Расчетно-кассовое обслуживание предприятия
Основным принципом и правовой основой взаимоотношений предприятий с коммерческими банками являются обычные рыночные отношения, т. е. они строятся на основе двухсторонних договоров и взаимной выгоды. Сближение интересов предприятий и коммерческих банков проявляется в том, что банки ведут свою деятельность, используя свободные ресурсы на расчетных и других счетах своих клиентов, а предприятия благодаря банковским кредитам могут иметь заемные источники денежных средств. Это позволяет им своевременно производить платежи, выполнять обязательства или использовать полученные средства для дальнейшего развития. Поэтому предприятие выбирает устойчивый в финансовом отношении и представляющий широкий круг услуг банк, а банк - успешно развивающегося и финансово устойчивого клиента.
Предприятия в ходе финансово-хозяйственной деятельности, нуждаются в услугах банков как вследствие требований действующих законов, так и в силу экономической необходимости (заимствование недостающих в определенный момент денежных средств, размещение временно свободных денежных средств на депозитном счете в банке).
Таким образом, предприятию важно выбрать надежный банк и, согласно действующим правилам, оформить с ним соответствующие взаимоотношения.
Открытие и ведение банковского счета. Любая хозяйственная деятельность не может нормально протекать без налаженной системы денежных расчетов, организатором и исполнителем которой являются банки. Денежные расчеты могут совершаться как в наличной, так и в безналичной форме.
Использование наличных денег в расчетах имеет ограниченный характер. При расчетах с партнерами это превращается в весьма трудоемкий и неэффективный процесс, требующий доставки огромной массы денег из кассы плательщика в кассу получателя. Поэтому преобладающей формой расчетов является безналичная. Платежи производятся путем перечисления (перевода) денег со счета плательщика на счет получателя в банковском учреждении. Такое перечисление производится в виде записей на счетах в банках нa основании соответствующих платежных документов, оформляемых участниками хозяйственных операций.
В соответствии с законодательством Российской Федерации всe расчетные операции предприятий осуществляются с помощью банковских счетов. Среди них основным видом является расчетный счет. Он открывается предприятиям, работающим нa принципах коммерческого расчета, имеющим отдельный баланс, выступающим самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Предприятие как владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами нa счете, самостоятельно вступать в кредитные взаимоотношения с коммерческим банком. Оно обладает полной экономической самостоятельностью и юридической независимостью.
Предприятия могут открывать в коммерческих банках и другие счета в зависимости от характера банковских услуг. Это счета ссудные при получении кредитов согласно кредитным договорам, счета депозитные при размещении вклада на сумму полученного депозитного сертификата и с правом возврата этой суммы и дохода в размере договорных процентов.
Расчетный счет для осуществления расчетных операций предприятие открывает нa основании определенного набора документов. Необходимо заявление на открытие счета установленной формы (рис. 8.1). Потребуются нотариально заверенные копии устава, учредительного договора, решения о государственной регистрации, а также нотариально заверенная карточка (в двух экземплярах) с образцами подписей руководителя (первой), главного бухгалтера (второй) и оттиском печати предприятия. Нужна справка о постановке на учет в налоговой инспекции, пенсионном фонде, фонде обязательного медицинского страхования, фонде занятости и статистическом органе.
Открытие расчетного счета завершается заключением между предприятием и КБ договора банковского счета. Его содержание, порядок заключения и ведения предусмотрены Гражданским кодексом РФ (гл. 45, ст. 845-860). Ha практике договор банковского счета зачастую заменяется договором нa расчетно-кассовое обслуживание. В нем определяется порядок проведения кассового, расчетного и кредитного обслуживания предприятия.
По договору банковского счета коммерческий банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет предприятия денежные средства, выполнять его распоряжения о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций no счету. При этом банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиенту беспрепятственно распоряжаться этими средствами. Но он нe в праве определять и контролировать направление использования денежных средств предприятия, устанавливать другие не предусмотренные законом или договором ограничения его прав распоряжения денежными средствами no своему усмотрению.
Согласно договору, КБ может взимать или нe взимать плату за совершение операций no счету предприятия. Он может также выплачивать или нe выплачивать клиенту проценты за хранение средств нa счете. В договоре предусматриваются сроки операций no расчетному счету. Сюда относится зачисление поступивших на счет клиента денежных средств и выполнение распоряжений предприятия о выдаче или перечислении со счета денежных средств. Установлена очередность списания денежных средств со счета.
