Доля в доходах бюджета

В любой стране мира где-то 60% доходов бюджета формируется за счёт поступлений от этой сферы.

В РФ – 15%.

В Москве выше доля – 40-50%.

В Санкт-Петербурге – 30%.

Гос. поддержка малого и среднего предпринимательства.

Почти до последнего времени малый и средний бизнес развивался вопроки поддержке гос-ва.

Ещё в начале 90-х годов гос-во провозгласило вариант гос-ой поддержки.

С 2004 года – забота о малом бизнесе гос-ая возложана на Мин. эконом. развития.

Ещё 5 лет назад большую поддержку оказывали международные институты развития.

В самые последние годы наше гос-во включалось в эту поддержку.
Проблема гос-ой поддержки малого и среднего бизнеса.
В 2010 году Москва выдаст около 30 субсидий инновационному бизнесу.
В 2011 году – кол-во субсидий не изменится на федеральном уровне деньги на становление бизнеса получают ещё около 400-500 инновационных компаний.
Среди новых программ поддержки – программа «Старт науке».
Это финансирование вузовских малых предприятий в объёме до 2-х -3-х млн. руб.
Москва (её Правительство) в перечень программ гос-ой поддержки добавила субсидии стартующим инновационным малым предприятиям, которые начали создаваться при вузах.
Размер субсидий – 500 тыс. руб.
Эти средства можно получить с момента регистрации компании и тратить на её становление.
Кроме того, Москва начинает выдавать субсидии по 5 и 10 млн. руб. компаниям, которые реализуют проекты в сфере произв-ва мед. техники, мед. оборудования, фармацевтических препаратов и лекарственных средств.
С 2009 года для малых предприятий введён уведомительный порядок начала бизнеса.
Такой порядок ведён не для всех предприятий.
Суть этого порядка:при уведомит. порядке достаточно просто по почте направить заказное письмо с уведомлением о том, что вы начинаете бизнес.

Писали в Гос. транс. надзор., если бизнес связан с перевозками или в Гос.потреб. надзор и Федер.мед.-биолог. агентство по др. видам предпринимательства.

В 10-ти дневный срок эти ведомства обязаны помещать сведения о таких предприятиях в соотв. регистр на своём сайте.

Через 10 дней после отправки письма, организация или бизнесмен могут уже заключать договора и выставлять счета.

Однако, есть 2 существенных нюанса:

- уведомление предоставляется после гос-ой регистрации и постановки на учёт в налоговом органе до начала фактич. деятельности.

- такой порядок касается только определённых видов деятельности.

(как ,например, бытовые услуги, гостиничные услуги, общепит, розничная торговля и опт. Торговли, перевозка пассажиров, перевозка грузов, издательская и полиграфическая деят., ремонт и обслуживание вычислит. техники, информац. технологий, некоторые виды произ-в, лёгкая промышленность).
Позитивные тенденции в этой сфере 2010-х годов.

1) Растущая доступность кредита

2) Снижение ставок за пользование кредитом

3) Несколько ослабло адм. давление на бизнес

4) Усиливается защита малого бизнес

Например, защищать малый бизнес бесплатно.
Скорая юр. помощь.
Основн. проблемы малого и среднего предпринимательства сегодня:
1)Спад спроса на продукцию

2) Дефицит фин. ресурсов

3) Повышение тарифов на коммунальные услуги

4) Недостаток квалифицированных кадров

5) Увеличение налоговой нагрузки

6) Усиление давления со стороны налоговых органов

7) Снижение инвестиций, т.к. мало желающих вкладываться в предприятия малые из-за налоговых недоимок

8) Повсеместное снижение рентабельности бизнеса.

Гос-во принимает решение об увеличении налоговой нагрузки на бизнес, а потому ожидаемый результат – рост теневого бизнеса.
Налоговая политика в области малого и среднего бизнеса.
2 системы налогообложения принимается сегодня.
1-ая – упрощённая система налогообложения, которая существ. в 2-х вариантах:
1) 6% от оборота платим
2) 15% с разницы между доходами и расходами.
Эти предприятия освобождены от уплаты НДС, налога на прибыль и до последнего времени платили лишь 14% в Пенсионный фонд.
Индивидуальные в фонд платят 150 руб. в месяц.

