Терминологический минимум
Бухгалтерская (финансовая) отчетность– это единая система данных об имущественном и финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и формируется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Анализ финансовой отчетности – это процесс, при помощи которого мы оцениваем прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности организации. Однако при этом главной целью является оценка финансово-хозяйственной деятельности нашей организации относительно будущих условий существования.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это правила, устанавливающие требования к признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов организаций во всем мире.
Внутренний анализ – проводится службами предприятия, и его результаты используются для планирования финансового состояния предприятия, обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности.
Внешний анализ – осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими организациями на основе публикуемой отчетности.
Горизонтальный анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с аналогичной ей позицией в предыдущем периоде или за более длительный промежуток времени.
Трендовый анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с аналогичной ей позицией ряда предыдущих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов.
Сравнительный анализ – это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических методов исследования.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) – это расчет соотношений отдельных показателей, позиций отчета с позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.
Уплотненный аналитический баланс – нетто – баланс, сформированный путем перегруппировки отдельных статей оборотных и внеоборотных активов, капитала и обязательств, а также устранения влияния на валюту баланса и его структуру регулирующих статей.
Оборотные активы – денежные средства и иные активы, в отношении которых можно предполагать, что они будут обращены в денежные средства, или проданы, или потреблены в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Внеоборотные активы – активы, полезные свойства которых предполагается использовать в течение периода свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Отложенный налоговый актив – часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или последующих отчетных периодах.
Собственный капитал организации – стоимость ее активов, необременённых обязательствами. В состав собственного капитала организации входят: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал и нераспределенная прибыль.
Заемный капитал организации – совокупная величина его обязательств перед другими юридическими и физическими лицами.
Доходы от обычных видов деятельности – это выручка от продажи продукции и товаров; поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
Расходы по обычным видам деятельности –это расходы по изготовлению и продаже продукции; по приобретению и продаже товаров, по выполнению работ и оказанию услуг.
Управленческие расходы – это общехозяйственные расходы, которые показываются в отчете о прибылях и убытках отдельной строкой.
Коммерческие расходы – связаны с продажей продукции, товаров, работ, услуг.
Внереализационные доходы и расходы – возникают в связи с хозяйственными операциями и фактами хозяйственной жизни, не относящимися к обычным видам деятельности и прочей операционной деятельностью.
Чрезвычайные доходы и расходы – возникают как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности.
Операционный сегмент – часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной услуги или однородной группы услуг, которая подвержена рискам деятельности, отличным от рисков по другим товарам и услугам или однородной группам товаров, работ, услуг.
Географический сегмент – часть деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном регионе, которая подвержена рискам деятельности, отличным от рисков, имеющих место в других географических регионах.
Приложение 1