Договор устанавливает ответственность КБ за задержку зачисления и необоснованное списание денежных средств предприятия, за разглашение сведений, составляющик банковскую тайну. Предприятие вправе потребовать от банка полного возмещения причиненных убытков, а в случаях, предусмотренных законом, - и компенсации морального ущерба.
Договор может быть расторгнут сторонами в порядке, установленном ст. 859 Гражданского кодекса РФ. По заявлению предприятия это может быть сделано в любое время. Банк также вправе потребовать расторжения договора, если сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного договором, и если эта сумма не будет восстановлена предприятием в течение месяца со дня получения предупреждения. Расторжение банком договора возможно также, если отсутствуют операции no счету предприятия в течение года, если иное не предусмотрено договором.
Согласно банковскому законодательству, КБ обязан заключить договор на расчетно-кассовое обслуживание предприятия, обратившегося с таким предложением на условиях, объявленнык банком для открытия расчетного счета в соответствии с требованиями закона и установленными на этой основе банковскими правилами. При необоснованном уклонении банка от заключения договора предприятие вправе предъявить ему требования, предусмотренные соответствующими статьями ГК РФ.
В подтверждение сумм, выданнык наличными, списанных со счета или зачисленных на счет предприятия, банк отчитывается перед предприятием выnиской из расчетного счета. Такая выписка содержит данные об остатке денежных средств на начало дня, номер и дату документа, подтверждающего операцию, код банковской операции, сумму, проведенную no дебету или кредиту счета клиента, обороты no счету за дату выписки, остаток средств нa конец дня.
Выписки выдаются владельцу счета в порядке и сроки, указанные в карточках с образцами подписей и оттиска печати. Они оформляются подписью бухгалтера, ведущего счет, и штампом коммерческого банка - на каждом листе вьписки. Если выписки лицевых счетов изготовляются на компьютере, клиенту они выдаются без подписей и штампов.
По суммам, проведенным пo кредиту счета (зачисление поступивших средств), к выпискам из лицевых счетов прилагаются копии документов, на основании которых совершены записи no счету. Предприятие - владелец счета в течение 10 дней после получения вьписки обязано сообщить коммерческому банку о суммах, ошибочно зачисленных на кредит или дебет счета. Если в указанный срок возражений нe поступило, совершенные операции и остаток средств на счете считаются подтвержденными.
Обслуживание безналичных расчетов. Безналичные расчеты предприятий между собой производятся через обслуживающие их коммерческие банки. При заключении договоров (контрактов) о хозяйственных взаимоотношениях предприятия-партнеры самостоятельно выбирают (устанавливают) форму расчета. При этом банки нe несут ответственности за невыполнение сторонами договорных обязательств.
Ст. 962 ГК PФ допускает расчеты платежными поручениями, no аккредитиву, расчеты no инкассо, чеками, расчеты в иных формах, предусмотренных законом, и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. Порядок применения и содержание форм безналичных расчетов конкретизируются в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации, издаваемом Центральным банком Российской Федерации.
Наиболее распространенной в настоящее время формой расчетов являются расчеты платежными nоручениями. Платежное поручение выписывает предприятие-плательщик для погашения задолженности поставщикам за товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, за нетоварные операции, пo платежам в бюджет и внебюджетные фонды и др. Документ содержит реквизиты плательщика и получателя средств, обслуживающих их банков и другие, необходимые для осуществления расчетной операции.
Предприятие-плательщик передает платежное поручение в свой коммерческий банк в трех экземплярах. Первый, заверенный подписями ответственных лиц и печатью клиента, остается в банке. Второй пересылается в банк получателя средств. Третий возвращается плательщику при выписке из расчетного счета. Схема документооборота при расчетах платежными поручениями показана на рис. 8.2.
Согласно схеме документооборот протекает в следующем порядке: 1) заключение договора-контракта; 2) отгрузка продукции; 3) представление платежного поручения на право списания КБ суммы платежа; 4) вьписка из расчетного счета о списании денежных средств; 5) платежное поручение на право зачисления платежа на расчетный счет получателя средств; 6) выписка из расчетного счета о зачислении платежа.