В 2009 году региональным властям дали право сократить ставку единого налога с 15% до 5%.

Не все регионы на это пошли в кризис.

С 2011 года гос-во повысило страховые взносы для всех работодателей до 34% к фонду оплаты труда.

Для малого бизнеса это означало бы повышение в 2,5 раза.
Бизнес выступил резко против.

Поэтому для малого бизнеса дана отсрочка на 2 года.

И сегодня ставка для некоторой части малых предпринимателей – 26%.

Президент произнёс так:

«2-х летний переходный период со ставкой 26% применить к малому бизнесу, который работает в произв-ой и соц. сферах».
Пока не уточнены понятия соц. сферы.

Льгота не распространяется на торговлю, оборот ценных бумаг, на недвижимость.

И только 1/5 часть малых предпритий могут рассчитывать на увеличение.

Глава правительства обещал, что это решение будет пересмотрено в середине 2011 года.

Патент – вариант упрощённой системы, т.е. упрощ. системы на основе патента.

Теоретически разрешена с 2006 года, но чтобы власти регионов субъектов приняли закон о режиме на террит. субъектов.
Москва приняла закон с 2009 года.

А большинство регионов не приняли и до сих пор.
Это самый выигрышный вариант для малого бизнеса.
2-ая система – единый налог на вменённый доход.

В основе лежит понятие вменённый доход – это значит, что власть рассчитала тебе потенциальный (вменённый) доход.
Ставка твёрдая установлена – 15% от этого дохода нужно отдать.
Но этот налог применять могут предприятия определ., установл. в регионах видах деятельности.
Общая картина по налоговому грузу по малому и среднему бизнесу.
Маржа предприятия меньше на 25% налогов, уплаченных в год.
Кредитование малого и среднего бизнеса.
С точки зрения банков малый бизнес – это самое рискованное вложение денег.
Это очень не выгодный бизнес, т.к. нужно большую сеть (это очень дорого).
Результаты по 2009-2010 г.г.:
1) заметно улучшилось качество консультирования и продаж малому бизнесу
2) банки существенно смягчили кредитную политику
3) ставка снизилась с 29% до 16,2% за год.
Кредиты малому бизнесу всегда дают под более высокий процент, чем крупному.
За последнее время постепенно увеличиваются суммы выдаваемых сумм до 400 руб. малого бизнеса.
Одна из причин – банкиры пытаются привлечь средний бизнес, т.е. борются за более надёжный заёмщиков.
4) удлиняются сроки кредитования (до 18-36 месяцев).
Серьёзной проблемой у малого бизнеса была залоговая политика.

В этом плане малый бизнес явл. безналоговым.

Поэтому по иному оцениваются риски малого бизнеса и упор часто делается на оценку фин. состояния и его прогноз, перспективу.
Основные проблемы:
1) нехватка качественных заёмщиков

2) высокие ставки на долгосрочные суммы

3) отсутствие возможности модернизации основных фондов, т.к. объёмы выдаваемых ссуд не могут позволить приобретать дорогостоящее импортное оборудование, которое требует предоплаты (полной или 70% хотя бы), а поставка ещё будет не сегодня и не завтра, а как правило через 3 месяца.
А потому банки слишком рискуют кредитовать такие предприятия.

4) залоги (самая больная проблема)
5) сложность взыскивания долгов с малого бизнеса.


Тема: Бюджет- ведущее звено фин.системы.
1. Определение понятия «бюджет»
2. Бюджетная система. Бюджетное устройство.

3. Межбюджетные отношения
4. Соотношение доходов и расходов бюджета: дефицит и профицит
5. Пути повышения доходной базы бюджетов всех уровней
6. Повышение эффективности расходования бюдж. средств
7. Гос-ые резервы и резервные фонды. Международные резервы.

1. Бюджет – это роспись доходов и расходов.
Росись на любом уровне.
Самый нижний уровень - в семье.

17.03.11

Лекция 6.


