Раздел 2. Ревизия и контроль производственной и финансово – хозяйственной деятельности организации
Тема 2.1Ревизия денежных средств, подотчетных сумм и расчетных операций
Вопросы:
1. Методика проведения и оформления результатов инвентаризации наличных денег и ценных бумаг в кассе.
2. Проверка соблюдения Правил ведения кассовых операций РБ.
3. Ревизия операций по счетам в банке.
4. Ревизия расчетов с подотчетными лицами.
5. Ревизия расчетов по заработной плате.
6. Ревизия расчетов по налогам и неналоговым платежам.
1 вопрос
Ревизия кассы и кассовых операций проводится по трем основным направлениям:
1) инвентаризация денежной наличности;
2) проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступивших в кассу;
3) проверка правильности списания денег в расход.
При этом необходимо руководствоваться Правилами ведения кассовых операций в РБ.
Задачи ревизии кассы:
· проверка обеспечения условий хранения и сохранности наличных денег в кассе и при их доставке из банка;
· проверка соблюдения Правил ведения кассовых операций в РБ и кассовой дисциплины;
· соблюдение правил документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы;
· соблюдение установленного порядка хранения чековых книжек, выписки чеков и получения по ним денег;
· контроль за своевременным и полным оприходованием денег, полученных из банка, и при реализации ТМЦ и услуг за наличный расчет;
· соблюдение лимита хранения наличных денег в кассе и при выдаче их на операционно-хозяйственные нужды и другие расходы;
· соблюдение сроков внезапных инвентаризаций кассовой наличности;
· проверка законности, достоверности и целесообразности кассовых операций.
Основными источниками ревизии кассы являются:
Ø кассовые книги;
Ø отчеты кассира с приложенными к ним ПКО и РКО;
Ø корешки чеков использованных чековых книжек;
Ø выписки банков со счетов предприятия;
Ø Ж.О. по счетам 51,52;
Ø Главная книга и другие документы.
Инвентаризация кассовой наличности должна проводится внезапно, т.е немедленно после прибытия ревизора (аудитора) в организацию для проверки.
При временном отсутствии кассира помещение кассы опечатывается, и инвентаризация ее проводится по прибытию кассира. Если кассир отсутствует длительное время в организации создается комиссия, проводится инвентаризация и передача кассы другому МОЛ.
Проводится в присутствии гл. бухгалтера и кассира.
Кассовые операции на время инвентаризации не прекращаются.
До начала проверки наличия денежных средств и других ценностей в кассе
кассир должен составить кассовый отчет.
В отчет включаются все приходные и расходные документы, имеющиеся в кассе. Все частные расписки и другие документы, не предусмотренные Правилами ведения кассовых операций, во внимание не принимаются, и в отчет кассира не включаются.
В период выплаты заработной платы в кассе могут быть частично оплаченные платежные ведомости, если срок оплаты ведомостей истек, они закрываются и включаются в отчет кассира.
Если срок не истек, на ней делают отметку о фактически произведенной выплате до начала инвентаризации, которую заверяют члены комиссии.
Кассир до начала инвентаризации подписывает расписку о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы внесены в отчет, и сданы в бухгалтерию. Все поступившие денежные средства оприходованы, а выбывшие списаны.
Ревизор должен тщательно проверить предъявленный кассовый отчет. Остаток денег проверяется с учетом остатка по балансу на первое число месяца.
При проверке кассового отчета и приложенных к нему документов ревизор (аудитор) должен сопоставить номера ПКО и РКО приложенных к отчету, с записями в журналах регистрации. При расхождениях выясняются причины.
После этого проводится проверка наличия денежных средств и других ценностей в кассе путем пересчета. Составляется опись купюр.
После проверки составляется акт инвентаризации кассы, в 2-3 экз.
При установлении излишков или недостач денег кассир дает письменное объяснение о причинах, также делается пересчет итогов по всем кассовым отчетам со дня предыдущей инвентаризации, необходимо выяснить не допущены ли в них арифметические ошибки.
При отсутствии ошибок недостача – немедленно погашается, а излишек – оприходуется.
2 вопрос
| |
3 вопрос.
Основными источниками аудита операций по счетам в банке являются выписки их лицевых счетов и приложенные к ним оправдательные документы, а также записи учетных регистров по счетам 51, 52, 55.
До начала проверки необходимо узнать, какие счета открыты в банке у проверяемой организации.
Проверку рекомендуется начинать с установления правильности входящего остатка на 1-е число ревизуемого периода. Для чего остаток средств на проверяемом счете на 1 число (Ж/О №2) сопоставляют с выпиской банка с Главной книгой и балансом.
Проверка производится по каждому счету отдельно.
