Глава II. Эффективность реальных инвестиций 2 страница

Реализация любого инвестиционного проекта требует определенных знаний и опыта. Поэтому большинство фирм на Западе прибегают к услугам специальных подразделений, называемых «управлением проектом», которые в зависимости от условий контракта берут на себя обязанность по анализу и реализации проекта в намеченные сроки.

1. 3.Сущность и содержание обоснования проектов

Как уже отмечалось, осуществлению инвестиционных проектов предшествуют исследования, целью которых является оценка целесообразности инвестирования. Укрупнено прединвестиционные исследования проекта можно распределить по нескольким стадиям.

I. Экспресс-оценка инвестиционных возможностей проекта по общим данным инвестиционного проекта).

II. Предварительные технико-экономические исследования проекта — оценка замысла и изучение дополнительных данных.

III. Технико-экономическое обоснование проекта — обоснование его осуществимости и эффективности на основании всех доступных данных и факторов.

IV. Заключение по оценке проекта и принятие решения об инвестировании.

На практике такой порядок прединвестиционных исследований не всегда соблюдается — решение об инвестировании может быть принято не только после окончания работ по очередной стадии, но и в процессе работы над любой из них.

Экспресс-оценку возможностей инвестирования проекта проводят в целях предварительного выявления реальности его осуществления и рентабельности. Исследование возможностей имеет довольно общий характер и основывается главным образом на обобщенных оценках. Данные по затратам обычно берут из проектов-аналогов, а не на основе конкретных материалов поставщиков, потребителей и т. д. В зависимости от характера изучаемых условий исследуют либо общие возможности, либо возможности для конкретного проекта, либо и то и другое вместе.

К исследованиям общих возможностей следует отнести: анализ данных о районе реализации проекта: его географическом и экономическом положении, характере занятости и доходах на душу населения, об освоенных и потенциальных факторах производства. Кроме того, рассматриваются баланс природных ресурсов и стоимость их использования, инфраструктура (особенно системы транспорта и энергоснабжения), главные статьи экспорта и импорта данного района, спрос на предполагаемую к выпуску продукцию, мощности строительных организаций и др.

Исследования возможностей конкретных проектов заключатся в оценке и анализе данных:

§ спроса на конкретную продукцию на внутреннем и внешнем рынках;

§ о сырьевых ресурсах;

§ о месторасположении строительной площадки;

§ об ориентировочной мощности и характере технологических процессов производства;

§ потребности в кадрах;

§ сроков осуществления проекта, инвестиционных и производственных издержках;

§ источников финансирования;

§ коммерческой рентабельности проекта и национальной экономической выгоде от его осуществления и др.

По действующим предприятиям анализируют, кроме того, данные о номенклатуре производимой продукции, уровне ее сертификации и объемах выпуска, а также положительные и отрицательные факторы деятельности предприятия в целом, уровень технологии и характеристику имеющегося оборудования.

По результатам исследования возможностей инвестирования составляют заключение.

Однако решение об инвестировании проектов принимают, как правило, после технико-экономического обоснования, который представляет собой длительный и дорогостоящий процесс. Поэтому перед выделением средств на такое исследование для оценки замысла проекта проводят предварительное технико-экономическое исследование, рассматриваемое как промежуточная стадия между исследованием возможностей проекта и его технико-экономическим обоснованием, причем различие между ними заключается главным образом в степени подробности полученной информации.

На стадии предварительного технико-экономического исследования изучаются:

§ возможные экономические альтернативы: рынка и мощности предприятия (исследования спроса и рынка, продаж и маркетинга, производственной программы и мощности предприя­тия);

§ материальные затраты;

§ места размещения предприятия и строительной площадки;

§ технические аспекты проекта (технологии и оборудования, состава объектов гражданского строительства);

§ накладные расходы (общезаводские, административные и коммерческие);

§ кадры (рабочих, ИТР и служащих);

§ сроки осуществления проекта;

§ финансовый аспект (инвестиционных затрат, источники финансирования проекта, издержки производства и коммерческая прибыльность).

При этом исполнитель исследования кроме проработки имеющихся общих данных инвестиционного проекта совместно с заказчиком изыскивает и анализирует другую дополнительную информацию, подтверждающую эффективность проекта.

По результатам предварительного технико-экономического исследования делаются выводы о том, что:

§ инвестирование является настолько перспективным, что решение о нем может быть принято на основе информации, полученной на стадии предварительного технико-экономического обоснования; все аспекты проекта имеют важное значение с точки зрения его выполнимости и определяют необходимость тщательного изучения путем проведения функциональных или вспомогательных исследований, например обзора рынков, проведения лабораторных и опытно-производственных испытаний;

§ данной информации достаточно, чтобы считать проект жизнеспособным;

§ концепция проекта оправдывает необходимость проведения детального анализа и разработки технико-экономического обоснования.

