В условиях становления рыночных отношений
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС
ПК национальной экономики – совокупность отраслей и видов экономической деятельности, занятых производством потребительских товаров и предоставлением населению услуг
Потребительский комплекс национальной экономики включает в себя две группы отраслей, связанных с производством продукции и услуг:
1.Группу отраслей, связанных с производством продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления.
2. Группу отраслей, связанных с производством, предоставлением и потреблением работ и услуг, удовлетворяющих конкретные общественные в личные социальные потребности граждан страны.
Первую группу отраслей потребительского комплекса принято называть материально-вещественным сектором социальной сферы национальной экономики, а вторую — социально-культурным сектором.
В первую группу отраслей этого комплекса входят:
· сельское хозяйство, охота и лесоводство;
· рыболовство;
· обрабатывающая промышленность;
· снабжение электроэнергией, газом, водой;
· строительство.
Вторая группа не менее масштабна. Она включает:
· оптовая и розничная торговля, ремонт и техобслуживание;
· гостиницы и рестораны;
· транспорт, связь;
· финансовое посредничество;
· исследовательская, коммерческая деятельность. Операции с недвижимостью
· государственное управление и оборона, обязательное страхование;
· образование, здравоохранение, коммунальные услуги и др.
Как видим из этого перечня, ряд отраслей создают конечные товары и услуги, а другие производят «промежуточные» продукты, которые через технологические переделы станут товарами, непосредственно удовлетворяющими личные и общественные потребности людей.
Особенностью ПКявляется то, что он вбирает в себя отрасли, использующие труд производительного и непроизводительного характера (к последним относятся транспорт, связь, торговля).
РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КОМПЛЕКСА. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.
В составе ПК можно выделить несколько блоков отраслей, играющих различные роли и имеющих разное значение в процессе воспроизводства.
Первая группа: отрасли, деятельность которых связана с удовлетворением социально-культурных и интеллектуальных потребностей людей, гарантированных всем гражданам Конституцией страны – культура, искусство, образование, здравоохранение, физкультура и спорт.
Вторая группа: отрасли, создающие материальные блага для удовлетворения потребностей. В основном продукция поступает конечному потребителю через куплю-продажу. Предприятия могут иметь различные формы собственности.
Третья группа: отрасли, не создающие материальные блага, а реализующие их, обслуживающие процесс пользования ими.
С помощью ПК осуществляется взаимосвязь экономического и социального развития национальной экономики, связь между региональными и отраслевыми элементами НЭ, национальными экономиками других стран.
Особенности функционирования ПК.
- Большая часть отраслей ПК производят услуги (то, что не складируется и не накапливается, а потребляется сразу же в процессе их производства).
- Высокая степень персонификации как производства, так и потребления.
- Преимущественно локальный характер предоставления товаров и услуг.
- Повышение степени конкуренции между производителями.
- Предприятия ПК часто являются бюджетоформирующими.
- Гибкая и оперативная реакция на изменения конъюнктуры.
- Высокая скорость оборота капитала
- Преобладание среднего и мелкого бизнеса.
- Трудоемкие предприятия, создание рабочего места стоит в 2 раза ниже, чем в среднем в промышленности.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КОМПЛЕКСА. ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.
В 90-е затормозилось развитие ПК, сократилось число объектов этого комплекса (в т.ч. и в результате перепрофилирования, ликвидации).
Каковы были стартовые предпосылки для рыночных преобразований в ПК?
· остаточный принцип финансирования отдельных отраслей;
· хроническое недообеспечение комплекса трудовыми ресурсами;
· отставание в развитии по сравнению с другими отраслями;
· несоответствие ресурсных возможностей комплекса растущим потребностям;
· неравномерность распределения по территории России.
В условиях становления рыночных отношений
· многократно снизились объемы производства массовых потребительских услуг на фоне резкого увеличения доли услуг в ВВП;
· необоснованное расширение импорта потребительских товаров и продовольствия, что привело к вытеснению отечественных товаров;
· потеря рынков сбыта потребительских товаров в результате распада СССР;
· ориентация развития отраслей и производств на обслуживание высокодоходных слоев населения;
· массовая передача ведомственных объектов социальной инфраструктуры коммерческим структурам с изменением профиля деятельности;
· выведение из состава акционерных обществ объектов социального назначения;
· рост требований к качеству работ и услуг;
· углубление дифференциации уровня развития и предоставления населению социальных услуг.