Бюджет - это центральный фин. план.
Самый нижний уровень – семья. Бюджет – это центральный финансовый план.Слово план применительно к бюджету. 2 особенности: он как правило, всегда составлялся на 1 год. В последние годы была сделана перед кризисом попытка перейти на трех летний план. Отменили переход, а сегодня вновь – переход к трехлетнему бюджетному планированию на 3 года вперед. В некоторых странах финансовый год начинается в Японии с марта. 2ая специфика: план принимается виде закона. Принятие закона проходит: разрабатывает проект федерального бюджета Министерство Финансов России. Разработка должна начаться не меньше чем за 10 месяцев до начала года (не позже 1 марта). Этой разработке должно предшествовать бюджетное послание президента, т.к в этом послании дается прогноз основных макроэкономических показателей и определяются направления бюджетной политики, т.е. доходная и расходная части бюджета и их соотношение. В настоящее время бюджетное послание обычно публикуется на кремлевском интернет-сайте в середине мая, начале июня и президент его не зачитывает. Представить проект федерального бюджета Министерство Финансов должно в Гос. Думу не позже 26 августа. Однако, в период кризиса, Путин попросил срок сдвинуть до 1 октября. В бюджет 2012 года, правительство, как сказал глава правительства, бюджет должен быть внесен в Гос. Думу не позже 1 октября. Участниками бюджетного правительства, которые обладают бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются: президент, Государственная Дума, Совет Федераций, правительство, Министерство Финансов, федеральное казначейство, органы, осуществляющие сбор налогов, счетная палата, Государственные внебюджетные фонды, главные распорядители бюджетных средств и некоторые другие.

В Государственной Думе, проект бюджета проходит 3 чтения. Первое чтение собирают руководителей фракции и выясняют отношения. Согласовывается, принимается или не принимается общая сумма доходов, сумма расходов, дефицит или профицит и распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов. В последние годы доходы федерального увеличивается. Второе чтение – это распределение расходов бюджета по разделам функциональной классификации расходов. Кроме того, утверждается размер федерального фонда поддержки регионов. Третье чтение самое нервное. Это ведомственная структура расходов. Т.к. есть такое понятие, как «лавирование», депутатов уговаривают проголосовать за определенную сумму. Все стороны договорились, Дума принимает, его перевозят в Совет Федераций, которому дается 2 недели, и принять или нет. Если приняли, бюджет или законопроект поступает президенту, который по идее должен подписать, затем бюджет становится законом.

Сроки принятия бюджета: в плановой экономике всегда было до 30 ноября. Сроки всегда выполнялись кроме 1983 года. 1992 год – хаос, не был принят закон. 1993 год – в середине года был представлен проект бюджета. В последующие годы, сроки принятия постепенно приближались к 1 января текущего года. В период правления Путина, законопроект был подписан в пределах предыдущего года. 31.12.1999 в 9 часов утра. В период Путина, президент подписывал всегда в декабре и сроки постепенно сдвигались к середине декабря. Медведев подписал 13 декабря 2010 года на 2011 год. Если бюджет принят за месяц, то начинается нормальное финансирование по новому закону, если позже, то эти сроки, как правило сдвигаются, т.е. в начале года, финансирование осуществляется по всем статьям в объеме фактических расходов прошлого года с корректировкой на инфляцию.

Размеры финансирования всегда меньше того, чем они могли бы быть по новому закону.

Вывод: необходимо и целесообразно принять бюджет вовремя, чем долго дискутировать по тем или иным цифрам, представленным в бюджете. В бюджете есть секретные статьи. Они рассматриваются на закрытом заседании палат. Материалы к этим статьям рассматриваются исключительно председателями палат и специальными комиссиями палат.

Финансовый план. Бюджет является финансовым планом, т.к. в нем аккумулируются только финансовые ресурсы.

Центральный план. Он является центральным, т.к. он взаимосвязан со всеми без исключениями финансовыми планами, составляемые ежегодно в стране. Таких планов составляется более 3,2 млн. планов. Эта связь двояка. 1 вариант: отчисления в бюджет, которые производят хозяйствующие субъекты отчисляют в бюджет. 2 вариант: ассигнование из бюджета.

Государственный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет – это казна государства.Это значит, что это всегда связано с тайной. В России бюджет был закрытым до 1963 года.

Функции бюджета:

Перераспределение национального дохода между отраслями, регионами, группами населения.

Стимулирующая – вмешательство в процесс общественного воспроизводства в целях финансовой помощи.

Социальная.

2) Бюджетная система-совокупность всех бюджетов страны.