Технико-экономическое обоснование проекта служит основой принятия решения об инвестировании этого проекта.

Такое исследование должно способствовать разработке проекта определенной производственной мощности в конкретном районе с использованием конкретного вида или видов технологии в зависимости от местных условий при установленных размерах инвестиций, рассчитанных издержек производства и доходов от продаж, способных обеспечить окупаемость вложенного капитала в запланированный срок.

В результате многократного процесса исследования с обратными и перекрестными связями, охватывающего возможные альтернативные решения, формируются организационные мероприятия по снижению объема инвестиций и расходов производства.

Если полученные данные свидетельствуют о недостаточной рентабельности проекта, следует произвести корректировку его параметров. Если же при повторном анализе, данный проект опять окажется нерентабельным, то этот вывод и будет окончательным результатом исследований. Эти исследования включают:

§ анализ общих условий осуществления проекта и его исходных данных;

§ рынка сбыта продукции и рациональной мощности предприятия;

§ факторов производства (приблизительные потребности в сырье, материалах, энергии и условиях их обеспечения);

§ места размещения строительной площадки, стоимости земельного участка и влияния создаваемого производства на окружающую среду;

§ проектно-строительной и конструкторской документации, основных параметров проекта, технологии и оборудования, состава объектов промышленно-гражданского строительства;

§ организации управления предприятием;

§ накладных расходов;

§ потребности в кадрах и затрат на трудовые ресурсы;

§ программы осуществления проекта, включая сметные расходы, сроки и графики строительства.

В технико-экономическом исследовании рассчитывают общие инвестиционные издержки, определяют предполагаемую структуру капитала, источники финансирования и проценты на кредиты, а также исчисляют производственные издержки.

На основе этих данных определяют период окупаемости затрат, оценивают коммерческую прибыльность и экономическую эффективность проекта.

Окончательные оценки размера требуемых инвестиций и издержек производства, а также последующие расчеты финансовой целесообразности и экономической выгодности делаются в том случае, когда масштаб проекта четко определен и уточнена стои­мость всех необходимых компонентов. Проработки проекта фиксируются в чертежах, схемах и расчетах, которые в дальнейшем служат в качестве вспомогательного материала для дальнейшей работы над проектом.

После анализа в технико-экономическом обосновании различных альтернатив составляют окончательные заключения, которые обобщаются в бизнес-плане, охватывающем все важнейшие аспекты исследования.

Примерная структура пояснительной записки по итогам технико-экономического исследования инвестиционного проекта состоит из следующих разделов.

I. Общая характеристика предприятия, намечающего осуществление инвестиционного проекта.

I.1. Активы. Основной капитал.

I.2. Место расположения предприятия. Характеристика территориальной инфраструктуры и экономики региона. Краткая историческая справка развития. Подчиненность и степень самостоятельности. Наличие дочерних предприятий, филиалов, собственных сбытовых подразделений.

I.3. Номенклатура, уровень сертификации, объемы выпуска, рентабельность производимой продукции.

I.4. Научно-технический потенциал предприятия. Расходы на НИОКР. Число патентов промышленных образцов, принадлежащих предприятию.

I.5. Оценка положительных и отрицательных факторов в деятельности предприятия.

II. Характеристика основного производства.

II.1. Производственные мощности предприятия, основных цехов, оценка узких мест.

II.2. Характеристика основного технологического оборудования и технологии, их соответствие требованиям научно-технического прогресса.

III. Характеристика вспомогательного производства.

III.1. Основные показатели деятельности вспомогательного производства возможности дальнейшего развития.

III.2. Инженерная инфраструктура предприятия. Ситуацион­ный план.

III.3. Данные о наличии земельного фонда под объектами. Энергетическое и транспортное обеспечение. Складское хозяйство.

IV. Характеристика сырьевой базы.

IV.1. Поставщики. Система обеспечения, перспективная оценка. Организация поставок продукции.

IV.2. Действующее законодательство и регулирование, касающееся обязательных поставок.

V. Охрана окружающей среды.

V.1. Соответствие нормативным требованиям

V.2. Необходимость развития, реконструкции природоохранных объектов.

VI. Характеристика организации управления.

VI.1. Структура управления. Руководящий персонал (характеристика).

VI.2. Оснащенность органов управления. Накладные расходы.