Аккредитивная форма расчетов в условиях рыночных отношений применяется, когда предприятия-поставщики переходят на международные стандарты определения момента реализации продукции с даты отгрузки, а не с даты поступления, зачисления платежа. Эта форма расчетов позволяет сблизить момент отгрузки с моментом платежа и содействует решению проблемы неплатежей. При ней у покупателя возникает право на открытие через свой банк (банк-эмитент) аккредитива на имя поставщика в его банке еще до отгрузки продукции. В договоре при применении аккредитивной формы расчетов отражаются все условия платежа, виды транспортно-отгрузочных, платежных и иных документов, против которых банк поставщика (банк-исполнитель) имеет право произвести платеж.
По характеру исполнения и обеспечения платежа аккредитивы бывают различных видов. Отзывный аккредитив означает, что плательщик имеет право отозвать, изменить условия или прекратить действие аккредитива. Безотзывный предполагает, что, согласно договору, аккредитив нe может быть отменен или изменен без согласия получателя средств. Если пользуются покрытым (депонированным) аккредитивом, то банк-эмитент с момента, когда он выставлен, перечисляет средства со счета плательщика банку-исполнителю. Последний зачисляет средства на счет получателя при представлении им соответствующих документов, указанных в условиях открытия аккредитива. Наконец, непокрытый (гарантированный) аккредитив означает, что перечисление денежных средств производится банком-эмитентом со счета плательщика после сообщения банком-исполнителем о выполнении условий аккредитива поставщиком.
Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов показана на рис. 8.3.
Движение документов на диаграмме пронумеровано. Оно протекает в следующем порядке: 1) заключение договора на поставку с указанием формы расчетов-аккредитивов; 2) заявление плательщика на открытие аккредитива (с указанием условий поставки и платежа; 3) выписка из расчетного счета покупателя об открытии аккредитива; 4) извещение банка поставщика об открытии аккредитива и его условиях; 5) сообщение поставщику условий аккредитива; б) отгрузка продукции по условиям договора; 7) представление поставщиком товарных и платежных документов на оплату за счет аккредитива; 8) извещение об использовании аккредитива; 9) выписка из расчетного счета о зачислении платежа; 10) выписка со счета аккредитива о его использовании (исполнении).
Расчеты no инкассо осуществляются платежными требованиями-поручениями. Они означают исполнение банком поручений клиентов по получению платежа. IIлатежное требование-поручение вьписывается поставщиком после выполнения им обязательств перед покупателем. Затем вместе с отгрузочными, транспортными документами оно пересылается непосредственно плательщику, минуя банк. Покупатель после проверки соответствия документов договорным обязательствам подписывает, заверяя печатью, платежное требование-поручение и передает документы в обслуживающий его коммерческий банк для оплаты.
Поставщик может передать платежные документы через свой банк с просьбой переслать их покупателю. В этом случае банк покупателя передает поступившие из банка поставщика документы плательщику для акцепта (согласия на оплату). Если в течение трех рабочих дней от плательщика не поступит полный или частичный отказ от акцепта, это признается как согласие на оплату. И банк плательщика имеет право нa списание денежных средств с расчетного счета покупателя для зачисления платежа на счет поставщика. Ответственность за обоснованность отказа от оплаты платежных требований-поручений (платежных требований) полностью несут плательщики. Банки нe участвуют в спорах клиентов по существу отказов от акцепта.
При отсутствии средств у плательщика акцептованные платежные требования-поручения помещаются коммерческим банком в картотеку № 2 к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок». В дальнейшем оплата производится по мере поступления средств.
Коммерческий банк, принявший документы к пересылке и оплате, обязан проверить наличие всех реквизитов и идентичность их заполнения во всех экземплярах. За невыполнение этих требований банк несет ответственность.
Расчеты чеками производятся в случае поручения чекодателя плательщика произвести платеж чекодержателю указанной в чеке суммы. Чекодатель - лицо, вьписавшее чек, а чекодержатель - лицо, владеющее чеком. Для расчетов чеками предприятие-чекодатель подает в свой банк заявление на приобретение чековой книжки с указанием суммы и срока пользования. Банк выдает чековую книжку за счет денежных средств, имеющихся нa расчетном счете предприятия или за счет ссуды банка.
Чекодатель выписывает чек нa сумму платежа по мере расчетов с поставщиками за товары, услуги, выполненные работы. Сумма чека не должна превышать суммы лимита (предельной суммы), указанной на корешке чека. Получив чек, поставщик-чекодержатель проверяет обязательные реквизиты и нa корешке чека проставляет оттиск штампа и подпись ответственного лица. Этим свидетельствуется сумма произведенной сделки.