Приступая к сплошной проверке банковских операций, необходимо убедиться в полноте и достоверности выписок банка. (рассказать 3 способа)
Если окажется, что часть выписок отсутствует, или в них есть подчистки, исправления, неясные оттиски цифр, вызывающие сомнение необходимо получить в банке заверенные дубликаты (копии).
На всех выписках должен стоять штамп банка. Исправления в выписках заверяются подписью гл.бухгалтера и печатью банка.
Необходимо проверить соответствие оборотов по ДТ и КТ счета по выпискам банка за каждый проверяемый месяц с оборотами согласно учетным регистрам.
Далее следует убедиться, что все проведенные через банк операции являются достоверными и подтверждены соответствующими подлинными документами. Проверяем наличие всех приложений к выпискам (платежные поручения, требования, корешки чеков и т.д., к ним основания: счета – фактуры, ТТН и т.д.), заверенные штампом банка, подписью операциониста с указанием даты. Одновременно проверяется правильность корреспонденции счетов и записей в учетных регистрах.
Проверяется обоснованность перечисления денежных средств за ТМЦ. С этой целью следует сверить суммы, указанные в платежных документах, с записями по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или по 76 «Расчеты с разными ДТ и КТ». Далее проверяют полноту оприходования ТМЦ. В случае сомнения в подлинности документов или достоверности операций следует провести встречную проверку поставщиков продукции. Выявленные при встречных проверках расхождения оформляются промежуточными актами.
Аналогично проводятся проверки по каждому счету отдельно.
4 вопрос
Задачи контроля расчетов с подотчетными лицами являются:
Ø установление правильного и целевого использования подотчетных сумм;
Ø выявление незаконных и нецелесообразных с хозяйственной точки зрения расходов;
Ø соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов.
Источниками проверки являются:
Ø приказы и распоряжения по предприятию;
Ø авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами об использовании подотчетных сумм;
Ø отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами;
Ø Главная книга, баланс предприятия, данные аналитического и синтетического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Расчеты с подотчетными лицами проверяются, как правило, сплошным способом. При этом устанавливается:
Ø соблюдение правил выдачи авансов – лицам в соответствии с приказом;
Ø своевременность предоставления авансовых отчетов – в течении 3-х дней с момента выдачи денег, без учета дня выдачи или в 3-хдневный срок с момента возврата из командировки;
Ø целесообразность и законность использования подотчетных сумм – проверяем журнал регистрации работников, направленных в командировки;
Ø правильность оформления документов, приложенных к авансовым отчетам – устанавливается наличие отметок (печатей) о прибытии и выбытии и т.д.
Ø порядок погашения оправдательных документов с целью предотвращения их повторного использования;
Ø своевременность возврата неизрасходованных подотчетных сумм.
Особое внимание уделяется проверке «командировок». Устанавливается наличие отметок в командировочных удостоверениях о датах прибытия и выбытия из пунктов назначения, нет ли подчисток, помарок, все ли реквизиты заполнены. Фактическое время в командировке определяется по отметкам прибытия и выбытия, при этом они обязательно сопоставляются с датами билетов, с путевыми листами и табелями рабочего времени. Соблюдение срока нахождения в командировке - определяется приказом организации. Отдельно проверяется правильность оплаты суточных, расходов по найму жилья и на проезд, (рассказать о размерах и порядке оплаты).
В соответствии с действующим законодательством работник должен отчитаться в течении трех дней по возвращении из командировки, составляя авансовый отчет, который утверждается руководителям организации.
Далее проверяется правильность подсчета оборотов и выведения сальдо в регистрах учета.
5 вопрос
Задачами контроля расчетов с рабочими и служащими по оплате труда является проверка:
Ø правильности и своевременности расчетов с работниками по оплате труда;
Ø соблюдение действующего законодательства о труде;
Ø правильности применения должностных окладов;
Ø тарифных ставок, сдельных расценок;
Ø правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.
Источниками информации, являются:
Ø аналитические и синтетические данные по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными Дт и КТ»,
Ø первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда: табеля, наряды, путевые листы и т. д.;
Ø листки о временной нетрудоспособности;
Ø нормативно – правовая документация, регулирующая эти операции.
Начинать проверку следует с установления соответствия показателей аналитического учета (итоговые суммы к выдаче в РПВ) с сальдо по счету 70, в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и туже дату.
При выявлении расхождений следует установить их причины (неполное удержание авансов; повторное списание денежных документов с отнесением выплат по ним в дебет счета 70; неправильный перенос сальдо; запущенность учета по счету 70).
Затем изучается достоверность первичных документов, порядок и последовательность их заполнения. Проверяются табеля учета рабочего времени и графики работы, правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной – выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность применения норм и расценок. При проверке первичных документов устанавливается наличие подписей ответственных должностных лиц, заполненность реквизитов, нет ли подчисток, и т. д., также при проверке первичных документов необходимо выяснить: нет ли случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц, путем сопоставления ФИО в нарядах и табелях с данными учета личного состава в отделе кадров.
