Принципы стимулирования арендной и лизинговой деятельности
Знакомство с нормативной базой и практикой арендной и лизинговой деятельности в зарубежных странах показывает, что везде этот вид предпринимательства в той или иной степени стимулируется государством. В противном случае потенциал, заложенный в саму сущность аренды, не может быть реализован в целях развития экономики страны, поскольку этот вид деятельности не будет иметь ощутимых преимуществ по сравнению с продажей имущества на условиях рассрочки платежей и не станет привлекательной областью для инвестиций капитала.
Изучение опыта зарубежных стран показывает, что все виды стимулирования можно разделить на две группы.
К первой группе относится стимулирование, присущее аренде как виду коммерческой деятельности, предусматриваемое нормативными актами практически всех стран.
К такому стимулированию относится:
• отнесение арендных и лизинговых платежей на издержки . арендаторов и лизингополучателей, уменьшающее величину их налогооблагаемой прибыли на сумму указанных платежей;
• введение ускоренных норм амортизации сданного в аренду или лизинг имущества арендодателями;
• освобождение арендодателя от обложения налогом на прибыль той части полученных им арендных платежей, которая представляет возмещение арендатором затрат арендодателя на приобретение, восстановление и реновацию сдаваемого в аренду имущества, включая стоимость взятого им кредита, затрат на страхование, налога на сданное в аренду имущество, а также затрат по предоставлению арендатору дополнительных услуг;
• в странах, где взимается налог на добавленную стоимость, стоимость приобретенного имущества, включая затраты арендодателя на его доработку, восстановление и реновацию, а также стоимость дополнительных услуг, увеличиваются на НДС. Однако полученные арендодателем арендные платежи повторно НДС не облагаются, поскольку не происходит смены собственника;
• отнесение на издержки арендодателя выплат, осуществляемых им в счет погашения кредитов, полученных для финансирования закупок объектов аренды и других затрат, связанных с арендной операцией.
Ко второй группе относятся те виды стимулирования, которые применяются в различных сочетаниях в зависимости от стратегических целей экономической политики государств. К таким видам стимулирования относятся:
• освобождение арендодателей (лизингодателей) от уплаты (или снижение размера) налога на имущество, сданного ими в аренду или лизинг;
• снижение налога на часть прибыли банков и иных кредитных организаций, полученной от кредитования арендных и лизинговых операций;
• снижение налога на прибыль или предоставление налогового кредита на часть прибыли, полученной арендатором и лизингополучателем от реализации продукции, произведенной с применением взятого в аренду или лизинг имущества;
• снижение налогообложения для арендаторов, являющихся малыми предприятиями, включая отмену начисления НДС на стоимость получаемого в аренду имущества;
• снижение налога на прибыль страховых компаний, предоставляющих арендодателям скидки при страховании имущества от претензий третьих лиц и предпринимательского риска;
• особо эффективные меры применяют правительства зарубежных стран при стимулировании экспорта вообще и экспортной аренды и лизинга в частности. Среди таких мер предоставление за счет бюджета благоприятных кредитов или правительственных гарантий под кредиты на закупки арендодателями и лизингодателями имущества для целей аренды и лизинга, участие государства в страховании экспортных арендных и лизинговых операций от коммерческих и политических рисков и т.д.
Учитывая, что российским арендодателям-экспортерам предстоит острая конкурентная борьба на внешнем рынке с зарубежными .лизингодателями, которых стимулируют их государства, следовало бы предусмотреть в разрабатываемом законе адекватные меры или, как минимум, распространить на экспортную аренду положения постановления Правительства РФ от 20 января 1996 г., предусматривающие дополнительные льготы для российских экспортеров.
Безусловно, к важнейшим способам стимулирования развития внутренних и международных арендных операций следует отнести стабилизацию нормативно-правовой базы. Это в наибольшей степени относится к современному состоянию правовой базы в России.
В связи с этим необходимо в законодательные акты включить следующие положения:
• все законы и подзаконные акты, прямо или косвенно ухудшающие условия арендной и лизинговой деятельности в России, а также условия международных арендных и лизинговых операций, должны вступать в действие для арендных и лизинговых операций не ранее чем через 6 месяцев с даты их опубликования. Это необходимо субъектам будущих арендных и лизинговых операций для принятия мер в случае, если новые нормативные акты делают такие операции невыгодными для любого из субъектов;
• в случае принятия подзаконных актов, ухудшающих коммерческие условия для любого из субъектов уже осуществляемой арендной или лизинговой операции, эти подзаконные акты не должны действовать для такой операции до конца срока действия ее договора.
Контрольные вопросы по теме 6
1. Какие виды стимулирования арендаторов и арендодателей являются обычными в зарубежной практике?
2. Какие виды дополнительного стимулирования Вы считали бы разумными в российской экономике?