ТЕМА 3: Государственные финансы
План:
1. Сущность и содержание государственных финансов.
2. Структура государственных финансов.
3. Государственный кредит.
4. Территориальные финансы.
5. Государственные внебюджетные фонды.
1. Сущность и содержание государственных финансов.
Финансовая система общества представляет собой совокупность всех сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующего использования финансовых ресурсов.
Финансовая система состоит из трех основных подсистем:
1. Государственные финансы:
1.1. Бюджетная система;
1.2. Внебюджетная фонды;
1.3. Государственный кредит;
2. Страховая система:
2.1. Личное страхование;
2.2. Имущественное страхование;
2.3. Страхование ответственности.
3. Финансы хозяйствующих субъектов:
3.1. Финансы коммерческих предприятий, организации;
3.2. Финансы некоммерческих предприятий, организации; Финансовые посредники (БИФ_ боевые инвестиционные фонды);
Структура государственных финансов.
Государственные финансы – сфера финансовых отношений, функционирующих на уровне государства и, связанных с процессом перераспределения государственного налога для выполнения политической, социальной и экономической функции государства.
По экономической сущности государственные Финансы представляют собой денежные отношения субъектом которых выступает государство, предприятия, организации, учреждения по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования на удовлетворение потребностей общества, расширение производства и т.д.
Основу государственных финансов составляет бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит.
Основными проблемами в области государственных финансов являются:
1. Несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных бюджетов внебюджетные фонды;
2. Необходимость совершенствования налоговой системы;
3. Повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности;
4. Совершенствование бюджетного федерализма;
5. Обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики;
6.Укрепление финансового контроля.
Государство и кредит.
Для покрытия своих расходов связанных, с бесперебойным финансированием многообразных потребностей общества, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.
Внутри страны государство, как правило, является заемщиком, а население, предприятие и организации – кредиторами.
В сфере международных экономических отношений государство может выступать, как в роли заемщика, та и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашения займов или выполнения других обязательств, взятых физическими или юридическими лицам, оно является гарантом.
Государственный кредит функционирует на принципах возвратности, платности и срочности.
Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства.
Объективной необходимостью использования государственного кредита является постоянное противоречие между величиной потребностью общества и возможностью их удовлетворения государством за счет бюджетных доходов.
Регулирование экономики, международная деятельность, социальная политика государства, оборона страны и общественная безопасность требуют постоянного увеличения бюджетных расходов; при этом возможности их осуществления ограничены доходными возможностями бюджета, которые в первую очередь связаны с уровнем налогообложения. Целесообразность использования государственного кредита обусловлена меньшими последствиями для экономики по сравнению с монетарными методами (т.к. эмиссия денег).
Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов.
Сущность государственного кредита, как экономической категории, раскрывается в функции распределительной, контрольной и регулирующей.
Распределение может осуществляться между:
1. Федеральными и региональными бюджетами; региональными и бюджетами муниципальных образований;
2. Международными кредитно-финансовыми институтами и федеральным бюджетом;
3. Между иностранными юридическими и физическими лицами; и федеральными и региональными бюджетами.
Контрольная функция осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита. Эту функцию осуществляет соответствующие институты на федеральном, региональном и местном уровне.
Черезрегулирующая функция осуществляется воздействие государства на уровень процентных ставок, состояние денежного обращения, уровень занятости и т.д.
Программа государства заимствования РФ, согласно 108 Бюджетного кодекса представляет собой перечь планов внешних заимствований на очередной финансовый год и плановый период с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием:
1. Для несвязанных (финансовых заимствовании): источник привлечения, сумма заимствования и срок погашения;
2. Для целевых заимствовании:конечного получателя, цели заимствования и направления использования источника заимствования, гарантии третьих лиц, сумма заимствования, срок погашения, оценка использования до начало очередного финансового года.
В зависимости от заемщика государственный кредит бывает централизованным (заемщик министерство финансов) и децентрализованным (местные органы власти).
По месту получения кредит – на внутренний и внешний.
По срокам займы:
Ø кроткосрочные (до года);
Ø Среднесрочные(1-5 лет);
Ø Долгосрочные (свыше 5 лет).
В зависимости от формы и порядка оформления:
Ø Облигационные займы;
Ø без облигационные займы.
Ценные бумаги правительства делятся на две группы:
Ø Обращаемые на вторичном рынке;
Ø Не обращаемые на вторичном рынке: сберегательные облигации, облигации оформляющие внешний долг, облигации местных органов власти.
Проведением операции на открытом рынке занимается ЦБ.
Для кредитора приобретение ценных бумаг правительства имеет определенные риски:
Ø рыночный риск (связан с привлекательностью ценных бумаг);
Ø процентный риск;
Ø кредитный риск (эмитент (кредитор) может не выполнить свои обязательства)