Основные термины и определения. Разделы дисциплины и виды занятий

Разделы дисциплины и виды занятий

(очная форма)

№ п/п   Раздел дисциплины Лекции Лаборат. Практич. КСР Семинары Итого аудиторных РГЗ Реферат Курсовой проект (работа) Другие виды сам.работы   Итого сам.работы ИТОГО
Роль и содержание комплексного экономического анализа       4      
Анализ в системе маркетинга     13    
Анализ и управление объемом производства и продаж   22    
Анализ технико-организационного уровня и других условий производства   22    
Анализ технико-организационного уровня и других условий производства     15    
Финансовые результаты коммерческой организации и методы их анализа   22    
Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений   16    
Финансовое состояние коммерческой организации и методы его анализа     14    
ИТОГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ   128    

Примерные темы курсовых работ

1. Информационное обеспечение экономического анализа.

2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как объект анализа.

3. Анализ объема, ассортимента, структуры и качества продукции.

4. Анализ спроса на продукцию, работы и услуги и разработка стратегии развития фирмы.

5. Анализ объема реализованной продукции и формирования производственной программы предприятия.

6. Маркетинговый анализ и его роль в управлении фирмой.

7. Анализ обеспеченности основными средствами и эффективности их использования.

8. Анализ эффективности использования производственного оборудования и его значение для повышения интенсификации производства.

9. Анализ обеспеченности материальными ресурсами и эффективности их использования.

10. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности их использования.

11. Анализ затрат на производство и реализацию продукции.

12. Анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли.

13. Применение системы учета затрат "директ-костинг" в анализе.

14. Анализ материальных затрат и резервы снижения себестоимости продукции.

15. Анализ формирования финансовых результатов и показателей рентабельности.

16. Сущность, основные направления и методы финансового анализа.

17. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности и учетной политики организации.

18. Анализ бухгалтерского баланса: цели, содержание, методика.

19. Анализ отчета о прибылях и убытках.

20. Анализ движения денежных средств.

21. Методы анализа и оценки финансового состояния коммерческой организации.

22. Анализ состояния и использования внеоборотных активов.

23. Анализ текущих активов и проблемы управления оборотным капиталом.

24. Анализ долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

25. Анализ краткосрочных операций с ценными бумагами.

26. Анализ инвестиционных качеств ценных бумаг.

27. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

28. Дебиторская и кредиторская задолженность: анализ и управление.

29. Анализ ликвидности и платежеспособности коммерческой организации.

30. Анализ имущества коммерческой организации и источников его формирования.

31. Анализ собственного капитала.

32. Анализ структуры капитала.

33. Анализ распределения и использования прибыли.

34. Анализ взаимоотношений коммерче6ской организации с бюджетом по налогам.

35. Анализ показателей деловой активности коммерческой организации

36. Понятие финансовой устойчивости и методы ее анализа

37. Анализ финансовой состоятельности и экономической эффективности инвестиционных проектов.

38. Анализ и оценка возможного банкротства коммерческой организации

39. Классификация и анализ рисков в хозяйственной деятельности коммерческой организации.

40. Цели и особенности анализа сводной (консолидированной) отчетности.

41. Особенности анализа внешнеэкономической деятельности организации.

42. Анализ кредитоспособности ссудозаемщика.

43. Анализ обоснованности финансового плана.

44. Рейтинговая оценка деятельности коммерческих предприятий.

45. Функционально-стоимостной анализ: понятие, методика, сфера применения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ/ЭКЗАМЕНУ

1. Роль комплексного экономического анализа в системе управления.

2. Цель и содержание комплексного анализа.

3. Анализ структура бизнес-плана и основных показателей.

4. Сметное планирование (бюджетирование) и анализ исполнения смет.

5. Анализ в системе маркетинга.

6. Цели и содержание маркетинговых исследований.

7. Объекты маркетингового анализа.

8. Методы маркетингового анализа.

9. Анализ и управление объемом производства и продаж.

10. План производства и методы производственного анализа.

11. Формирование и оптимизация оборота (объема продаж) производственных, торговых и других коммерческих организаций.

12. Анализ и оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования труда на приращение объема реализации продукции.

13. Анализ и оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования средств труда (основных производственных фондов) на приращение объема реализации продукции.

14. Анализ и оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования предметов труда (материальных ресурсов) на приращение объема реализации продукции.

15. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства.

16. Анализ управления коммерческой организацией.

17. Анализ организации производства и труда.

18. Анализ технического развития.

19. Анализ внешнеэкономических связей коммерческой организации.

20. Анализ социальных условий и использования человеческого фактора.

21. Анализ социальных условий и рациональности природопользования.

22. методы оценки влияния технико-организационного уровня и других условий производства на интенсификацию использования производственных ресурсов.

23. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции.

24. Управление себестоимостью продукции.

25. Анализ поведения затрат и взаимосвязи затрат, оборота и прибыли.

26. Обоснование безубыточности продаж товаров. Расчет порога рентабельности (критической точки) продаж товаров.

27. расчет и оценка показателей себестоимости продукции.

28. Факторный анализ себестоимости продукции.

29. Анализ и использования труда и его влияния на себестоимость продукции.

30. Анализ использования предметов труда (материальных ресурсов) и его влияние на себестоимость продукции.

31. Анализ использования средств труда (основных производственных фондов) и его влияния на себестоимость продукции.

32. Анализ и оценка влияния себестоимости продукции на прибыль.

33. Финансовые результаты коммерческой организации.

34. Финансовый план и его внутрихозяйственный финансовый анализ.

35. Управление и оптимизация прибыли коммерческой организации.

36. Формирование и расчет показателей прибыли.

37. Система цен на продукцию, их влияние на прибыль.

38. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли.

39. Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчетности.

