Организация деятельности по управлению персоналом
Комплексный подход к управлению как единству всех функций позволил выделить новое в характере управления — функцию руководства персоналом.
Важнейшими принципами руководства персоналом являются: возложение ответственности на каждого работника за его работу; каждый работник должен знать, кому именно он подчинен и от кого получает указания.
Система управления, состоящая из иерархии различных ступеней (звеньев), предполагает закрепление различных этапов управления за отдельными руководителями или органами (аппаратом) управления. Эти руководители имеют разные ранги. Так, при развитой иерархии управления высший руководитель не занят какой-либо одной функцией управления. Главной задачей высшего руководства является процесс управления в целом: координация разных функций, их увязка и согласование; подбор руководителей соответствующих служб и подразделений; организация иерархии управляющей системы в целом.
Руководители среднего и низового уровня выступают как организаторы определенных видов работ. В их обязанности входит: составление общего плана работы; объединение людей для работы; руководство работой; согласование работы отдельных частей организации и отдельных работников; контроль за работой.
В современных условиях претерпела существенные изменения мотивация руководства персоналом: преобладающее значение приобрели социально-экономические и социально-психологические методы управления персоналом над административными; руководство теперь направлено на осуществление сотрудничества персонала и администрации для достижения намеченных целей; получил развитие принцип коллегиальности в управлении.
Целью управления персоналом стало побуждение работников к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного труда. Считается, что руководитель должен не приказывать своим подчиненным, а направлять их усилия, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников.
Повышение эффективности руководства персоналом достигается за счет использования таких факторов, как: хорошая организация рабочих мест; рациональное планирование и использование производственных площадей; систематическая переподготовка и повышение квалификации работников; обеспечение стабильности занятости; разработка и реализация различных социально-экономических программ.
Разработка программ управления персоналом предусматривает: наличие целевой ориентации и взаимосвязи общих целей: повышение производительности труда, качества продукции, гибкости в оплате труда; постоянное повышение квалификации работников; совместную разработку стратегии в области управления трудовыми ресурсами и стабилизации занятости представителями руководства фирмы с профсоюзом и работниками.
Обеспечение гарантий занятости для персонала делает любую фирму более прибыльной и конкурентоспособной, особенно если стратегия стабилизации состава работников используется в качестве средства для повышения гибкости в управлении персоналом, обеспечения условий для тесного взаимодействия работников и сохранения наиболее квалифицированного их состава.
2.Компетенция органов управления при внедрении системы внутреннего контроля на предприятии.
В компетенцию СД входит: 1) Утверждение стратегии и политики компании; 2) Понимание основных рисков, принимаемых на себя компанией, обеспечение принятия руководителями мер, необходимых для их выявления, отслеживания и контроля; 3) Утверждение списка владельцев рисков; 4) Обеспечение надлежащего контроля со стороны руководителей компании за эффективностью функционирования системы внутреннего контроля и риск менеджмента.
В компетенцию Отдела внутреннего контроля входит: 1) Координация действий по созданию единой системы внутреннего контроля во всех компаниях; 2) Разработка соответствующей политики и регламентной базы по вопросам внутреннего контроля; 3) Анализ эффективности процессов упр-я с точки зрения структуры, функционирования и мониторинга существующих процедур внутреннего контроля; 4) Анализ бизнес процессов, существующих в компании; 5)Выявление неэффективных, а также дублирующих функций внутри бизнес процессов; 6)Выявление процессов, требующих оптимизации; 7)Анализ отчетов о состоянии внутреннего контроля; 11)Обучение управленческого персонала.
В компетенцию Группы упр-я рисками входит: 1) Создание центра по координации процесса упр-я рисками на базе Группы упр-я рисками; 2) Координация действий по созданию корпоративной системы управления рисками во всех компании; 3) Разработка соответствующей политики по вопросам риск менеджмента в компании; 4) Идентификация, описание и анализ рисков; 5) Оценка рисков; 6) Формирование предложений по упр-ю рисками; 7)Упр-е рисками; 8)Анализ рисков новых проектов; 9)Поддержание электронной базы данных по рискам.
В компетенцию руководителя компании входит: 1) Реализация стратегии, утвержденной СД; 2) Проведение политики надлежащего внутреннего контроля; 3) Создание корп. культуры, подчеркивающей на всех уровнях важность внутреннего контроля; 4) Обеспечение понимания персоналом своей роли в системе внутреннего контроля и его полное вовлечение в процесс внутреннего контроля; 5) Поддержание надежного и эффективного функционирования системы внутреннего контроля и риск менеджмента; 7) Своевременное внедрение процедур внутреннего контроля в структурных подразделениях; 9) Своевременное выполнение запланированных мероприятий по снижению рисков;
В компетенцию ответственного лица входит: 1) Взаимодействие с Отделом внутреннего контроля и Группой упр-я рисками по вопросам, связанным с созданием системы внутреннего контроля и риск менеджмента; 2) Взаимодействие с различными структурными подразделениями компании по вопросам, связанным с функционированием системы внутреннего контроля и риск менеджмента, определение менеджеров рисков; 3) Координация текущих мероприятий по внутреннему контролю и риск менеджменту; 5) Организация сбора информации в процессе создания и функционирования системы внутреннего контроля и риск менеджмента;
Компетенция менеджера риска: 1) Совместно с Группой упр-я рисками анализ и оценка рисков; 2) Предоставление информации по рискам ответственному лицу; 3)Мониторинг действующих и выявление новых рисков; 4)Выполнение запланированных мероприятий по снижению рисков.