Далее выборочно проверяется правильность начисления оплаты труда, в том числе отпусков и удержаний из оплаты труда (подоходного налога, по исполнительным документам, «кредитов», авансов и так далее). При проверке правильности удержаний нужно установить их документальную обоснованность и законность, своевременность перечисления удержанных сумм по назначению. Общий размер всех удержаний не может превышать 50 % заработка.
В процессе контроля проверяется также расходование средств ФСЗН: на выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий на рождение, по беременности и родам и так далее.
Кроме того, рекомендуется проводить внезапные контрольные обмеры выполненных работ, проверок явки на работу отдельных должностных лиц и т. д.
При проверке положений по оплате труда обращают внимание на обоснованность установленной численности управленческого персонала, их окладов и надбавок к ним.
Проверяется соблюдение штатной дисциплины, правильность арифметических подсчетов – выборочным путем.
Необходимо тщательно проанализировать соблюдение сроков и полноту выдачи зарплаты. Выборочно проверить правильность отнесения расходов по зарплате на виды затрат.
6 вопрос
Законодательством РБ предусмотрены широкие права Государственного налогового комитета (имеет право применять финансовые санкции).
В силу этого предприятию необходимо привлекать аудиторов, с помощью которых можно избежать финансовых потерь.
Общей задачей контроля является установление по всем видам платежей в бюджет правильности исчисления суммы платежей, своевременности перечислений причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременном перечислении средств.
Основными источниками информации для контроля расчетов с бюджетом являются:
Ø справки и расчеты по отдельным видам платежей;
Ø декларации по расчетам налогов и платежей;
Ø выписки учреждений банка и приложения к ним;
Ø акты проверок ИМНС;
Ø регистры аналитического и синтетического учета.
В процессе проверки следует уточнить правильность выведения оборотов и сальдо по каждому виду платежей на конец отчетного периода. Для этого данные аналитического учета сопоставляют с записями в журнале – ордере и Главной книге по счету 68.
Тема 2.3Контроль учета товаро - материальных ценностей
Вопросы:
1. Проверка состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ценностей.
2. Проверка полноты оприходования ТМЦ и использования их в производстве.
3. Проверка полноты и качества проведенных инвентаризаций ТМЦ и отражения их результатов в учете.
1 вопрос.
Для осуществления непрерывности процессов расширенного производства предприятия создают и пополняют запасы ТМЦ как составной части их производственных фондов.
Основными задачами контроля ТМЦ на предприятии является проверка:
· состояния учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов;
· соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгалтерского учета и потребностям предприятия;
· выявление непригодных для использования ценностей с определением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;
· полноты и своевременности оприходования, законности и целесообразности расходования и списания ТМЦ;
· обоснования и соблюдения установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов, своевременности и качества инвентаризации и правильности принимаемых по результатам ревизии решений.
Основными источниками ревизии являются: первичные документы по движению ТМЦ, данные аналитического и синтетического учета, инвентаризационные описи ТМЦ, данные бухгалтерской и статистической отчетности.
В обеспечении сохранности и рационального использования ТМЦ важное значение имеет правильная организация складского хозяйства.
С лицами, принимаемыми на должность заведующего складом, должен заключаться договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
В ходе ревизии устанавливают наличие и состояние складских помещений и других емкостей, предназначенных для хранения соответствующих видов ТМЦ, подъездных путей и около складских площадок, весоизмерительных приборов, противопожарных средств, охраны, хранения и складского учета.
Ревизоры устанавливают техническое состояние тех или иных помещений (наличие исправной крыши, стен, полов, остекленных и огражденных оконных проемов, наружных и внутренних запоров на дверях и воротах, оборудование стеллажными полками, закромами), необходимых весов, расчетных таблиц, мерной тары и других измерительных приборов, а также поддержание режима влажности, температуры и освещенности. При этом обращают внимание на соблюдение действующего порядка клеймения весов и других измерительных приборов. Материалы по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типам, сороторазмерам должны размещаться таким образом, чтобы обеспечить возможность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия. В местах хранения каждого вида материала должны быть прикреплены ярлыки, в которых указываются наименование, номенклатурный номер, единица измерения и норма запаса.
Правильность показания весов и других измерительных материалов проверяют путем взвешивания или перевешивания заранее подготовленной партии ценностей; взвешивания гирь или измерения объема емкостей. Результаты такой проверки отражаются в промежуточном акте. Если выявлены расхождения в показании приборов, то, МОЛ дает этому письменное объяснение, а ревизор устанавливает причины расхождений и последствия, к которым они могли привести.
