Финансы как отражение денежного потока

Финансы – система отношений, возникших при денежном потоке, т.е. при протекающим непрерывно во времени обороте денег.

Взаимосвязь финансов и денежного потока характеризуется двумя моментами:

1) финансы отражают денежный оборот,

2) финансы отражают процесс получения денежной наличности при движении капитала.

3.Экон.сущность.

Сущ-ть фин. как эконом. категории заключ. в том, что фин. всегда имеют денежн.форму выражения

Фин. отраж-т процесс движения денег в наличн. и безнал-ой формах, кроме того движения всех инвестиц. цен-тей , заменяем-ые в опред-ый момент времени на ден. ср-ва.

Ден. ср-ва означ-т деньги, нах-ся в полном распоряжении хоз-го субъ-та и гражд. и использ-ые ими свободно без всякой цели и ограничений. Под ден.фон-ми поним-ся обособ-ая част денег, имеющ. целевое назначение и относит-но самост-ое функцион-ие.

Фин.-эконом. отношения, связ-ые с формир-ем, распред-ем, и исп-ем централизов. и децентрализ. фондов ден-х ср-ств в целях выполнен. функций и задач гос-ва и обеспеч-ия условий расшир-го воспр-ва.

ЦФ-экон. отнош.,связ-ые с функц-ем и исп-ем фондов ден. ср-ств гос-ва, аккумулир-ых в гос-ой бюдж-ой сист-ме и правительтв. фондов.

ДцФ-Ден. отнош., опосредующие кругооборот ден. фондов п\п-я

Деньги- это всеобщ. эквивал-т с помощью кот-го измер-тся затраты труда ассоциируемых товаропроизвод-ей

Финансы-это экономич.инстр-нт распред-ия и перераспр-ия ВВП и НД орудия контроля за образован. и исполь-ем фондов ден-х ср-ств

8.Ф и расшир. воспр-во (РВ).

РВ – постоянное возобн-ние капитала во все увеличивающихся масштабах. Вкл-ет непрер. воспр-во и расшир-е ПФ, рост ВВП и НД, восп-во раб. силы и произв-х отн-й. Оно осущ-ся с использ-ем тов-ден, фин. и кредит-х отн-ний.

Произв-ные отн-ния – сов-ть матер. эк. отн-ний м/у людьми в процессе обществ. пр-ва и дв-ния общ-го продукта от произв-ля к потр-лю. В процессе создания обществ. продукта склад-ся отн-ния, вызваные произв-технологич. и орг-ми усл-ми в процессе труда, обусл-ные сугубо технич. РТ. Происходит самодв-ние про-та от одного раб. места к др-му, от участка к уч-ку, одного цеха к др. внутри п/п до получ-я готового пр-та. Каждый реальный пр-т в промежуточной технол. цепочке парал-но имеет сою ден. оценку. Сумма таких цен сост-ет стоимость пр-ции на их конечной стадии. После заверш-я стадии пр-ва начинается садия распр-я готового пр-та ч/з сумму цен и выручкуот реализации совокуп. пр-ции.Если пр-ву в технолог. роцессе происходит парал-но ден. оц-ка матер.-веществ. сод-ния, то на стадии распределения происходит раздвоение его стоимостной и веществ. форм, начинается процесс проявл-ния ф-сов, они получают относ-ную самост-ть, образ-ся доходы и накопл-я, созд-ся ден. фонды.

Первичное распред-е ст-ти созд-го обществ. продукта происх-т по ф-ле: СОП=c+v+m, где с – ст-ть ср-в труда и предметов потребл-я (ср-ва пр-ва); v – труд. рес-сы; m – эл-т прибыли; c+v=c/c.

