Анализ ритмичности производства
Месяцы | Выпуск продукции, тыс. руб. | Удельный вес | Засчитывается в выполнение плана | ||||
план | факт | план | факт | факт к плану | тыс. руб. | % | |
30,9 | 18,6 | 20,5 | 20,5 | ||||
35,1 | 26,6 | 29,2 | 29,2 | ||||
54,8 | 60,4 | ||||||
Итого | 110,1 | 83,7 |
В-8. Порог рентабельности и запас финансовой прочности.
Данные формы № 2 («Отчет о прибылях и убытках») позволяют рассчитать порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.
Порог рентабельности характеризует тот объем товаров, продукции, работ, услуг, реализация которого обеспечивает организации покрытие всех затрат, связанных с их производством и продажей.
Запас финансовой прочности (ЗФП) характеризует тот объем продукции, до уровня которого организация может снижать свои продажи без риска получить убытки от обычных видов деятельности.
Для расчета данных показателей необходимо обязательное выделение из расходов по обычным видам деятельности управленческих и коммерческих расходов, которые носят условно-постоянный характер. В этом случае валовая прибыль, рассчитанная в отчете «О прибылях и убытках» может быть отождествлена с маржинальным доходом.
Маржинальный доход представляет собой разницу между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и производственной себестоимостью (условно-переменными затратами).
,
где – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, включая производственные (условно-переменные расходы) (ф. № 2, стр. 020);
– маржинальный доход.
Как было сказано выше, маржинальный доход рассчитывается по формуле:
,
где – условно-переменные затраты;
– условно-постоянные затраты;
– прибыль от продаж.
Таким образом, маржинальный доход представляет собой сумму покрытия условно-постоянных расходов (управленческих и коммерческих) и формирует прибыль от продаж.
На основе показателя маржинального дохода рассчитываются показатели порога рентабельности (К) и запаса финансовой прочности (ЗФП).
Порог рентабельности так же называют точкой безубыточности или критическим объемом продаж. Порог рентабельности рассчитывается по формуле:
где – управленческие расходы;
– коммерческие расходы;
– доля маржинального дохода в выручке от продаж.
Запас финансовой прочности рассчитывается по формуле:
.
Лекция 16
Анализ себестоимости продукции
1. Понятие себестоимости продукции. Задачи анализа себестоимости продукции. Основные источники информации.
2. Классификация состава затрат по различным признакам.
3. Анализ затрат на один рубль товарной продукции.
4. Методика анализа себестоимости продукции.
5. Факторный анализ себестоимости продукции.