VII. Характеристика трудовых ресурсов: профессиональный и квалификационный состав. Возрастной состав, стаж работы на предприятии по профессии, образование. Повышение квалификации кадров. Профсоюзы.

VIII. Характеристика финансового обеспечения.

VIII.1. Основные результаты финансово-экономической дея­тельности за предыдущие годы.

VIII.2. Структура себестоимости общего объема производст­ва. Оценка современного финансового состояния.

VIII.3. Проектная модель финансового обеспечения.

IХ. Опыт внешнеэкономической деятельности: экспортные поставки и их доля в общем объеме выпуска продукции.

Х. Характеристика инвестиционного проекта.

Х.1. Содержание инвестиционного проекта. Параметры проекта. Характеристика технологии, оборудования, гражданских и других сооружений.

Х.2. Экономическая и промышленная значимость проекта.

Х.3. Размер инвестиций по годам, в том числе: собственных (из них в СКВ), заемных (из них в СКВ).

Х.4. Общий объем инвестиций: на приобретение земельного участка и подготовку строительной площадки, строительно-монтажные работы, технологию и оборудование, капитальные издержки по подготовке производства, в оборотный капитал, на долевое участие.

Х.5. Государственная налоговая и кредитная политика в данной сфере деятельности.

Х.6. Этапы реализации проекта. Расчет прибыли.

Х.7. Расчет возврата необходимых для реализации проекта средств при заданной процентной ставке за кредит.

Х.8. Предполагаемые потенциальные инвесторы. Подрядчики и поставщики, их возможности.

Х.9. Организационно-правовая форма реализации проекта.

Х.10. Национально-экономическая оценка проекта.

XI. Оценка рынка сбыта продукции, намечаемой к выпуску.

XI.1. Основные потребители продукции и оценка перспективы спроса. Доля на рынке. Экспортные возможности.

XI.2. Стоимость продукции. Продажные цены и прогнозная оценка их динамики.

XI.3. Условия и механизм расчетов.

XII. Возможность эмиссии акций.

Объем исходной информации зависит от глубины проводимых исследований.

На всех стадиях прединвестиционных исследований исходная информация должна включать:

§ цель проекта;

§ характер производства, общие сведения о применяемой технологии, вид производимой продукции (работ, услуг);

§ сведения об экономическом окружении;

§ продолжительность строительства;

§ объем капитальных вложений;

§ затраты и результаты по периодам осуществления ИП;

§ разработку плана реализации проекта;

§ оценку возможных форм финансирования;

§ определение финансирующих организаций.

Итоговое заключение по оценке проекта должно содержать: основные выводы, основные недостатки проекта, оценку вероятности его осуществления и эффективности.

В случае осуществления проекта создания нового предприятия указанный перечень вопросов значительно сокращен.

В качестве заказчиков прединвестиционных исследований могут выступать: правительственные институты, занимающиеся привлечением инвестиций в создание отечественных, иностранных или смешанных предприятий; общественные организации; банки промышленного развития; частные компании и предприятия, которые прямо заинтересованы в данном инвестировании.

Прединвестиционные исследования могут осуществляться различными организациями: правительственными учреждениями, занимающимися вопросами промышленного развития; промышленными предприятиями; консультативными фирмами; генеральными подрядчиками и поставщиками оборудования.

Работу по проведению технико-экономического исследования целесообразно поручать группе экспертов, в состав которой должны входить специалисты по основным аспектам проблем, затрагиваемым в проекте:

§ специалисты по промышленной экономике (желательно в качестве руководителя группы);

§ специалисты по анализу рынка;

§ технологи, занимающиеся вопросами соответствующей отрасли промышленности;

§ инженеры-механики, специалисты по оборудованию;

§ инженеры - строители;

§ эксперты по управлению промышленностью и анализу хозяйственной деятельности.

В состав группы на краткосрочной основе могут включаться юристы, эксперты по специальным вопросам и др.

Важную роль в проведении исследования играет инвестор. Во многих случаях осуществление проекта начинается инвестором, который часто является лицом, проводившим исследование возможностей, и поэтому его можно считать одним из главных источников информации об общих условиях осуществления проекта. Во время подготовки исследования инвестору принадлежит решение многих вопросов (например, по маркетингу и производственным программам, выбору альтернативных вариантов).

Прединвестиционные исследования охватывают период от месяца (для проведения относительно простого исследования возможностей) до одного или двух лет (для проведения подробного технико-экономического исследования сложного проекта).

В состав основных технико-экономических и финансовых показателей, на основании которых готовится документ об утверждении проекта, входят:

1. Мощность предприятия (годовой выпуск продукции, в соответствующих единицах, пропускная способность) в натуральном выражении (по видам продукции).

