты, льготы,дотации; количество продавцов на рынке.

Действие всех факторов спроса и предложения взаимопересекаются. Многие факторы имеют экзогенный(внешний по отношению к производителю товаров) характер. Это позволяет

использовать каждый из них в качестве своеобразного рычага внешнего воздействия

на производителя, не вмешиваясь непосредственно вего производственный процесс и

формировании цен выпускаемой продукции.

Взаимосвязь цен и финансов.цены и финансы в процессе стоимостного распределения

функционируют в тесной взаимосвязи. Их место в единой системе стоимостных

экономических категорий определяется масштабом отражения совокупности

производственных отношений. Место цены в этой системе, как денежного выражения

стоимости, обусловливает то, что она формирует реальный базис для реализации

финансовых отношений.Цены выступают основой финансового метода распределения

стоимости, а финансы исходя из пропорций распределения, сложившихся на базе цен

(их структуры), является инструментом, реализующим этипропорции, корректируя их с учетом развития экономики.Цена является одним из центральных звеньев рыночного механизма.

Вместе с тем сама цена состоит из финансовых категорий цены - без наценки, прибыли,

НДС, акцизного налога и некоторых других элементов.От того, как и насколько достоверно

определяются и исчисляются эти финансовые категории, будет зависеть и правильность

определения цены.

Существует и обратная связь. Нередко в условиях рынка цена, сложившаяся под

воздействием множества рыночных факторов, диктует величину расходов, размер прибыли

и других элементов цены. В этом случае расхода на производство и остальные

составляющие цены “подстраиваются” под тот уровень цены, который диктует рынок

и при котором продукт может быть продан. Таким образом, существует как прямая, так и обратная связь и взаимозависимость финансовых показателей и цены. Поэтому отделение и тем более противопоставление финансов и цен, как это нередко имело место прежде,

необоснованно и неправомерно.Следовательно финансовый и ценовой механизмы тесно

связаны между собой, так как все экономические,финансовые отношения основаны на

использовании цен и их составляющих.

В условиях перехода к рынку потребность в глубоком изучении взаимосвязи и

взаимозависимости финансови цен приобретает еще большее значение в связи с

необходимостью достижения и поддержанияматериальной сбалансированности в развитии

экономики России.

В рыночном механизме финансы и цены выполняют как общие, так и специфические функции, присущие либо только финансам, либо только ценам. К общей функции финансов и цен

Прежде всего относиться ихвзаимодействие в формированиии и распределении чистого

дохода общества.

В результате распределения Российской Федерации формируются финансовые ресурсы. На их динамику и структуру большое воздействие оказывают изменения в сфере производства.

Вместе с тем огромную роль в формировании финансовых ресурсов играют уровень и

структура цены, а также финансовые нормативы. Так, на увеличении доли обязательных

отчислений сказалось повышение соответствующих нормативов и отражение их в ценах.

Главным финансовым инструментом распределения и перераспределения является

госбюджет, который отражает основные пропорции перераспределения национальной

выгоды. В результате распределения и перераспределения образуются фонды возмещения,

накопления и потребления. На всех стадиях, отпервичного распределения до образования

конечных доходов, цены и финансы активно участвуют в этом процессе.

Тесной связью характеризуется также стимулирующая функция финансов и цен. Так

стимулирование или ограничение потребления определенных видов потребительских

товаров происходит путем изменения розничных цен и оказывает значительное влияние на

размер финансовых ресурсов государства.Сфера действия финансов весьма широка,

она практически охватывает все секторы и отрасли экономики, вто время как цены в большей мере выполняют свои специфические функции распределительную, учетную, согласование

спроса и предложения.

То обстоятельство, что цена является денежным выражением стоимости, отражает глубокую сущность взаимосвязи цен и финансов. Так же как цена немыслима вне денежных

отношений, так и финансы могут функционировать только на основе цен. Сумма

реализованных цен является источником финансовых ресурсов, а цены выступают

как результат производства, рыночной продажи, фирма которых возможна лишьна основе

использования основных и оборотных средств.

