Учебная ситуация 2 «Еда всегда»

Круглосуточный магазинчик «Еда всегда» в спальном районе торгует молоком и хлебом. Он расположен рядом с автобусной остановкой. В месяц объем продаж составляет в среднем 60 000 буханок хлеба по 16 руб./шт. и 30 000 упаковок молока по 20 руб./шт. Закупочные цены составляют соответственно 12 и 13 руб. Арендная плата – 30 000 руб./мес., заработная плата персонала (оклады четырех продавщиц, по две на каждый отдел, работающих посменно) с начислениями – 60 000 руб., а также директора и бухгалтера – 40 000 руб. Продавцы хлебного отдела получают в виде премии 1,5% от выручки «своего» товара, молочного – 2%. Магазину принадлежит большой холодильник стоимостью 240 тыс. руб. с нормативным сроком службы 10 лет. Из-за устаревшего дизайна хозяйка магазина. Раиса хотела бы заменить его не позднее чем через 5 лет. Он занимает много места, так что на молочный отдел приходится ¾ площади магазина. Доставку товара осуществляет наемный водитель со своей машиной, который возит и молоко, и хлеб вместе. Раиса платит ему 2% от суммарной стоимости перевезенного товара по закупочным ценам.

Чуть подальше, в глубине квартала, скоро откроется новый большой продовольственный магазин с автостоянкой. Раиса опасается, что из-за этого в феврале продажи хлеба снизятся на 10%, а молока на 30. Сохранит ли после этого магазин свою прибыль? Не придется ли закрыть один из отделов? Ей нужна помощь от продавцов, их активное участие в закреплении клиентов.

Коллектив подобрался дружный. Все продавщицы живут в близлежащих домах, хорошо знают покупателей, сами составляют график работы и охотно заменяют друг друга при необходимости. К Восьмому марта Раиса решила всю прибыль за февраль распределить среди своих работников, включая водителя.

Она сказала продавщицам о своем намерении и сразу пожалела об этом, потому что с той поры мира как не бывало. Они без конца считали и спорили, делили будущую премию и так, и эдак, доказывали друг другу, какой отдел полезнее, прибыльнее, и т.д.

При этом никто из них не учитывал косвенные затраты, а когда Раиса сказала, что «шкура неубитого медведя», которую они делят, на самом деле на 90 тыс. меньше, раздался общий вопль возмущения. Раиса собрала всех и рассказала, какие затраты несет магазин, помимо закупки товара и зарплаты продавцов. Все согласились (со вздохами), что эти затраты тоже нужно учесть. Но теперь камнем преткновения стал вопрос о том, как разделить их между отделами?

Аня и Ася работают в молочном отделе. Они предложили делить накладные затраты «по выручке». Тогда большая часть падает на хлебный отдел, с чем не согласны Маша и Наташа. Маша считает, что раз молочный отдел занимает больше места, значит, и косвенных затрат на него должно приходиться больше. А Наташа предлагает разделить все «по справедливости», т.е. поровну. Раиса тоже хотела бы, чтобы все было «по справедливости», но уже не понимает, в чем же состоит эта самая справедливость. Молоко – более прибыльный товар, зато хлеба покупают больше. К тому же в пылу споров все забыли про водителя.

Раиса в своих расчетах опирается на среднюю прибыль от продажи молока и хлеба, но ее мучает мысль, а что станет с прибылью отделов и магазина в целом, когда откроется новый магазин?

Вопрос А какой вариант предложили бы Вы?

Обоснуйте свой вариант с помощью модели входа-выхода и укажите ожидаемую сумму премии для каждого, исходя из средних объемов продаж, а также учитывая возможное снижение спроса.

Руководство по поиску решений

Предполагается, что этот кейс будет использован при подготовке к экзамену на тьюториале или в ТГА, поэтому наряду с общими указаниями даны рекомендации по оцениванию ответа в баллах.

Учебные цели

· Составлять отчет о прибыли на основе модели входа-выхода.

· Определять размер амортизационных отчислений.

· Различать постоянные и переменные, прямые и косвенные затраты.

· Распределять косвенные затраты наиболее разумным и обоснованным способом

· Составлять гибкий бюджет.

Направления поиска решений

Для определения ожидаемой прибыли в феврале нужно использовать понимание различий между переменными и постоянными затратами и методы составления гибкого бюджета.

Для определения прибыли по каждому отделу и распределения премии необходимо провести четкое различие между прямыми и накладными затратами.

Студентам придется провести довольно много расчетов, поэтому особое внимание стоит обратить на то, как организована информация, насколько правильно и удобно составлены таблицы. Расчеты, не оформленные в таблицах, могут быть оценены только в диапазоне «удовлетворительно».

Концепции курса, применимые к данной ситуации

Модель входа-выхода

Приветствуется схема входов-выходов (2 балла), особенно такая, в которой показаны отделы магазина как его подсистемы, часть входов направляется прямо в них, а часть – общая для всего магазина (еще 3 балла).

 
  Учебная ситуация 2 «Еда всегда» - student2.ru

Входы сгруппированы по типам (краткосрочные, долгосрочные, люди) – 5 баллов

Наши рекомендации