Тщательной проверке подлежит состояние работы по приемке и отпуску ТМЦ на складах, для этого проводится фактический контроль приема и отпуска отдельных видов продуктов и материалов.
Проверяется: наличие в достаточном количестве книг или инвентарных карточек складского учета материалов; правильность их заполнения и ведения по хранимым ценностям; своевременность осуществления в них учетных записей и составления ежемесячных отчетов о движении материальных ценностей.
Правильность ведения в местах хранения ценностей оказывает большое влияние на состояние складского учета предприятия, так как при запущенности его создаются наиболее благоприятные возможности для нарушений и злоупотреблений.
2 вопрос.
При проверке использования материальных ресурсов в производстве руководствуются Основным положением по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и Методическими рекомендациями по планированию и калькулированию себестоимости, разработанными и утвержденными соответствующими министерствами и ведомствами. Основными источниками проверки являются накопительные ведомости по расходу материалов, ж/о по кредиту счета 10 «Материалы», сальдовые или оборотные ведомости о движении материалов, карточки или книги складского учета материалов, первичные документы по использованию материалов в производстве и др.
В первую очередь следует установить соответствие данных складского учета данным синтетического учета по счету «Материалы» на 1-е число проверяемого периода.
Общие обороты выбытия материалов за месяц по всем складам и остатки материалов на конец месяца, приведенные в ведомости, сверяют с кредитовым оборотом и остатками по счету 10 «Материалы» в Главной книге.
При установлении отклонений устанавливаются их причины и виновные лица.
Плановые отделы на основе установленных норм расхода материалов на выпуск определенного вида изделий разрабатывают лимиты отпуска материалов в производство, и отпуск их производится в пределах этих лимитов.
В результате завышения норм сырья и вспомогательных материалов при выпуске готовой продукции создаются неучтенные излишки, так как отпуск их производится не по фактическому расходу, а по норме. Поэтому аудитору следует проверить нормы и их пересмотр, в связи с совершенствованием технологического процесса производства с действующими нормами на других аналогичных предприятиях.
При наличии расхождений устанавливаются причины, виновные лица.
Проверяется списание отклонений в стоимости материалов на выпуск готовой продукции, для чего анализируются данные ведомости учета материальных ценностей, товаров и тары. Производится оценка техники расчета отклонений, проверяется правильность подсчета среднего процента отклонений и списание отклонений по направлениям расхода материалов.
При ревизии правильности использования ГСМ необходимо проверить точность планирования потребности в ГСМ, полноту оприходования и обоснованность списания в расход, правильность хранения и эффективность использования израсходованного горючего.
При неправильном хранении могут иметь место значительные его потери или снижение его качества.
3 вопрос.
Инвентаризация служит средством проверки организации материальной ответственности, условий хранения ценностей, правильности цен, достоверности бухгалтерского учета.
Основными задачами инвентаризации являются:
· установление фактического наличия хозяйственных ресурсов;
· контроль за сохранностью материальных ценностей путем сопоставления их фактического наличия с данными бухучета;
· выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей;
· проверка состояния складского хозяйства, условий хранения ценностей.
Ответственность за проведение инвентаризации несут руководитель и главный бухгалтер организации.
Инвентаризации необходимо проводить в сроки, оговоренные в планах утвержденных руководителем. В обязательном порядке:
ü перед составлением годового отчета, но не ранее 1 октября отчетного года;
ü при передаче имущества предприятия в аренду;
ü при смене МОЛ;
ü при установлении фактов хищения или злоупотребления и порчи ТМЦ;
ü в случае пожара или стихийных бедствий.
В начале ревизии необходимо проверить наличие всех необходимых документов, подтверждающих ее проведение. (рассказать какие)
Результаты должны быть оформлены инвентаризационными описями, которые составляются по каждому местонахождению материальных ценностей и материально ответственному лицу. Никаких помарок и подчисток в ведомости не допускается. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии и МОЛ.
В случае поступления ценностей в ходе инвентаризации они приходуются по отдельной ведомости, аналогичная ведомость составляется при отпуске ценностей.
Для выявления результатов инвентаризации составляются сличительные ведомости, которые подписываются всеми членами комиссии и МОЛ. В сличительную ведомость включаются только те материальные ценности, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных. По всем недостачам, потерям и излишкам должны быть получены от МОЛ письменные объяснения. С учетом объяснительных, комиссия устанавливает причины выявленных недостач и определяется порядок регулирования разницы между данными инвентаризации и бухучетом, составляется протокол, который утверждается руководителем.
Если при формировании инвентаризационных материалов выявлены нарушения, проверяющий обязан их изучить и выяснить причины. Эти нарушения могут быть результатом небрежного отношения комиссии к выполнению своих обязанностей или результатом должностного подлога с целью сокрытия установленных фактов недостач и излишков ТМЦ.