Бюджетное устройство – организационные принципы построения бюджетной системы. Бюджетное устройство определяется государственных устройством.В унитарных государствах, бюджетная система имеет 2 звена:

1) Государственный бюджет

2) Местные бюджеты

В федеративных государствах 3 уровня:

1) Государственный (федеральный бюджет)

2) Бюджеты регионов в России (субъектов федераций, т.е. бюджеты членов государства)

3) Местные бюджеты

Бюджетное устройство:

Консолидированный бюджет

Федеральный Консолидированные Государственные

бюджет бюджеты внебюджетные

фонды

Местные

Муниципального образования

Бюджеты городских и сельских поселений

Консолидированный бюджет – все бюджеты.

Федеральный бюджет один. Финансирует обще- государственные расходы. Закон принимается только о федеральном бюджете и его доля в консолидированном 60% всех средств, всегда была 50%.

Региональные бюджеты – 89, сегодня 83 субъектов федераций, в том числе бюджетов в республик, входящих в Россию 21. Бюджетов краев 9. Бюджетов областей 46. Бюджетов автономных округов 4. Бюджет автономной области 1. Бюджетов городов федерального подчинения 2( Москва и Санкт-Петербург).

Муниципальное звено 2500, городских 1740, а сельских около 20000.

Количество ежегодно составляемых бюджетов - 25000. Из них относительно открытый 1 – федеральный. Количество бюджетов увеличить нельзя, т.к. он является денежным кошельком любого уровня власти. Власть без бюджета не может.

В 2000 году в стране шла реформа местного самоуправления. Основная идея: привлечь народ к управлению собственной жизни на местах, поселения, где больше 1000 человек, должны создать власть на местах, а если власть, то обязательно бюджет. Процесс шел долго, болезненно и долго. Сроки постоянно продлевали. Первоначально это было 1 января 2006, а по факту получили 1 января 2009 года. Найти людей было трудно.

Основные принципы бюджетной системы:

1) Единство бюджетной системы

2) Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов

3) Самостоятельность бюджетов

Суть самостоятельности в том, что распорядителем бюджетных средств данного уровня является только органы власти, которым бюджет принадлежит.

4) Равенство бюджетных прав на всех уровнях

5) Полнота отражения доходов, расходов, источников финансирования дефицитов

6) Принцип сбалансированности бюджетов

7) Принцип эффективности использования бюджетных средств

8) Принцип прозрачности бюджетов – обязательная публикация в средствах массовой информации, утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, открытость для общества

9) Секретные статьи принимаются только в федеральном бюджете

3) Межбюджетные отношения – это отношения между бюджетами разных уровней.

Политическая проблема.

2009 году губернатор Техаса отказался от федеральной помощи.

В России финансовая помощь предоставлялась и при социализме. Первая серьезная реформа была проведена в 1994 году. До этого времени финансовая поддержка предоставлялась в форме дотации на основе индивидуального согласования.

В 1994 году перешли от индивидуальных согласований к более объективным правилам и критериям. Были установлены единые стабильные нормативы отчислений от федеральных налогов и региональные бюджеты. Кроме того, расширена налоговая самостоятельность регионов, в рамках федерального бюджета был создан фонд финансовой поддержки регионов, который распадался на 2 фонда:

1) Фонд помощи регионам нуждающимся

2) Фонд помощи регионов особо нуждающимся в поддержке

Критерии:

1) Среднедушевой бюджетный доход, т.е. доход из бюджета на душу населения и сравнение его со среднероссийским доходом на душу населения. Этот фонд формировался из налоговых доходов федерального бюджета. Помощь из этих фондов назвали трансфертной, она стала основной поддержкой. Трансферт – это нецелевая, безвозмездная дотация. Помощь из этого фонда стали получать более 70 регионов из 89. Т.е. дотационных регионов было большинство, а 10-15 регионов ежегодно оказывались донорами (Москва, которая оставляла треть собранных средств на территории, а остальное перечисляла в федеральный бюджет).

