В условиях становления рыночных отношений

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС

ПК национальной экономики – совокупность отраслей и видов экономической деятельности, занятых производством потребительских товаров и предоставлением населению услуг

Потребительский комплекс национальной экономики включает в себя две группы отраслей, связанных с производством продукции и услуг:

1.Группу отраслей, связанных с производством продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления.

2. Группу отраслей, связанных с производством, предоставлением и потреблением работ и услуг, удовлетворяющих конкретные общественные в личные социальные потребности граждан страны.

Первую группу отраслей потребительского комплекса принято называть материально-вещественным сектором социальной сферы национальной экономики, а вторую — социально-культурным сектором.

В первую группу отраслей этого комплекса входят:

· сельское хозяйство, охота и лесоводство;

· рыболовство;

· обрабатывающая промышленность;

· снабжение электроэнергией, газом, водой;

· строительство.

Вторая группа не менее масштабна. Она включает:

· оптовая и розничная торговля, ремонт и техобслуживание;

· гостиницы и рестораны;

· транспорт, связь;

· финансовое посредничество;

· исследовательская, коммерческая деятельность. Операции с недвижимостью

· государственное управление и оборона, обязательное страхование;

· образование, здравоохранение, коммунальные услуги и др.

Как видим из этого перечня, ряд отраслей создают конечные товары и услуги, а другие производят «промежуточные» продукты, которые через технологические переделы станут товарами, непосредственно удовлетворяющими личные и общественные потребности людей.

Особенностью ПКявляется то, что он вбирает в себя отрасли, использующие труд производительного и непроизводительного характера (к последним относятся транспорт, связь, торговля).

РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КОМПЛЕКСА. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.

В составе ПК можно выделить несколько блоков отраслей, играющих различные роли и имеющих разное значение в процессе воспроизводства.

Первая группа: отрасли, деятельность которых связана с удовлетворением социально-культурных и интеллектуальных потребностей людей, гарантированных всем гражданам Конституцией страны – культура, искусство, образование, здравоохранение, физкультура и спорт.

Вторая группа: отрасли, создающие материальные блага для удовлетворения потребностей. В основном продукция поступает конечному потребителю через куплю-продажу. Предприятия могут иметь различные формы собственности.

Третья группа: отрасли, не создающие материальные блага, а реализующие их, обслуживающие процесс пользования ими.

С помощью ПК осуществляется взаимосвязь экономического и социального развития национальной экономики, связь между региональными и отраслевыми элементами НЭ, национальными экономиками других стран.

Особенности функционирования ПК.

  1. Большая часть отраслей ПК производят услуги (то, что не складируется и не накапливается, а потребляется сразу же в процессе их производства).
  2. Высокая степень персонификации как производства, так и потребления.
  3. Преимущественно локальный характер предоставления товаров и услуг.
  4. Повышение степени конкуренции между производителями.
  5. Предприятия ПК часто являются бюджетоформирующими.
  6. Гибкая и оперативная реакция на изменения конъюнктуры.
  7. Высокая скорость оборота капитала
  8. Преобладание среднего и мелкого бизнеса.
  9. Трудоемкие предприятия, создание рабочего места стоит в 2 раза ниже, чем в среднем в промышленности.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КОМПЛЕКСА. ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.

В 90-е затормозилось развитие ПК, сократилось число объектов этого комплекса (в т.ч. и в результате перепрофилирования, ликвидации).

Каковы были стартовые предпосылки для рыночных преобразований в ПК?

· остаточный принцип финансирования отдельных отраслей;

· хроническое недообеспечение комплекса трудовыми ресурсами;

· отставание в развитии по сравнению с другими отраслями;

· несоответствие ресурсных возможностей комплекса растущим потребностям;

· неравномерность распределения по территории России.

В условиях становления рыночных отношений

· многократно снизились объемы производства массовых потребительских услуг на фоне резкого увеличения доли услуг в ВВП;

· необоснованное расширение импорта потребительских товаров и продовольствия, что привело к вытеснению отечественных товаров;

· потеря рынков сбыта потребительских товаров в результате распада СССР;

· ориентация развития отраслей и производств на обслуживание высокодоходных слоев населения;

· массовая передача ведомственных объектов социальной инфраструктуры коммерческим структурам с изменением профиля деятельности;

· выведение из состава акционерных обществ объектов социального назначения;

· рост требований к качеству работ и услуг;

· углубление дифференциации уровня развития и предоставления населению социальных услуг.

Наши рекомендации