Рейтинги в лизинговой деятельности
Рейтинг – это числовой или порядковый показатель, отображающий важность или значимость определённого объекта или явления.
Показатели в основе рейтинга лизинговых компаний:
1) объём нового бизнеса (без НДС) – совокупная стоимость заключённых в течение года лизинговых договоров;
2) лизинговый портфель (с НДС) – текущая стоимость обязательств на конец года в соответствии с графиком лизинговых платежей по незавершённым в течение года лизинговым договорам, независимо от фактической оплаты;
3) объём полученных за год лизинговых платежей (с НДС) – сумма обязательств по договорам лизинга, которые были прекращены (расторгнуты), закончены в течение отчётного года, а по выкупленным объектам лизинга – и выкупная стоимость объекта лизинга, независимо от фактической оплаты, а также списанная за год согласно графикам лизинговых платежей сумма обязательств по договорам лизинга, действующим на конец отчётного года.
Вследствие неодинаковой значимости выбранных показателей для оценки места лизинговой компании на рынке показателям присвоены следующие веса:
1) объём нового бизнеса – 500;
2) лизинговый портфель – 300;
3) объём полученных за год лизинговых платежей – 200.
Для сведения указанных показателей в единую рейтинговую оценку, их необходимо привести к безразмерному виду путём шкалирования по следующей формуле:
где – безразмерная оценка интересующего параметра для лизинговой компании с i-м порядковым номером;
– значение интересующего показателя для лизинговой компании с i-м порядковым номером в величинах измерения данного показателя;
– наибольшее значение интересующего показателя среди всех лизинговых компаний, вошедших в диапазон исследования;
– наименьшее значение интересующего показателя среди всех лизинговых компаний, вошедших в диапазон исследования.
Таким образом, каждой компании могут быть присвоены безразмерные оценки по каждому интересующему параметру в интервале от нуля до единицы.
Присвоение рейтинговой оценки производится по следующей рейтинговой формуле:
где – результирующая рейтинговая оценка для лизинговой компании с i-м порядковым номером;
– безразмерная оценка объёма нового бизнеса для лизинговой компании с i-м порядковым номером;
– безразмерная оценка лизингового портфеля для лизинговой компании с i-м порядковым номером;
– безразмерная оценка полученных за год лизинговых платежей для лизинговой компании с i-м порядковым номером.
Таким образом, любая участвующая в рейтинге лизинговая компания может набрать от нуля до тысячи баллов.
Цель проведения рейтинговых исследований лизингового рынка – выявление характерных для него тенденций, получение обобщающих параметров по рынку в целом и ранжирование участников рейтинга по параметрам, характерным именно для данного рынка в силу его специфических особенностей.