Ч/з c + v происх-т и обесп-ся процесс простого воспр-ва ср-в пр-ва и раб силы, а ч/з m по-ср-вам созд-я ден. фондов обесп-ся процесс РВ и формир-е фонда Ц рес-сов гос-ва. В ст-ти созд-го пр-та эл-ты c и v имеют ден. оц-ку, но не явл-ся фин-ми, т.к. здесь деньги опоср-ют реальные мат-веществ. эл-ты. Только эл-т m свободен от мат-вещ-го сод-ния и прояв-ся в новом качестве– ЧД хоз. субъекта. Ф, обслуживая процесс РВ, сами активно возд-ют на процесс пр-ва и на кругооб-т фондов.

9. Общее понятие о ФР.

ФР – совок. фонд ден. ср-в, находящихся в распор-и гос-ва,п/п, орг-ций, отд-х физ.лиц.Они созд-ся в пр-се распр-я и перер-я СОП и НД и предн-ны для обесп-я рсасш-го воспр-ва и общегос-х потр-тей.

ЧД в сос-ве ВВП явл. осн. ист-ком форм-ния ФР.

ФР подр-ся на Ц (ГБ, внебюдж. фонды) и Де (ден фонды п/п). Выделяют ФР гос-ва, регионов, п/п, дом. хоз-в.

ЦФР – фонды ден ср-в, создаваемые на общегос-м ур-не, те это ФР, формируемые на макроур-не. ДеФР – ФР, нах-ся в расп-нии хоз субъектов, те формир-ся на микроур-не и исп-ся на затраты по расш-ю пр-ва.

Расчет ФР д.б. достат-но точным, т.к. преумен-ние сос-ва ФР сужает возм-ти возд-вия ф-сов на рез-ты пр-ва. Необоснов-е расширение сос-ва ФРведет к излишнему увел-нию инвест-х программ, что м. привести к стр-ной несбаланс-ти.

Связь стоимостной стр-ры СОП с эл-ми ФР состоит в соотв-вии каждой части ВВП опр-ным эл-там ФР.

СОП= c+v+m, где с – вся сумма МЗ; v – труд. рес-сы; m – эл-т прибыли.

Соотн-ние м-у Оп и Фр гос-ва состоит в :

1) в ст-ти ОП учит-ся вся сумма МЗ, а в ФР только часть в виде аморт. отч-ний. 2) в ст-ти ОП отраж-ся весь ФОТ, а в ФР только его часть в виде налогов и др обяз. платежей. 3) ст-ть прибавоч-го пр-та полностью входит в сос-в ФР.

Объем ФР, как пр., больше НД, т.к кроме ст-ти прибавоч-го пр-та и части необх-го пр-таФР вкл-ют аморт. отчисл-я. Их соотн-ние зависит от ряда ф-ров, включая труд-сть и фонд-сть отраслей, п/п и отд-х пр-в.

28. Организ фин мех-зма и его стр-ра.

Организац ФМ-сис-ма мер,направлен. на рацион.сочет. труда, ср-в пр-ва и технологии в процессе упр-ния фин.

Состав ФМ.Организ ФМ сводится к объедин.людей,совместно реализ.фин.прогр.на основе правил и процедур. К организ. процед.относ: создан.орг.упр-ния фин, построен стр-ры аппар.упр-я,разраб.методик,инструкц.,норм и нормат-ов.

Координ. в ФМ означ.согласов.работ всех звеньев сис-мы мех-зма,аппар.упр-ия и специал. Регулир. в ФМ означ.воздейств.мех-зма на фин.рес-сы посредством котор.достиг. состоян. устойчив. фин сис-мы при возник. отклонен. от заданн. параметр.

Планир.-проц. выраб. планов. задан.(проц. администрирован.) Стимулир. выраж. в использ. фин стимулов для повыш. эффект. произв. и торгов. процессов.

ФМ- инструмент воздейств. финанс. на хоз процесс, под котор. поним. совокупн. произв., инвестиц. фин деят-ти хоз субъекта. Поэтому ФМ выполн. теже функции, что и фин вместе с тем ФМ присущи конкретн. ф-ции: 1.организ. фин. отнош.; 2. упр-е ден. потоками.

