Характеристика бюджета текущего года
При подготовке прав-во исходило из текущих и перспективных задач соци-эконом и бюджетной политики.
Принцип – обеспечение единства соц-эконом и бюджетной политики, следовательно необходима концентрация бюджет-х ресурсов на важнейших направ-х соц-эконом развития РФ. При этом ставилась цель в максимально возможной степени исключить второстепенные расходы, которые могут осущ-ся за счет регио-х и местных бюджетов, частного сектора.
С др. стороны прав-во стремится обеспечить понижение налоговой нагрузки, чтобы создать более благоприятные условия для ускоренного эконом-го роста.
Основные направления проекта бюджета на 2004г.
Снижение зав-ти бюджетной системы от внешнеэконом-й коньюктуры за счет создания с этого года в структуре ФБ нового финансового инструмента – Стабилизационного фонда., призванного обеспечить стабильное исполнение бюджета в периоды снижения цен на нефть и пиковых выплат по внешнему долгу.
Доходы – 2,74 трл. Руб., Расходы –2,66 трл. Руб., профицит –83,4 млрд. руб.
В условие внесенных изменений в НК в расчетах доходов всей БС учит-сь следующее:
- снижение основной ставки НДС (до 18%, чтобы снизить нагрузку на несерьевые отрасли)
- Отмена акциза на природный газ, и повышение ставки при экспорте газа (с 5% до 30%)
- Установление специфической ставки налога на добычу природных ископаемых при добыче природного газа в размере 107 руб. за 1000 м куб ( вместо 16,5% от стоимости). НДПИ по нефти с 340 до 347 руб за тонны сырья.
- отмена НСП. Компенсация бюджетов субъектов РФ за счет: передачи федеральной части налога на спец режимы, одного пункта федеральной ставки налога на прибыль, федеральной части акцизов на алкоголь продукцию субъуктам.
- Принятие главы НК «Налог на имущество организаций»
- Предусматривается введение гл. НК регламентирующих уплату водного налога, сбора за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
- Отмена федеральной ставки по налогу на игорный бизнес.
- вступила в силу переработанная гл. НК реглам-я рег-е спец режима в виде единого с/х налога.
В 2004 г по сравнению с 2003 г планируются незначительные изменения в приоритетах. Также на 1-м и 2-м местах остаются финансовая помощь бюджетам других уровней – 30,48% (незначительно увеличилась доля по сравнению с 2003 годом на 0,01%) и национальная оборона – 15,47% (увеличилась на 0,78%) соответственно; доля расходов на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства постепенно увеличивается каждый год и составляет -11,68%; объем выплат по государственному внешнему долгу – 10,81%; социальная политика –6,06%.
Налоговые доходы ФБ
К налоговым доходам ФБ относятся:
- федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о ФБ на очередной финансовый год на срок не менее 3 лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
- государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.
Фонды развития региональных финансов и развития регионов.
ФФПР
Создается и реал-ся с целью вырав-я доступа граждан к основ-м бюджет-м услугам с соц гарантиям не зависимо от места их проживания, от обеспеч-ти суб-та РФ. В соотв-е с программой развития бюд-го федерализма до 2005 фонд сохранит свое значение в кач-ве основного инструм-та вырав-я бюджет-й обеспеч-ти по тек расходам.
Создан в 1994 г. за счет 22% от НДС
Формир-ся за счет 14% налог-х жоходов ФБ, за искл таможенных пошлин экспор/импорт хар-ра (2004 г – 176 млрд, 2003-172).
80% - дотации на выр-е уровня бюдж-й обеспеч-ти (Алт-й край – 9,1 млрд.)
20% - субсидии (на фин поддержку закупки и доставки нефти, топлива и прод-в в КР. Севера – 10 млрд) и субвенции (компенсация тарифов на электр-ю по терр Д.Востока и Архан. Обл – 2,6 млрд)
Средства ФФПР распр-ся:
- 80% м/у суб-ми пропор-но отстав-ю бюджет-й обеспеч-ти дан региона от сред по РФ
- концитрир только в наименее обеспеч регионах, обеспеч повыш-е бюдж-й обеспеч-ти регионов с душевыми дох ниже ср уровня, для наименее развитых регионов.
Фонд Компенсации (ФК)
Причина введения – невып-е зак-в, обеспеч-е права детей, инвал- в и т.д.
В состав Фонда компенсаций включены:
- субвенции на выплату пособий гражданам, имеющим детей;
- субсидии на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ”, в части полномочий субъектов РФ;
- субсидии на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи, проезда на общественном транспорте городского и пригородного сообщения ражданам, подвергшимся радиационному воздействию Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении “Маяк” и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
- субвенции на реализацию ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий”;
- субвенции на реализацию Закона РФ “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы” и ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам Ордена трудовой славы”;
субвенции на реализацию ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики” и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг”.
Создается и распр-ся с целью оьеспеч-я фин-я из конс-х бюдж-в РФ расходов на реализацию ФЗ. В РФ объективно слож-сь «не фин-е» мандаты.
ФК фор-ся за счет поступлений 15% отчис-й от НДС, т.е. с 2001 НДС полн стал зачисл-ся в ФБ. (Алт край 1011тыс руб) 2003 г. – 700 млн
Фонд регионального развития (ФРР)
Идинственный инвест-й фонд, в бюджете на 2003г – 17 млрд
Аккомул-т сред-ва, пред-е для фин-я фед-х и регион-х программ и проектов отраслевого фин-я и др кап-х вложений.
В рамках ФРР осущ-ся консалид-я рас-в ФБ в т.ч. по реализ-и фед-х целевых программ, которые направ-ны на создание единой соц инфраструк-ры, мин необход-х устано-х Конституцией и ФЗ гарантий. Обяз-е условие для выдел-я средств ФРР – раз-ка орг власти суб-в РФ плана инв-й деят-ти по развитию соц-й инфрастр-ры на терр субъекта. Распр-е средств ФРР осущ-ся с учетом объективно обуслов-х различий в бюджет-х потребностях регионов по основ-м напрв-м бюдж расходов.
Этапы:
- опр-ся кол-во объектов соц стр-ры, которые должны сущ-ть в субъекте РФ. Для реализации на его территории пред-х услуг. Местными и фед-ми органами испол-й власти на основе выраб-х нормативов расчет-ся необход-е кол-во объектов, соглас-ся данные о фокт-м наличии данных объектов, степени их изнош-ти.
- органы испол-й власти субъекта РФ заключает с МинЭконом соглашение о плане инвест деят-ти по развитию соц инфрастр-ры на территории субъекта.
- расч-ся потреб-ть в кап влож кождого из субъектов.
- исходя из воз-й и ресурсов фонда опр-ся в какой мере может быть удов-на данная бюдж-я потреб-ть и устанав-ся максим-я потреб-ть.
При финансировании доля ФБ не может быть >50% общего объема финансир-я. Выделение средств из ФБ осущ-ся пропор-но расходам на реал-ю проекта из бюдж-в субъекта.
В кач-ве одного из круп-х критериев при выделении гос-х инвестици пред-ся исп-ть представление регионам докум-но оформ-го обяз-ва на снижение в буд-м перед-х трансфертов на тек фин-е из ФФПР с указ-ем конкр åå по годам.
В ФБ на 2002 год в рамках фонда: