Тема 9. Налоговая служба Российской Федерации

При подготовке проекта Налогового кодекса в ст. 40 «Нормативные акты налоговых органов» было записано: «Государственная налоговая служба Российской Федерации и Государственный таможенный комитет Российской Федерации издают в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными федеральными законами, определяющими статус соответствующих органов, нормативные правовые акты, обязательные для исполнения налогоплательщиками, и соответствующими органами налоговой службы, и таможенными органами налоговой службы, и таможенными органами в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, и должностными лицами этих органов».

Данная редакция статьи была негативно воспринята некоторыми юристами и экономистами, считавшими, что кодекс должен быть законом прямого действия и только он должен определять права и обязанности граждан и юридических лиц в качестве налогоплательщиков.

1. Изучите разделы I, III Налогового кодекса РФ. Какова
в настоящее время компетенция налоговых органов в области нормотворчества?

2. Каковы полномочия таможенных органов и обязанности
их должностных лиц в области налогообложения и сборов?

3. Известно, что Министерство финансов и другие финансовые органы, являясь участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, при этом не относятся к числу налоговых органов. Как Вы считаете, почему? Какова компетенция
Министерства финансов РФ в области налоговых правоотношений?

Литература: 4, 22, 24, 32, 37, 44, 61, 62.

Тема 10. Ответственность в налоговых отношениях.
Порядок привлечения к ответственности
за нарушение налогового законодательства

Известно, что к признакам налогового правонарушения относят:

· противоправность деяния, которое установлено в форме действия или бездействия, нарушающего норму права;

· виновность деяния, характеризуемого совершением противоправного деяния (или бездействия) умышленно или по неосторожности;

· наказуемость деяния, т.е. наличие установленной законом ответственности за совершение данного налогового правонарушения.

В статье Н.В. Фролова «Понятие и состав налогового правонарушения» (Государство и право. 1999. № 7) предлагается дополнить характеристику налоговых правонарушений следующим признаком: наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившими
отрицательными последствиями.

Если должностное лицо незаконно выдает налогоплательщику документ, дающий право на налоговую льготу, то как, по Вашему мнению, должно рассматриваться действие чиновника: как налоговое или как должностное нарушение?

2. Как Вы считаете, за какие налоговые правонарушения могут применяться административные санкции к физическим лицам
(налогоплательщикам), не являющимся должностными лицами?

3. Какой срок исковой давности существует для привлечения
к ответственности за совершение налогового правонарушения?

& Литература: 4, 5, 30, 61, 62, 66, 88.

Тема 11. Правовое регулирование государственного кредита

Согласно одной точке зрения, под государственным кредитом
следует понимать систему распределительных отношений государства
с физическими и юридическими лицами по поводу мобилизации временно свободных денежных средств на началах срочности, возвратности, возмездности и выдачи бюджетных средств на тех же началах.

По другой точке зрения, при характеристике государственного
кредита необходимо отмечать три его основные особенности:

· одной из сторон этих отношений обязательно является госу-
дарство;

· государство в этих отношениях – должник, а кредитором выступают население и юридические лица;

· средства, полученные государством, направляются на финансирование бюджетных расходов.

1. Сравните вышеуказанные точки зрения. Как Вы считаете,
какая из них получает в России все большее признание? Свой ответ
аргументируйте.

Как Вы считаете, кто и на каких основаниях может стать кредитором в современной России?

3. Какие, с Вашей точки зрения, существуют в Российской
Федерации виды государственных займов? Классифицируйте их.

4. Ознакомьтесь с применяемыми в России методы оформления государственных займов. Дайте краткую характеристику каждого метода.

& Литература: 1, 7, 8, 41, 46, 47, 56, 63, 84.

Тема 12. Правовое регулирование государственных доходов
и государственных расходов

Все государственные расходы подразделяются на две группы: расходы на развитие производственной сферы и расходы на содержание
и развитие непроизводственной сферы.

Первая группа включает в себя расходы на развитие промышленности, сельского хозяйства, а также капитальные вложения (инвестиции).

Ко второй группе относятся такие непосредственные расходы, как
затраты на социально-культурную сферу (развитие образования, здравоохранения, науки, спорта, культуры, на экологические мероприятия),
а также расходы, связанные с содержанием аппарата управления и обороны страны.

Наши рекомендации