Стр-ра ФМ: -фин м-ды предст собой сп-б воздейств .фин отнош на хоз процесс и предст собой планиров., инвестир., кредитов., страхован. и сис-му расчета. Они отвеч. на вопр:как возд-ть.;-фин рычаги-прием дейтсв. фин м-да. Он отвеч на вопр: чем возд-ть. К фин рычагам относ: прибыль, доходы, аморт. отчисл, аренд.плата, %ые ставки, фин санкции, виды и формы кредита; -правов обесп. вкл. законод. акты, постановл., приказы и др правов. докум орган упр-ия;-нормат обеспеч. образ.инструкции, нормат, нормы, тарифы,метод.указан. и разъяснен;-информ. обеспеч. сост. из разного рода и вида эконом, коммерч, фин и проч. инф-ции.

10. Порядок создания Ц иДц (ФР) – совокупность фондов ден. ср-в, нах-ся в распоряжении гос-ва, п/п, организаций, отд. ФЛ.

Децентр.(рес-сы хоз. субъектов) (ДцФР) фин. рес-сы, явл-ся гл. формой обеспечения расширенного воспр-ва непосредственно хоз. субъектов;

Централиз. (гос.) фин. рес-сы (ЦФР) на макроуровне – рез-т перераспред. чистого дохода ч/з налоговые и неналоговые платежи и отчисления

ЦФР в последствии перерастпред. Пр-ссов сосред-ся в основном в ГБ и целевых бюджетных фондах.

ФР созд. в процессе распред-я и перераспред-я совокупного обществ. продукта(СОП) и нац. дохода(НД).

СОП=с+δ+m, где: с-ср-ва произв-ва, δ-фонд оплаты труда, m-прибыль.

Ср-ва пр-ва сост. из осн. и обор. фондов. (осн фонд сост из аморт фонд), из фонда оплаты труда вычленяются налоги.

ФР= аморт. фонд + налоги +прибыль.

СОП>ФР

НД<ФР

Чистый доход в составе ВВП явл-ся основным ист-ком формир-я ФР.Исходя из распред-я и перераспред-я части вВП, создаются Ц и Дц фонды ден ср-в.

ИСТОЧНИКИ. Часть чистого дохода напрвл-ся на расшир. воспр-во сфер мат. пр-ва для создания ДцФР, кот нах-ся в распоряжении хоз. субъектов и исп-ся на затраты по расшир. пр-ва.

Др. часть чистого дохода направл-ся на формир-е и обеспечение соц обустройства раб-ков и доп. мат. стимулир-е.

Аморт. отчисления- 2 по величине источник формир-я ДцФР, образ-ся за счет стоимости осн. произв. фондов. Аморт. отчисления в большей мере несут функции восполнения и замещения. Начисленная амортизация имеет постоянный и непрерывный хар-р, расходуется на возмещение и износ осн. фондов лишь по истечении нормат. сроков службы.

Источники формир-я ДцФР- мобилизация внутр. ср-в в стороит-ве, прирост устойчивых пассивов, выручка от реализации выбывшего и излишнего имущества.

В формир-и ДцФР участвуют заемные и привлеченные ср-ва.

Прибыль- рез-т производственно-сбытовой и фин. деят-ти п/п.

Гос. Бюджет –сис-ма ден. отн-ний, возник. в пр-ссе распред-я НД и совок. обществ.продукта и отраж-ся в Центр. фонде фин. рес-сов. Бюджет оказ-ет воздействие на формир-е оптим. пропорций в пр-ссе фин. обеспечения затрат и стимулир-я эффект-го мат., труд. и фин затрат.

Налоги- осн. источник ЦФР гос-ва, -это безвозвратные, безвоздмездные платежи, взимаемые гос-вом с ФЛ и ЮЛ, и носят фискальный хар-р.

Ссудный фонд- сов-ть свободных ср-в ден. фондов п/п, хоз. организаций, отд. предпринимателей и населения на начало возвратности как 1 из форм обществ. богатства. Отличие ссудного капитала от ссудного фонда: ссудный фонд базируется в основном на обществ. собств-ти, носит в большей мере общегос. хар-р.