40. Анализ и оценка использования чистой прибыли коммерческой организацией.

41. Факторный анализ прибыли от реализации продукции.

42. Факторный анализ общей (бухгалтерской) прибыли.

43. Анализ влияния инфляции на финансовые результаты.

44. Система показателей рентабельности.

45. Анализ уровня и динамики рентабельности коммерческой организации.

46. Комплексная оценка эффективности коммерческой организации.

47. Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений.

48. Расчет и оценка эффективности капитальных и финансовых вложений.

49. Анализ управления основным капталом коммерческой организации.

50. Инвестиционный анализ (анализ инвестиционных проектов).

51. Расчет потребности в инвестициях.

52. Управление оборотным капиталом коммерческой организации.

53. Расчет потребности в оборотных активах.

54. Расчет и оценка величины собственного оборотного капитала по балансу.

55. Расчет и оценка показателей оборачиваемости оборотных активов.

56. Пути ускорения оборачиваемости оборотного капитала.

57. Анализ финансового состояния коммерческой организации.

58. Управление финансовым состоянием коммерческой организации.

59. Система показателей, характеризующих финансовое состояние.

60. Анализ и оценка состава и динамики имущества коммерческой организации.

61. Анализ и оценка состава и динамики источников формирования имущества коммерческой организации.

62. Анализ финансового состояния по данным баланса и бухгалтерского учета.

63. Расчет и оценка показателей рентабельности.

64. Расчет и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости (структуры баланса).

65. Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности.

66. Расчет и оценка баланса платежеспособности.

67. Комплексный финансовый анализ и рейтинговая оценка эмитентов.

68. Анализ цены и структуры капитала. Рыночная оценка бизнеса.

69. Анализ предпринимательских и финансовых рисков.

70. Анализ эффективности привлечения заемного капитала. Эффект финансового рычага.

71. Анализ кредитоспособности ссудозаемщика.

72. Анализ операций с валютой и внешнеторговых операций.

73. Дисконтирование капитала и дохода.

74. Индексация цен и стоимости имущества.

75. Анализ влияния инфляции на принятие управленческих решений.

7.1. Рекомендуемая литература:

нормативная:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части I и II. – М.: Герда, 1999.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части I и II. – М.: Налоги и отчетность, 2002.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: Герда, 2002.

4. «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 21 ноября 1996 № 129-ФЗ (в ред. от 31.12.2002).

5. «Об акционерных обществах» Федеральный закон от 26 декабря 1995 № 208-ФЗ (в ред. от 07.08.2001).

6. «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44н.

7. «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30. 03.01 г. 26н.

8. «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н.

9. «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н.

основная:

10.Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2005 – 560с.

11.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предриятия. М.:ИНФРА –М.,2002. – 336с.

12. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.-М:ИНФРА-М, 2005. – 226с.

Дополнительная

13.Ефимова О.В. Финансовый анализ, М.: Бухгалтерский учет, 2002.528с.

15.Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия,М.: Проспект, 2001, 424с..

16. Маркарьян Э.А, Герасименко Г.П., Макарьян С.Э.Финансовый анализ:Учебное пособие.-4-еизд.,испр.-М.:ИДФБК_ПРЕСС,1997.-224с

Вспомогательная

17. .Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие.-М.:ИНФРА-М,2002

18.Бороненкова С.А.Управленческий анализ:Учебное пособие. – М.:Финансы и статистика,2003.-384с.

19. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для ВУЗов.-М.: ЮНИТИ – ДАНА,2002

20. .Пястолов С..М. Экономический анализ деятельности предприятий. Учебное пособие для ВУЗов.-М.: Академический Проект,2002

7.2. Ресурсы Internet

http://www.ipbr.ru сайт института профессиональных бухгалтеров
http://www.minfin.ru/home.htm сайт министерства финансов РФ
http://www.fd.ru сайт журнала «Финансовый директор»

Основные термины и определения

Активная часть основных средств – машины и оборудование и транспортные средства организации.

Амортизация – процесс перенесения единовременных расходов, связанных с приобретением долгосрочных активов на затраты отчетного периода.

Анализ– способ познания явлений и предметов окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Валовая прибыль - представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг) основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Вертикальный анализ – оценка структуры средств предприятия и их источников.

Группировка – расчленение совокупности данных на группы с целью изучения ее структуры или взаимосвязей между компонентами.

Затраты- расходы ресурсов, относимые к отчетному периоду при исчислении финансового результата за этот период.

Затраты переменные – затраты, условно меняющиеся прямо пропорционально изменению объема продаж.

Затраты условно-постоянные - затраты, практически не меняющиеся с изменением объемов производства.

Инвестиции – вложение денежных средств в некоторые активы на долгосрочной основе.

Комплексный анализ – совокупность аналитических процедур, позволяющих сделать всестороннюю оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Коэффициент выбытия – показывает какая часть основных средств, с которыми организация начала свою деятельность выбыла по различным основаниям.

Коэффициент износа – доля стоимости основных средств организации, оставшаяся к списанию на затраты в последующих периодах.

Коэффициент обновления – показывает какая часть от имеющихся на конец периода основных средств, представлена новыми основными средствами.

Материалоотдача - показывает сколько произведено продукции с каждого рубля, потребленных материальных ресурсов.

Платежеспособность – наличие у предприятия денежных средств для расчета по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения.

Производительность труда – сколько продукции было в среднем произведено одним работающим на предприятии.

Собственные оборотные средства – часть собственного капитала организации, являющаяся источником финансирования оборотных активов организации.

Финансовый анализ –метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности

.

Фондоотдача–сколько произведено продукции с каждого рубля, вложенного в основные фонды.

Экономический анализ – система специальных знаний, связанных с исследованием экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного характера.

Наши рекомендации