Чекодержатель сдает принятые чеки в свой банк при реестре с указанием банка-плательщика, номера его корреспондентского счета, номера счета чекодателя, суммы чека, номера и даты. Ha этом основании банк чекодателя списывает с расчетного счета плательщика, а банк чекодержателя зачисляет сумму чека на расчетный счет получателя. Эта форма расчетов пока не нашла широкого применения в России.
Если предприятие участвует во внешнеторговых операциях (экспорт-импорт) безналичные расчеты в иностранной валюте осуществляются в порядке, установленном Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.92 № 3615-1 и указаниями Центрального банка Российской Федерации, которыми руководствуются коммерческие банки и их клиенты. Применение форм безналичных международных расчетов (банковский перевод, инкассо, аккредитив) учитывает также соблюдение сторонами международных стандартов и межбанковских правил.
Кассовое обслуживание. Обслуживание предприятий, открывших расчетный счет в коммерческом банке, предполагает проведение как безналичных, так и наличных денежнык расчетов через кассу банка. Кассовое обслуживание предприятий - это операции банка по зачислению денежной выручки нa счет предприятия и no выдаче наличных средств Ha различные цели (расчеты no заработной плате, отпускам, командировочным и другие расходам), законодательно позволяющие расчеты наличными. Так, в соответствии с указанием Центрального банка Российской Федерации (письмо от 20.09.1997
№ 525) установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами (по одному платежу) в сумме 3 тыс. р., а для предприятий потребкооперации за приобретенные у юридическик лиц товары, сельхозпродукты, сырье - в сумме 5 тыс. р.
Сдача на расчетный счет денежных средств наличными производится предприятием нa основании объявления на взнос наличными (ф. № 042001). В нем указываются реквизиты предприятия, банка, а также сумма прописью, назначение взноса и подписи вносителя. Объявление состоит из трех частей: данные вносителя; квитанция для вносителя и ордер для банковских проводок no счетам. Объявление на взнос, ордер и квитанция заполняются предприятием - вносителем денег в один прием от руки чернилами или шариковой ручкой. Наименование владельца счета, банка, номер расчетного счета могут обозначаться штампами.
После проверки и регистрации документа и оприходования денег в кассу банк нa основании ордера зачисляет сумму нa расчетный счет предприятия. После этого клиенту вручаются квитанция и ордер. По ордеру предприятие следит за сдачей денег в банк и правильностью произведенных коммерческим банком записей no счету вносителя. Ha основании квитанции, полученной вносителем денежных средств, главный бухгалтер предприятия выписывает расходный кассовый ордер, который передается кассиру для записи в кассовую книгу.
Получение наличных средств в банке оформляется денежным чеком - именным или нa предъявителя. Для этой цели клиент получает в банке в момент открытия ему расчетного счета и в последующем no заявлению чековую книжку Ha 25 или 50 листов за определенную плату. Чеки из чековой книжки оформляются штампом банка с указанием нa каждом чеке номера счета предприятия, с которого он будет оплачиваться. Чек действителен в течение 10 дней со дня выписки. Никакик исправлений и помарок в чеке не допускается. Операционист коммерческого банка, принимая от клиента заполненный чек, тщательно проверяет правильность его заполнения и условия, необходимые для вьполнения операций. Он устанавливает, имеется ли нa расчетном счете предприятия указанная в чеке сумма проверяет наличие штампа банка на чеке, идентичность номера представленного чека номеру, зафиксированному в карточке образцов подписей, а также подписи лиц предприятия и оттиск его печати.
Чек состоит из двух частей: корешка чека, который остается в чековой книжке, и самого чека, где содержится распоряжение «заплатите» (кому), сумма и целевое назначение расхода (например: 40 - заработная плата, 46 - закупки сельхозпродуктов, 57 - хозяйственно-операционные расходы). При выдаче денежных средств коммерческий банк заполняет в чеке свои реквизиты.
Предприятие, получив указанную в чеке сумму, оформляет приходный кассовый ордер за подписью главного бухгалтера, который передается кассиру для оприходования факта получения денег в кассовой книге. В корешке чека записывается тот же номер и сумма, что и в чеке, а также проставляются подписи руководителя и главного бухгалтера предприятия, фамилия и подпись получателя. Ha обороте корешка чека главный букгалтер по мepe получения наличных денежных средств проставляет номер и дату выписываемого приходного кассового ордера, что свидетельствует о завершении операции.