Структура и уровень цен, несмотря на свободу их формирования и влияния на них многих

Рыночных факторов, в значительной степени определяются финансовыми нормативами

и потребностью в финансовых источниках для конкретного предприятия или компании.

Так, налоги или другие обязательные платежи, образующие доходыгосударства в

целом или отдельных регионов, возмещаются частично из исходной стоимости, частично из

прибыли и являются надбавкой к цене (анализ) С другой стороны, реализованные цены

образуют выручку и денежные накопления предприятия или организации, которые являются источниками вышеперечисленных платежей и финансовых ресурсов компании.

платежи и отчисления, относимые в состав издержек на производство взаимосвязаны с ценами двояким образом.

Во-первых, они как всякие налоговые платежи через цену без наценки находят отражение

в составе цены продукции и реализуют, таким образом, ее перераспределительную

функцию.

Во-вторых, эти платежии отчисления сами являются ценами соответствующих видов

ресурсов.

Снижение начальной стоимости и рост на этой основе прибыли увеличивают финансовые

Возможности предприятия. исходная стоимость является финансовым барометром

условий производства и распределительных отношений. Достижение роста прибыли не

за счет снижения первоначальной стоимости,а за счет роста цен становится генератором

инфляционных процессов.

В рыночной экономике необходим единый подход при определении состава расходов,

относимых наначальная стоимость, и унифицированные для предприятий конкретных

отраслей методические материалы по формированию цены без наценки как для целей

ценообразования, так и для расчета полученнойприбыли и других результатов хозяйственной деятельности.

Таким образом, следует иметь в виду, что и механизм ценообразования, и формирование прибыли требуют использования исходной стоимости в рыночной экономике.

Наибольшее влияние на уровень и структуру цен оказывает НДС и акцизные налоги. НДС

образуется в каждом звене товаропродвижения и аккумулируется в розничной цене.

Он оплачивается конечнымпотребителем, то есть населением или государством. Этот налог, как правило составляется 20%, но имеются льготные ставки его по отдельным группам

товаров (некоторые продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента).

НДС и акцизные сборы наряду с налогом на прибыль и таможенным налогом являются основными доходными статьями бюджета.

Самое большое воздействие на уровень цен оказывает НДС по товарам, которые облагаются акцизом,поскольку ставка НДС применяется к ценам, уже включающим акцизные сборы

(налоги). акцизные налоги включаются в состав цены производителя, они установлены по

Строго ограниченному перечню товаров идифференцированы в зависимости от

соотношения издержек и спроса на конкретный подакцизный продукт.

Следующим налоговым платежом, оказывающим влияние на уровень и структуру цен,

является налог на прибыль, которая подвергается наибольшему перераспределению и

более тесно чем НДС и акцизные сборы<="" p="" style="padding: 0px; margin: 0px;">

Структура цен определяет первичные доходы предприятия и его работников, на которые

распределяется выручка, поступившая на его расчетный счет. Но уже на стадии обмена

через отклонение цен от стоимости осуществляется процесс перераспределения доходов.

В процессе распределения выручки через формирование различных денежных фондов

предприятия и отчислений в бюджетную систему образуются вторичные доходы работников

самого предприятия или государства.

Дальнейшее перераспределение осуществляется в процессе. категорий и для ее правильного понимания необходимо ясное представление о том, что лежит в основе цены, какие

объективные законы воздействуют на процесс ценообразования и движение цен.

Цена является денежным выражением стоимости, отражает глубокую сущность взаимосвязи цен и финансов.Так же как цена немыслима вне денежных отношений, так и финансы могут

функционировать только на основе цен. Сумма реализованных цен является источником

финансовых ресурсов, а цены выступают как результат производства, рыночной продаж

Наши рекомендации