Оценка привлекательности отрасли (ПО)

Метод А. Литла

Артур Литл предложил рассматривать конкурентное положение фирмы в зависимости от жизненного цикла отрасли (табл. 1).

Таблица 1.

Стадия жизненного цикла отрасли/конкуренция.

Жизненный цикл Конку- рентное положение Появление Рост Зрелость Спад
Доминирующее     Оценка привлекательности отрасли (ПО) - student2.ru Оценка привлекательности отрасли (ПО) - student2.ru       Оценка привлекательности отрасли (ПО) - student2.ru    
Устойчивое         Оценка привлекательности отрасли (ПО) - student2.ru  
Удобное Оценка привлекательности отрасли (ПО) - student2.ru Оценка привлекательности отрасли (ПО) - student2.ru      
Посредственное   Оценка привлекательности отрасли (ПО) - student2.ru Оценка привлекательности отрасли (ПО) - student2.ru   Оценка привлекательности отрасли (ПО) - student2.ru Оценка привлекательности отрасли (ПО) - student2.ru
Слабое        

Фазу жизненного цикла определяют по следующим показателям:

- темпы роста отрасли;

- разнообразие ассортимента;

- число конкурентов;

- привычки потребителей.

Конкурентное положение оценивают на основании изучения следующих показателей:

- доля рынка;

- относительная структура затрат;

- соотношение внутренних сильных и слабых сторон.

Круги, размер которых пропорционален обороту, прибыли, или рентабельности какой-либо Бизнес-единицы заносятся в соответствующую клетку таблицы.

Метод Мак Кинси

С помощью матрицы (Табл. 2) определяют, в какой ситуации находится предприятие.

Таблица 2.

Оценка ситуации метод «Мак Кинси»

Конкурентная позиция   Привлека- тельность отрасли Сильная Средняя Слабая
Сильная Удерживать или расширять лидерство на рынке     Инвести- рование Инвестиро- вание или уход с рынка
Средняя Удерживать лидерство на рынке Рост или уход с рынка Уход с рынка, постепенное сокращение инвестиций
Слабая Изъятие основного капитала, избирательная оборонительная стратегия Постепенное сокращение инвестиций, изъятие основного капитала Сокращение инвестиций

В методе «Мак Кинси» эксперты анализируют и оценивают параметры, характеризующие привлекательность отрасли и конкурентоспособность фирмы (табл. 3, 4). Для этого каждому параметру, характеризующему состояние внешней и внутренней среды, присваивается весовой коэффициент и дается оценка.

Таблица 3.

Привлекательность отрасли



Качественные и количественные параметры рынка Вес (0-100) Оценка (0-100) Результат
1. Рост рынка и его величина 2. Качество рынка 3. Обеспеченность ресурсами 4. Ситуация во внешней среде  
Итого:   85,5

Таблица 4.

Конкурентная позиция

Факторы конкурентной позиции   Вес (0-100) Оценка (0-100) Результат
1. Относительная доля рынка 2. Производственный потенциал 3. Изобретательский потенциал 4. Квалификация кадров
Итого:  

Метод А. Вайсмана

Для оценки ситуации эксперты изучают и оценивают влияние характеристик внешней и внутренней среды предприятия на привлекательность отрасли и конкурентную позицию. Эксперты оценивают важность каждой характеристики в баллах от 1 до 3 и дают оценку ее состояния в баллах от 1 до 5. Результат влияния характеристики определяется как произведение важности на оценку. Оценка состояния отрасли в целом и конкурентной позиции определяется как частное от деления суммы оценок результатов на сумму оценок важности (табл. 5.6). Количество изучаемых характеристик не ограничено, а их состав зависит от конкретной изучаемой ситуации.

Таблица 5

Оценка привлекательности отрасли (ПО)

Характеристики Важность (В) 1 - 3 Оценка (О) 1 - 5 Результат Р=В*О
1. Размер и тенденции роста: - потенциал рынка - степень насыщения рынка продуктом - распространенность потребности в мире - темпы роста рынка (спроса) 2. Качество рынка: - прибыльность - защищенность от инфляции - технологический уровень отрасли - потенциал для инноваций - возможность защиты продукта патентами - степень стандартизации продукта - возможность модификации - стабильность поведения потребителей - каналы распространения 3. Ситуация в конкурентной борьбе: - интенсивность конкуренции - диапазон ценовой политики - возможность изменения в условиях конкуренции - защищенность рынка от появления новых конкурентов 4. Взаимодействие с внешним окружением: - риск вмешательства государства - зависимость от законодательства - влияние экономической ситуации - влияние социальных условий      
Сумма оценок      

ПО=Р/В

Таблица 6

Наши рекомендации