2. Стоимость товарной продукции, тыс. руб.

3. Общая численность работающих, в том числе рабочих, чел.

4. Количество (прирост) рабочих мест, место

5. Общая стоимость строительства, тыс. руб.

в том числе:

§ объектов производственного назначения;

§ объектов жилищно-гражданского назначения;

§ прочих объектов.

6. Стоимость основных производственных фондов, в том числе вводимых

7. Продолжительность строительства, лет

8. Удельные капитальные вложения, руб /ед

9. Себестоимость основных видов продукции, руб / ед

10. Балансовая прибыль, тыс. руб.

11. Чистая прибыль (доход), тыс /руб

12. Срок окупаемости капитальных вложений, лет

13. Внутренняя норма доходности (норма прибыли), %

Для объектов жилищно-гражданского строительства ТЭО состоит из следующих разделов:

§ общая пояснительная записка;

§ архитектурно-строительные решения;

§ технологические решения;

§ решения по инженерному оборудованию;

§ охрана окружающей среды;

§ инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

§ сметная документация;

§ эффективность инвестиций.

Утверждение инвестиционных проектов в зависимости от источников финансирования осуществляется:

§ за счет государственных капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета РФ – в порядке, установленным Минстроем России совместно с министерствами и ведомствами;

§ за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга – соответствующими органами государственного управления или в установленном ими порядке;

§ за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов (включая инностранных инвесторов) – непосредственно заказчиками (инвесторами).

Строгих норм, устанавливающих стоимость прединвестиционных исследований, не существует. Стоимость проектов и исследований зависит от таких факторов, как масштабы и вариантность проектов, тщательность прединвестиционного исследования, опыт консультантов и экспертов, затраты на сбор и оценку необходимых материалов.

Однако в целом существует определенная тенденция увязывать стоимость исследований с общими инвестиционными издержками.

Затраты на проведение прединвестиционных исследований в процентах от общей стоимости проекта примерно составляют:

исследование возможностей — 0,2–1,0 %;

предварительное технико-экономическое исследование — 0,25–1,5 %;

технико-экономическое исследование — от 1,3–3,0; для мелких предприятий и до 0,2–1,0 % для крупных предприятий, использующих сложную технологию.

Приведенные удельные значения показателей стоимости этапов исследований, принятые в мировой практике, для наших условий необходимо увеличивать на 25–75 % из-за отсутствия необходимой информационной базы, недостаточной автоматизации проектных работ и других факторов неопределенности и риска.

Точность данных прединвестиционных исследований по смете затрат на реализацию проекта и производственные издержки увеличивается по мере перехода исследований проекта от одной стадии к другой.

Примерная степень точности составляет:

для исследования возможностей — 30 %;

предварительного технико-экономического исследования — 20 %;

технико-экономических исследований — 10 %.

Указанные данные носят эмпирический характер и зависят от сложности проекта, а также от опыта экспертов и использованных методов определения издержек.

Таким образом, структура и объем прединвестиционных исследований зависит от множества факторов, определяющих стоимость проекта, его окружение и возможность финансирования с целью осуществления в заданные сроки.

1.4. Источники и организационные формы финансирования проектов

Все источники финансирования можно классифицировать по следующим признакам:

§ отношению собственности;

§ виды собственности;

§ уровни собственников.

По отношениям собственности источники финансирования разделяются на собственные, привлекаемые и заемные.

В табл. 1 представлена структура источников финансирования инвестиционных проектов.

Таблица 1

Структура источников финансирования
инвестиционных проектов

Группа Тип Организационная структура источников в группе
Государ-ствен-ные ресурсы Собственные Государственный (федлеральный) бюджет. Бюджеты субъектов федерации (республиканские, местные). Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, прочие фонды).
Привлекаемые Государственная кредитная система Государственная страховая система
Заемные Государственные заимствования (государственные займы, внешние заимствования, междунардные кредиты и пр.)
Ресурсы предприя-тий Собственные Собственные инвестиционные ресурсы предприятий (прибыль, амортизационные отчисления)
Привлекаемые Взносы, продажа акций, дополнительная эмиссия акций
Инвестиционные ресурсы страховых компаний-резидентов
Инвестиционные ресурсы негосударственных пенчсионных фондов –резидентов
Заемные Банковские коммерческие кредиты, бюджетные и целевые кредиты Инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов, включая коммерческие банки, международные финансовые институты, инситуциональных инвесторов, предприятий

По видам собственности различают:

государственные источники финансирования — это бюджетные средства и средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций и другие ресурсы, включая имущество государственной собственности;

финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов коммерческого и некоммерческого типа, общественных организаций и физических лиц — это прибыль, амортизационные отчисления, суммы, выплачиваемые страховыми организациями в виде возмещения потерь от стихийных бедствий и аварий, а также привлечение средств, к примеру, от продажи акций;

средства иностранных инвесторов (иностранных государств, международных финансовых и инвестиционных институтов, отдельных предприятий, банков и кредитных учреждений.

