Зарегистрировано « _» _20 г
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ИНСТИТУТ ЭкономиКИ
КАФЕДРА фИНАНСОВ, КРЕДИТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По производственной (научно-педагогической) практике
Направление подготовки
Финансы и кредит
Белгород-2015
Методические рекомендации подготовлены на кафедре финансов, кредита и налогообложения НИУ «БелГУ» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 38.04.08 Финансы и кредит
Методические рекомендации разработаны:
Т.Н. Флигинских профессор, доктор экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и налогообложения НИУ «БелГУ»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры финансов, кредита и налогообложения
от « 02 » сентября 2015г., протокол № 1
Методические рекомендации переутверждались на заседании кафедры финансов, кредита и налогообложения
от « __ » _________ 201___г., протокол № ___
И.о. зав. кафедрой проф. Т.Н. Флигинских
Содержание практики
Общие положения | ||
Цели и задачи научно-педагогической практики | ||
Организация и руководство практикой | ||
Содержание производственной практики | ||
Методические указания по оформлению отчета по практике | ||
Приложения |
1.Общие положения
Производственная (научно-педагогическая практика) магистрантов является обязательной составной частью образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит и проводится в соответствии с утвержденным рабочим учебным планами и графиком учебного процесса. Производственная (научно-педагогическая) практика организуется с целью выработки у магистрантов навыков разработки учебного курса, самостоятельного проведения семинарских и практических учебных занятий, а также приобретения опыта организационной и воспитательной работы.
Содержание подготовки научно-педагогических кадров через магистратуру должно соответствовать требованиям, предъявляемым к преподавателю вуза. При этом научно-педагогическая и научно-исследовательская практики, включаемые в магистерскую образовательную программу, должны обеспечить получение профессиональных знаний и навыков студентов в области преподавательской деятельности, создать условия для приобретения собственного опыта, а также формирования профессионального мышления и мировоззрения, соответствующего современным требованиям высшей школы.
2. Цели и задачи научно-педагогической практики
Цели: Изучить основы педагогической и учебно-методической работы в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, а также в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, овладеть педагогическими умениями и навыками проведения отельных видов учебных занятий.
Задачи:
- систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний, полученных студентами в процессе обучения;
- опыт самостоятельной разработки тематического плана семинарских занятий, составления списков обязательной и дополнительной литературы, вопросов к семинарам.
- выработки у магистрантов навыков самостоятельного проведения учебных занятий — разработка и проведение семинарского занятия в аудитории студентов;
- приобретения опыта организационной работы;
- приобретение опыта решения практических задач, требующих применения профессиональных знаний и умений;
- анализ полученных в ходе практики навыков для подготовки отчета по практике;
- развитие навыков самообразования, самосовершенствования, самоанализа в процессе подготовки и проведения учебных занятий с целью формирования профессиональной научно-педагогической компетенции и обеспечения качества подготовки студентов.
3. Организация и руководство практикой
Требования к организации научно-педагогической практики определены Государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки.
Непосредственное организационное и учебно-методическое руководство научно-педагогической практикой магистрантов осуществляет кафедра финансов, кредита и налогообложения НИУ «БелГУ».
Практика проводится в сроки, указанные в рабочем учебном плане, по которому обучается магистрант, в соответствии с формой обучения и годом поступления в университет.
Распоряжением заведующего кафедрой назначается ответственный за организацию и проведение практики на кафедре.
Ответственный за организацию и проведение практики (руководитель практики) на выпускающей кафедре:
─ осуществляет организационное и учебно-методическое руководство научно-педагогической практикой студентов;
─ организует и проводит научно-педагогической практику на кафедре в соответствии с положением о практике;
─ обеспечивает выполнение всей текущей работы по организации и проведению практики;
─ готовит и представляет заведующему кафедрой списки студентов и необходимую документацию по направлению студентов на научно-педагогической практику;
─ обеспечивает студентов необходимой учебно-методической и другой документацией по вопросам практики;
─ организует консультации для студентов-практикантов, составляет график консультаций преподавателей;
─ по окончанию практики готовит отчет о итогах, который представляет заведующему кафедрой;
─ организует на кафедре хранение дневников магистрантов по практике и характеристик руководителей практики с места ее прохождения.
4. Содержание производственной практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работы, на практике, включая самостоятельную работу студентов | Формы текущего контроля |
Организационный | Планирование практики. Знакомство с образовательным учреждением, кафедрой и особенностями педагогического процесса | Согласовать с научным руководителем индивидуальное задание, подготовить дневник прохождения практики | |
Педагогическая деятельность | Знакомство с особенностями педагогической деятельности в высшей школе. Посетить лекцию и семинарское занятие научного руководителя | Приложить текст лекции к отчету по практике, презентацию темы лекции, подготовить и приложить к отчету по практике методическое сопровождение задания по практической работе студентам по теме | |
Подготовить лекцию по теме из дисциплины, читаемой научным руководителем | |||
Подготовить задание для практических занятий по теме дисциплины, читаемой научным руководителем | |||
Подведение итогов | Оформление отчета по педагогической практике | Отчет о научно-педагогической практике |
Педагогическая практика осуществляется в форме педагогической или методической работы, соответствующей специализации студента. В качестве индивидуального задания студенту поручается одно из следующих:
- участие магистранта в подготовке лекции по теме, определенной руководителем магистерской диссертации и соответствующей направлению научных интересов магистранта;
- подготовка и проведение семинарских занятий в соответствии с выбранной специализацией;
- подготовка учебно-методических материалов в соответствии с выбранной специализацией (подготовка кейсов, материалов для семинарских занятий, составление задач);
- участие в проведении деловой игры для магистров;
- участие в проверке курсовых работ и отчетов по практикам;
- другие формы работ.
- производственная (научно-педагогическая) практика включает выполнение следующих мероприятий:
- изучение структуры образовательного процесса в образовательном учреждении и правилами ведения преподавателем отчетной документации;
- ознакомление с программой и содержанием выбранного курса;
- ознакомление с организацией и проведением всех форм учебных занятий;
- самостоятельную подготовку планов и конспектов лекций;
- подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями запланированных занятий;
- разработку содержания учебного материала на современном научно-методическом уровне;
- проведение различных видов учебных занятий (лекции, практические занятия, лабораторные работы, деловые игры, проверка курсовых и контрольных работ);
- осуществление научно-методического анализа проведенных занятий;
- ознакомление с современными образовательными информационными технологиями;
- составление отчета по результатам прохождения научно-педагогической практики.
5. Методические указания по оформлению отчета по практике
Материалы отчета о производственной практике должны излагаться четко, ясно, последовательно, соблюдая логичность.
Рекомендуемыми структурными элементами отчета в общем случае являются:
- Титульный лист отчета (Приложение 1).
- Заявление на практику (в случае индивидуального прохождения практики, Приложение 2).
- Направление на практику (в случае индивидуального прохождения практики, Приложение 3).
- Характеристика с места прохождения практики, заверенная печатью учреждения, с оценкой учебно-воспитательной работы практиканта (произвольная форма).
- Индивидуальное задание на научно-педагогическую практику (Приложение 4).
- Структура отчета о научно-педагогической практике (Приложение 5).
- Дневник практики (Приложение 6).
- Отзыв научного руководителя о результатах подготовки и проведения учебного занятия по дисциплине (Приложение 7).
- Приложения к отчету, содержащие методические разработки, указанные в графе «Форма отчетности» индивидуального задания магистранта (Приложения 8,9).
Приложение 1
Зарегистрировано «____»________________20___г.
Подпись____________________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