В последующие годы было сделано несколько попыток дальнейшего реформирования межбюджетных отношений, например, в 2005 году попытались обеспечить доходность каждого уровня бюджетов налогами данного уровня. Например, федеральные налоги должны полностью обеспечивать федеральный бюджет, региональных бюджетов, а местные налоги – местных бюджетов, т.е. по существу попытались ликвидировать так называемые регулируемые доходы, а регулируемые, это значит что часть федерального налога перечисляется в бюджет или часть регионального в местный. Попытались достичь идеала – это нереальный вариант, кроме того, в России ситуация обострилась и тем фактором, что на уровень федеральный отнесли наиболее солидный и устойчивые налоговые поступления, а на местном уровне оставили всего 4 налога. Потому в первый же год встал серьезный вопрос о недостачи 3 млн. руб в бюджет, полномочия, т.е. расходы бюджета нижестоящих уровней постоянно расширяли. Количество дотационных регионов попытались ликвидировать путем укрупнения регионов, т.е. слияния двух, трех близлежащих регионов. Первым была Пермская область + Комеперменский округ. Однако процесс укрупнения продолжаться не будет. Одной из причин согласие на объединение должны высказать жители региона на референдуме. На последующих стадиях реформирования попытались разграничить регионы на 3 группы для повышения эффективности межбюджетных отношений. Суть реформирования на этой стадии сводилась к тому, чтобы перейти от принципа выравнивая бюджетной обеспеченности к стимулированию тех регионов, которые лучше управляют своими финансами. Разделение на группы зависело от доли помощи от федерального бюджета. И если эта помощь минимальна и не превышает 20%, то регионам разрешено проводить самостоятельную финансовую политику, а регионы полностью зависящие от федерального бюджета попадают под особый контроль верхних этажей за эффективностью использования получаемых средств.

Формы финансовой поддержки регионов, которые сегодня предоставляются ниже стоящим бюджетам:

1) Трансферт – без указания цели, безвозмездно.

2) Дотации, которые даются на выравнивание бюджета и образуют Федеральный Фонд поддержки регионов.

3) Субсидии – предоставляются бюджетом в целях софинансирования расходных обязательств, т.е. долевое финансирования целевых расходов. Совокупность субсидий образует Федеральный Фонд софинансирования расходов.

4) В настоящее время регионы получают из федерального бюджета 69 различных субсидий.

5) Субвенции – это строго целевая дотация. Совокупность субвенций образует Федеральный Фонд компенсаций.

6) Взаимные расчеты или бюджетные компенсации. Они бывают если в течение бюджетного года, вышестоящие органы власти принимают решения, влияющие на доходную базу ниже стоящих бюджетов, то такие решения должны быть подкреплены передачей отдельных видов налогов или других платежей или путем предоставления бюджетных компенсаций.

В 2011 году министр Финансов предполагает не увеличивать финансовую поддержку регионов в связи с отсутствием возможностей.

24. 03.11

Лекция 7.


Тема: Соотношение доходов и расходов бюджета.

Бюджет 2011 года и на плановый период 2012-2013 года.
Доходы 8845 млрд. руб., т.е. 8,8 трлн. руб.
Расходы – 10658 млрд. руб или 10,7 трлн. руб.
Дефицит, т.е. расходы – доходы = 1,8 трлн. руб.
Абсолютная сумма не о чём не говоит.
Это означает 3,6% ВВП.
Потому объём ВВП на 2011 год:
ВВП будет 50, 389 трлн. руб.
(1, 68 трлн. доллр.) – объём ВВП РФ.
Объём ВВП США 15 трлн. доллр.
20% мирового ВВП (США)
2,5% - РФ.
Объём бюджета
Доходы Сша 2,6 трл$. Расходы России 355млрд$, а их расходы 3.73трл$.

Доходы бюджета 2011 года формируются за счет доходов от внешнеэкономической деятельности, которые составят 46% всех доходов бюджета, а остальные 54% налог на прибыль и многое другое. НДС 30% всех доходов. Самое больное место – это расходы. Расходы бюджета 2011 года по целевым статьям. Самый крупный «Расходы на социальные нужды» - 31% всех расходов федерального бюджета 2011. «Национальная

