Зарегистрировано « _» _20 г

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ИНСТИТУТ ЭкономиКИ

КАФЕДРА фИНАНСОВ, КРЕДИТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По производственной (научно-педагогической) практике

Направление подготовки

Финансы и кредит

Белгород-2015

Методические рекомендации подготовлены на кафедре финансов, кредита и налогообложения НИУ «БелГУ» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 38.04.08 Финансы и кредит

Методические рекомендации разработаны:

Т.Н. Флигинских профессор, доктор экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и налогообложения НИУ «БелГУ»

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры финансов, кредита и налогообложения

от « 02 » сентября 2015г., протокол № 1

Методические рекомендации переутверждались на заседании кафедры финансов, кредита и налогообложения

от « __ » _________ 201___г., протокол № ___

И.о. зав. кафедрой проф. Т.Н. Флигинских

Содержание практики

Общие положения
Цели и задачи научно-педагогической практики
Организация и руководство практикой
Содержание производственной практики
Методические указания по оформлению отчета по практике
Приложения

1.Общие положения

Производственная (научно-педагогическая практика) магистрантов является обязательной составной частью образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит и проводится в соответствии с утвержденным рабочим учебным планами и графиком учебного процесса. Производственная (научно-педагогическая) практика организуется с целью выработки у магистрантов навыков разработки учебного курса, самостоятельного проведения семинарских и практических учебных занятий, а также приобретения опыта организационной и воспитательной работы.

Содержание подготовки научно-педагогических кадров через магистратуру должно соответствовать требованиям, предъявляемым к преподавателю вуза. При этом научно-педагогическая и научно-исследовательская практики, включаемые в магистерскую образовательную программу, должны обеспечить получение профессиональных знаний и навыков студентов в области преподавательской деятельности, создать условия для приобретения собственного опыта, а также формирования профессионального мышления и мировоззрения, соответствующего современным требованиям высшей школы.

2. Цели и задачи научно-педагогической практики

Цели: Изучить основы педагогической и учебно-методической работы в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, а также в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, овладеть педагогическими умениями и навыками проведения отельных видов учебных занятий.

Задачи:

- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе обучения;

- опыт самостоятельной разработки тематического плана семинарских занятий, составления списков обязательной и дополнительной литературы, вопросов к семинарам.

- выработки у магистрантов навыков самостоятельного проведения учебных занятий — разработка и проведение семинарского занятия в аудитории студентов;

- приобретения опыта организационной работы;

- приобретение опыта решения практических задач, требующих применения профессиональных знаний и умений;

- анализ полученных в ходе практики навыков для подготовки отчета по практике;

- развитие навыков самообразования, самосовершенствования, самоанализа в процессе подготовки и проведения учебных занятий с целью формирования профессиональной научно-педагогической компетенции и обеспечения качества подготовки студентов.

3. Организация и руководство практикой

Требования к организации научно-педагогической практики определены Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки.

Непосредственное организационное и учебно-методическое руководство научно-педагогической практикой магистрантов осуществляет кафедра финансов, кредита и налогообложения НИУ «БелГУ».

Практика проводится в сроки, указанные в рабочем учебном плане, по которому обучается магистрант, в соответствии с формой обучения и годом поступления в университет.

Распоряжением заведующего кафедрой назначается ответственный за организацию и проведение практики на кафедре.

Ответственный за организацию и проведение практики (руководитель практики) на выпускающей кафедре:

─ осуществляет организационное и учебно-методическое руководство научно-педагогической практикой студентов;

─ организует и проводит научно-педагогической практику на кафедре в соответствии с положением о практике;

─ обеспечивает выполнение всей текущей работы по организации и проведению практики;

─ готовит и представляет заведующему кафедрой списки студентов и необходимую документацию по направлению студентов на научно-педагогической практику;

─ обеспечивает студентов необходимой учебно-методической и другой документацией по вопросам практики;

─ организует консультации для студентов-практикантов, составляет график консультаций преподавателей;

─ по окончанию практики готовит отчет о итогах, который представляет заведующему кафедрой;

─ организует на кафедре хранение дневников магистрантов по практике и характеристик руководителей практики с места ее прохождения.

4. Содержание производственной практики

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работы, на практике, включая самостоятельную работу студентов Формы текущего контроля
Организационный Планирование практики. Знакомство с образовательным учреждением, кафедрой и особенностями педагогического процесса Согласовать с научным руководителем индивидуальное задание, подготовить дневник прохождения практики
Педагогическая деятельность Знакомство с особенностями педагогической деятельности в высшей школе. Посетить лекцию и семинарское занятие научного руководителя Приложить текст лекции к отчету по практике, презентацию темы лекции, подготовить и приложить к отчету по практике методическое сопровождение задания по практической работе студентам по теме
Подготовить лекцию по теме из дисциплины, читаемой научным руководителем
Подготовить задание для практических занятий по теме дисциплины, читаемой научным руководителем
Подведение итогов Оформление отчета по педагогической практике Отчет о научно-педагогической практике

Педагогическая практика осуществляется в форме педагогической или методической работы, соответствующей специализации студента. В качестве индивидуального задания студенту поручается одно из следующих:

- участие магистранта в подготовке лекции по теме, определенной руководителем магистерской диссертации и соответствующей направлению научных интересов магистранта;

- подготовка и проведение семинарских занятий в соответствии с выбранной специализацией;

- подготовка учебно-методических материалов в соответствии с выбранной специализацией (подготовка кейсов, материалов для семинарских занятий, составление задач);

- участие в проведении деловой игры для магистров;

- участие в проверке курсовых работ и отчетов по практикам;

- другие формы работ.

- производственная (научно-педагогическая) практика включает выполнение следующих мероприятий:

- изучение структуры образовательного процесса в образовательном учреждении и правилами ведения преподавателем отчетной документации;

- ознакомление с программой и содержанием выбранного курса;

- ознакомление с организацией и проведением всех форм учебных занятий;

- самостоятельную подготовку планов и конспектов лекций;

- подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями запланированных занятий;

- разработку содержания учебного материала на современном научно-методическом уровне;

- проведение различных видов учебных занятий (лекции, практические занятия, лабораторные работы, деловые игры, проверка курсовых и контрольных работ);

- осуществление научно-методического анализа проведенных занятий;

- ознакомление с современными образовательными информационными технологиями;

- составление отчета по результатам прохождения научно-педагогической практики.

5. Методические указания по оформлению отчета по практике

Материалы отчета о производственной практике должны излагаться четко, ясно, последовательно, соблюдая логичность.

Рекомендуемыми структурными элементами отчета в общем случае являются:

- Титульный лист отчета (Приложение 1).

- Заявление на практику (в случае индивидуального прохождения практики, Приложение 2).

- Направление на практику (в случае индивидуального прохождения практики, Приложение 3).

- Характеристика с места прохождения практики, заверенная печатью учреждения, с оценкой учебно-воспитательной работы практиканта (произвольная форма).

- Индивидуальное задание на научно-педагогическую практику (Приложение 4).

- Структура отчета о научно-педагогической практике (Приложение 5).

- Дневник практики (Приложение 6).

- Отзыв научного руководителя о результатах подготовки и проведения учебного занятия по дисциплине (Приложение 7).

- Приложения к отчету, содержащие методические разработки, указанные в графе «Форма отчетности» индивидуального задания магистранта (Приложения 8,9).

Приложение 1

Зарегистрировано «____»________________20___г.

Подпись____________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

Наши рекомендации