ТЕМА 3: Государственные финансы

План:

1. Сущность и содержание государственных финансов.

2. Структура государственных финансов.

3. Государственный кредит.

4. Территориальные финансы.

5. Государственные внебюджетные фонды.

1. Сущность и содержание государственных финансов.

Финансовая система общества представляет собой совокупность всех сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующего использования финансовых ресурсов.

Финансовая система состоит из трех основных подсистем:

1. Государственные финансы:

1.1. Бюджетная система;

1.2. Внебюджетная фонды;

1.3. Государственный кредит;

2. Страховая система:

2.1. Личное страхование;

2.2. Имущественное страхование;

2.3. Страхование ответственности.

3. Финансы хозяйствующих субъектов:

3.1. Финансы коммерческих предприятий, организации;

3.2. Финансы некоммерческих предприятий, организации; Финансовые посредники (БИФ_ боевые инвестиционные фонды);

Структура государственных финансов.

Государственные финансы – сфера финансовых отношений, функционирующих на уровне государства и, связанных с процессом перераспределения государственного налога для выполнения политической, социальной и экономической функции государства.

По экономической сущности государственные Финансы представляют собой денежные отношения субъектом которых выступает государство, предприятия, организации, учреждения по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования на удовлетворение потребностей общества, расширение производства и т.д.

Основу государственных финансов составляет бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит.

ТЕМА 3: Государственные финансы - student2.ru

Основными проблемами в области государственных финансов являются:

1. Несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных бюджетов внебюджетные фонды;

2. Необходимость совершенствования налоговой системы;

3. Повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности;

4. Совершенствование бюджетного федерализма;

5. Обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики;

6.Укрепление финансового контроля.

Государство и кредит.

Для покрытия своих расходов связанных, с бесперебойным финансированием многообразных потребностей общества, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

Внутри страны государство, как правило, является заемщиком, а население, предприятие и организации – кредиторами.

В сфере международных экономических отношений государство может выступать, как в роли заемщика, та и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашения займов или выполнения других обязательств, взятых физическими или юридическими лицам, оно является гарантом.

Государственный кредит функционирует на принципах возвратности, платности и срочности.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства.

Объективной необходимостью использования государственного кредита является постоянное противоречие между величиной потребностью общества и возможностью их удовлетворения государством за счет бюджетных доходов.

Регулирование экономики, международная деятельность, социальная политика государства, оборона страны и общественная безопасность требуют постоянного увеличения бюджетных расходов; при этом возможности их осуществления ограничены доходными возможностями бюджета, которые в первую очередь связаны с уровнем налогообложения. Целесообразность использования государственного кредита обусловлена меньшими последствиями для экономики по сравнению с монетарными методами (т.к. эмиссия денег).

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов.

Сущность государственного кредита, как экономической категории, раскрывается в функции распределительной, контрольной и регулирующей.

Распределение может осуществляться между:

1. Федеральными и региональными бюджетами; региональными и бюджетами муниципальных образований;

2. Международными кредитно-финансовыми институтами и федеральным бюджетом;

3. Между иностранными юридическими и физическими лицами; и федеральными и региональными бюджетами.

Контрольная функция осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита. Эту функцию осуществляет соответствующие институты на федеральном, региональном и местном уровне.

Черезрегулирующая функция осуществляется воздействие государства на уровень процентных ставок, состояние денежного обращения, уровень занятости и т.д.

Программа государства заимствования РФ, согласно 108 Бюджетного кодекса представляет собой перечь планов внешних заимствований на очередной финансовый год и плановый период с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием:

1. Для несвязанных (финансовых заимствовании): источник привлечения, сумма заимствования и срок погашения;

2. Для целевых заимствовании:конечного получателя, цели заимствования и направления использования источника заимствования, гарантии третьих лиц, сумма заимствования, срок погашения, оценка использования до начало очередного финансового года.

В зависимости от заемщика государственный кредит бывает централизованным (заемщик министерство финансов) и децентрализованным (местные органы власти).

По месту получения кредит – на внутренний и внешний.

По срокам займы:

Ø кроткосрочные (до года);

Ø Среднесрочные(1-5 лет);

Ø Долгосрочные (свыше 5 лет).

В зависимости от формы и порядка оформления:

Ø Облигационные займы;

Ø без облигационные займы.

Ценные бумаги правительства делятся на две группы:

Ø Обращаемые на вторичном рынке;

Ø Не обращаемые на вторичном рынке: сберегательные облигации, облигации оформляющие внешний долг, облигации местных органов власти.

Проведением операции на открытом рынке занимается ЦБ.

Для кредитора приобретение ценных бумаг правительства имеет определенные риски:

Ø рыночный риск (связан с привлекательностью ценных бумаг);

Ø процентный риск;

Ø кредитный риск (эмитент (кредитор) может не выполнить свои обязательства)

Наши рекомендации