В табл. 2 приведена матрица источников и организационных форм финансирования инвестиционных проектов.

Таблица 2.

Матрица организационных форм и возможных источников
финансирования инвестиционных проектов

Организационные формы финансирования Источники финансирования инвестиционныхь проектов (по отношению к получателю инвестиций)
Собственные и привлеченные средства предприятий Бюджетные и внебюджетные государственные средства Иностранные инвестиции Заемные средства
Акционерное финансирование
участие в уставном капитале + + + -
корпоративное финансирование + + + +
Государственное финансирование
бюджетные кредиты на возвратной основе - + - -
ассигнования из бюджета на безвозмездной основе - + - -
целевые федеральные инвестиционные программы - + - -
финансирование проектов из государственных заимствований - + + +
проектное финансирование - + + +
Заемное финансирование
лизинг - - + +
банковские ссуды и кредиты - + + +
иностранные кредиты - - + +
инвестиции коллективных инвесторов - - + +

По уровням собственников источники финансирования разделяются:

на государства и субъекты Федерации;

предприятия.

Государственное финансирование проектов может осуществляться на безвозвратной и возвратной основе, а также основе смешанного инвестирования, включая такие формы, как: финансовая поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов; централизованное финансирование (частичное или полное) федеральных инвестиционных программ.

На возвратной основе средства выделяются Министерством финансов РФ в пределах кредитов, выдаваемых Центральным Банком РФ в установленном действующим законодательством порядке. Общий срок пользования выделенными средствами устанавливается в договорах с учетом продолжительности строительства объектов и сроков выхода введенных в действие производств на проектную мощность.

Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются заемщикам (застройщикам) под залог зданий, сооружений, оборудования, объектов незавершенного строительства, материальных ценностей и другого имущества с оформлением соответствующих документов, предусмотренных залоговым законодательством РФ.

На безвозвратной основе государственное финансирование осуществляется за счетсредств федерального бюджета и в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд, при отсутствии других источников или в порядке государственной поддержки строительства приоритетных объектов производственного назначения при максимальном привлечении собственных, заемных и других средств.

На основе смешанного инвестирования могут осуществляться финансирование и кредитование строительства за счет средств федерального бюджета, собственныхсредств организаций, предприятий и других юридических лиц с соблюдением пропорций расходования бюджетных ассигнований и собственных средств в течение всего периода строительства объектов.

Надо особо подчеркнуть, что принципиально новой инвестиционной политикой государства является переход от распределения весьма ограниченных бюджетных средств на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных инвестиционных проектов на конкурсной основе. Это положение касается и частных инвесторов, которым государство может оказать поддержку, если по результатам конкурса их инвестиционный проект признан лучшим. Для реализации данного положения при Министерстве экономики РФ создана специальная Комиссия по инвестиционным конкурсам, организованы рабочая группа и экспертный совет для отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов.

Право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки, организуемом Министерством экономики РФ, получают инвестиционные проекты, отвечающие следующим требованиям:

§ идея инвестиционного проекта в первую очередь связана с «точкой роста» экономики;

§ инвестор на реализацию проекта обязуется выложить не менее 20 % собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизация);

§ срок окупаемости проекта, как правило, не превышает двух лет;

§ инвестиционный проект имеет бизнес-план и заключения государственной экологической экспертизы государственной ведомственной или независимой экспертизы.

Государственная поддержка реализации прошедших конкурс­ный отбор инвестиционных проектов может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, или путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора. Государственные гарантии для инвестиционных проектов предоставляются в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной год;

По участию в конкурсе и оказанию государственной поддержки проекты классифицируют по следующим категориям:

§ категория А — это проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов, при условии защищенности отечественными патентами или аналогичными зарубежными документами;

§ категория Б — это проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке, на уровне лучших мировых образцов;

§ категория В — это проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции, имеющей более низкие цены по сравнению с импортируемой;

§ категория Г — это проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Размер государственной поддержки, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе или на условиях закрепления в государственной части акций создаваемых акционерных обществ, устанавливается в зависимости от категории проекта и не может превышать (в процентах от стоимости проекта):

Наши рекомендации