Экономика» -15%. «Национальная оборона» - 11.9%. «Общегосударственные вопросы» - 7.5% - это все органы власти, президент. «Правоохранительные органы» - 10%. «Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов и муниципальных образований общего характера» - 5,4%. «Образование» - 4% всех расходов. «Здравоохранение» - 4%. «Обслуживание государственного и муниципального долга» - 2,6%. «Жилищнокоммунальное» - 2%. «Культура и кинематография» - 0,7. «СМИ» - 0,5. «Физкультура и спорт» - 0,3%. «Охрана окружающей среды» - 0,1. Лидером является социальная политика. Крупная статья в перспективе снижения расходов по национальной экономике. Причина возрастания – солидная помощь, оказанная во время кризиса. Оборона – повышение расходов в перспективе, т.к. начинает осуществляться программа вооружений, которая потребует дополнительных расходов на оборону. Впервые в бюджете 2011 года расходы растут очень умеренными темпами – это его особенность. В номинальном выражении расходы в 2011 году вырастут на 1,7%, а если учесть инфляцию, то они сократятся. В 2010 году они были выше прошлогодних в номинальном выражении на 6%, а до кризиса темпы роста расходов доходили до 20-30%. Расходы на образование: удельный вес в расходах бюджета в последние годы сокращается, хотя в 2011 году при сокращении удельного веса расходы на образование возрастут на 16,4%. Бюджет 2011 года правительство провозглашает как бюджет модернизации экономики, а потому возрастают расходы на финансирование прикладных научных исследований в области национальной экономики и в других областях. Бюджет Москвы на 2011 год – 1,243 трл. руб (приблизительно 41 млрд $).Расходы 1,39 трл. руб. Дефицит 146 млрд.руб. Бюджет Москвы самый мощный. По объему – 13% от объема федерального бюджета. В середине 90х годов бюджет России был равен бюджету Нью-Йорка. Бюджет США на 2012 год: у них год начинается с 1 октября 2011 года. Президент внес в конгресс в расходы 3,73трл.$. Дефицит 1,1трл.$. А дефицит 2011 года в США 1,65трл.$ - это 10,10% ВВП. На 2012 год сокращаются расходы: избавляются от правительственных офисов, зданий, замораживаются внутренние расходы на 5 лет, повышаются налоги на богатых и на энергетические компании. В США сокращается и ряд социальных программ, включая программу поддержки малообеспеченных слоев населения, сократятся расходы пентагона.

Соотношение доходов и расходов:

1) Равенство

2) Превышение доходов над расходами = профицит

3) Превышение расходов над доходами = дефицит

Различные точки зрения на проблемы дефицита:

Маркс утверждал, что у государства не будет успеха, если не обеспечить равенство его доходов и расходов.

Кейнс утверждал, что необходимо и желательно в определенные промежутки времени предупреждение государственных доходов над расходами, ибо это способствует созданию новых рабочих мест, развитию производства, ослаблению социальной напряженности. Правомерно наличие дефицита.

Современная фискальная политика признает использование несбалансированных бюджетов для стабилизации экономики. В настоящее время более 90% государств мира имеют дефицитные бюджеты.

США:

В 1985 году приняли закон, по которому они должны добиться профицитного бюджета к 1993 году. В 1998 году они получили профицитный бюджет. Начались головные боли: что делать. Они дискутировали, т.к. власть менялась. В 2001 году у них снова дефицит. Страны-еврозоны – 12 стран, заключен пакт, в отношении бюджета: только те страны, у которых дефицит бюджета не превышает 3% ВВП. В последующие годы первыми превысили этот уровень Франция и Германия, а сегодня подавляющее большинство стран превышает этот уровень и он составляет 6,8% во всех 20 странах еврозоны.

Китай:

2,5% Ввп – дефицит бюджета.

Россия:

Превышение доходов над расходами 230 млн.руб. Конец 80х- приход Горбачева, большинство понимают что экономика разбалансирована. На 88 год впервые бюджет Советского Союза оконсалидирован. Доходы ровны расходам. Впервые равенство. Финансовый год – исполняется закон.

Конечный профицит в 1999 году, который длился 10 лет. А с 2009 года –дефицит – 5,9%. В 2010 – 3,9%ВВП, в 2011 году – 3,6%, к 2013 – 2,9%, но вероятнее всего будет ниже. В 2010 году – 19 регионов с профицитным бюджетом, 64 с дефицитом, всего 83 региона. Ненефтегазовый дефицит бюджета (т.е. в доходах бюджета не учитываются доходы от топливно-энергетического комплекса, идея – выяснить эффективность функционирования реальной экономики) за последние 10 лет вырос с 2-3% ВВП до 13% ВВП в 2010 году.

Наши рекомендации