Ссудный каитал- созданные чел-ком рес-сы, используемые для произ-ва товаров и услуг,а также товаров, кот. Непосредственно не удовлетворяют потребности чел-ка.

Ден. доходы дом. хоз-в- сов-ть созданных ими целевых ден. фондов, или это общий объем фин. рес-сов, кот. располагает дом хоз-во.

Страховой фонд. Страх-е – это сис-ма эк. отн-ний, вкл. образование за счет п/п, организаций и населения спец. фонда ден. ср-в и использовавшее его для возмещения ущербов в имуществе от стих. бедствий и др. неблагопр. явлений.

11. Ист-ки формир-я ЦФР.

ЦФР- рез-т перераспред. чистого дохода ч/з налоговые и неналоговые платежи и отчисления.

1.Часть чистого дохода явл. источником формир-я ЦФР, явл. основой фин. обеспечения общегос потребностей, отраж. макроэк. ур-нь

2. Часть нац. богатства, вовлекаемой в фоз. оборот(от продажи золотого запаса страны, энергоносителей и т.д.), также за счет использ-я ср-в, получ. от реализации ценных бумаг, облигаций и т.д.

3. Прибыль- рез-т производственно-сбытовой и фин. деят-ти п/п.

Факторы, влияющие на прибыль:- цена; - увеличение произ-ва прод-ции; - изменение стр-ры или ассртимента прод-ции; - внедрение новой техники; - отраслевые и природные факторы; - убытки от внереализационной деят-ти и др.

4. Гос. Бюджет –сис-ма ден. отн-ний, возник. в пр-ссе распред-я НД и совок. обществ.продукта и отраж-ся в Центр. фонде фин. рес-сов. Бюджет оказ-ет воздействие на формир-е оптим. пропорций в пр-ссе фин. обеспечения затрат и стимулир-я эффект-го мат., труд. и фин затрат

5. Налоги- осн. источник ЦФР гос-ва, -это безвозвратные, безвоздмездные платежи, взимаемые гос-вом с ФЛ и ЮЛ, и носят фискальный хар-р. (НДС, акциз, налог на прибыль, налог на недвижимость, подоходный налог, чрезвычайный налог, налог на польз-е прир. Рес-сами).

6 Ссудный фонд- сов-ть свободных ср-в ден. фондов п/п, хоз. организаций, отд. предпринимателей и населения на начало возвратности как 1 из форм обществ. богатства. . Отличие ссудного капитала от ссудного фонда: ссудный фонд базируется в основном на обществ. собств-ти, носит в большей мере общегос. хар-р.

Ссудный каитал- созданные чел-ком рес-сы, используемые для произ-ва товаров и услуг,а также товаров, кот. Непосредственно не удовлетворяют потребности чел-ка.

7. Ден. доходы дом. хоз-в- сов-ть созданных ими целевых ден. фондов, или это общий объем фин. рес-сов, кот. располагает дом хоз-во. Стр-ра фин. рес-сов дом. хоз-в: - ден. ср-ва, предназнач. для текущих расходов; - ден. ср-ва, предназнач. для капитальных расходов; - ден. Сбережения; - ден. Ср-ва, вложенные в движимое недвижимое имущество.

Источники дохода дом. хоз-ва: располагаемый доход, потребительский кредит, соц. трансферты и прочие рес-сы.

8. Страховой фонд. Страх-е – это сис-ма эк. отн-ний, вкл. образование за счет п/п, организаций и населения спец. фонда ден. ср-в и использовавшее его для возмещения ущербов в имуществе от стих. бедствий и др. неблагопр. явлений.

Характ. Черты страх-я: 1) целевое назначение создаваемого фонда; 2) расходование его рес-сов лишь на покрытие потерь в заранее оговоренных случаях; 3) вероятностный хар-р; 4) возратность ден. ср-в.

Наши рекомендации