Сущность платежеспособности и ликвидности предприятия

Платежеспособность – это способность предприятия своевременно производить платежи по своим срочным обязательствам.

В процессе анализа изучается текущая платежеспособность внутри отчетного периода и платежеспособность за отчетный период.

Текущая платежеспособность внутри отчетного периода может быть определена с помощью платежного календаря, в котором с одной стороны подсчитываются наличные и ожидаемые платежные средства, с другой – платежные обязательства на этот же период.

Платежный календарь составляется на основании данных аналитического учета, выписок банка, картотеки срочности платежей и других документов. Такие расчеты могут осуществляться ежедневно или 1 раз в 3-5 дней. Их периодичность зависит от состояния платежеспособности предприятия. Если она устойчива, то расчёты можно делать реже. Для определения коэффициента текущей платежеспособности необходимо платежные средства на соответствующую дату сравнить с платежными обязательствами на эту же дату. Идеальный вариант, если коэффициент будет составлять 1 или немного больше.

Платежеспособность предприятия за отчетный период анализируется путём изучения потоков денежных средств.

Денежный поток – это движение денежных средств определённого направления (опред. вида деятельности).

Обеспечить успешное функц-е предприятия может только непрерывное движение денежных ср-в: их поступление (приток), расход (отток), наличие свободного денежного остатка на счетах в банке.

Денежные средства могут поступать из следующих источников:

1. от реализации продукции, работ, услуг;

2. от реализации нематериальных активов, ОС и прочего имущества;

3. от внереализационных операций;

4. целевое финансирование;

5. полученные кредиты и займы;

6. прочие поступления.

Направления использования денежных средств разделяются на:

- приобретение товаров, сырья и материалов, оплату работ и услуг;

- на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- расчеты с бюджетом;

- погашение кредитов и займов;

- финансовые вложения;

- прочие выплаты.

Абсолютный прирост ден-х средств свидетельствует о повышении деловой активности предприятия.

При анализе изучается также структура денежных потоков и её изменение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При стабильном развитии предприятия структура денежных потоков относительно стабильна. За короткие отчётные периоды по разным показателям она может существенно колебаться, но тенденция стабильности по годам должна чётко прослеживаться.

Анализ потоков денежных средств производится на основании формы №4 бух. отчётности. При анализе изучается динамика денежных средств, определяется сумма превышения поступлений над платежами, т.е. возможности внутреннего финансирования.

Ликвидность предприятия - это способность предприятия своевременно исполнять обязательства по всем видам платежей. Иначе говоря, предприятие считается ликвидным, если оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы. Основные средства (если только они не приобретаются с целью дальнейшей перепродажи), как правило, не являются источниками погашения текущей задолженности предприятия в силу своей специфической роли в процессе производства и, как правило, из-за затруднительных условий их срочной реализации.

В ходе анализа ликвидности решаются следующие задачи:

● оценка достаточности средств, для покрытия обязательств, сроки которых истекают в соответствующие периоды;

● определение суммы ликвидных средств и проверка их достаточности для выполнения срочных обязательств;

● оценка ликвидности и платежеспособности предприятия на основе ряда показателей.

7. Анализ себестоимости продукции: содержание, задачи, методы и информационная база анализа.

Себестоимость продукции или услуги - один из важнейших экономических показателей деятельности предприятий, выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции или услуги. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция или предлагаемые услуги. И соответственно, ее значение служит базой для исчисления продажных (отпускных) цен и формирования финансовых результатов.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Источники информации: данные статистической отчётности, ф.№5-з «Отчёт о затратах на производство и реализацию продукции», данные бухгалтерского учёта: синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, плановые и отчётные калькуляции себестоимости продукции и др.

Анализ себестоимости начинают с анализа динамики себестоимости всей товарной продукции. При этом сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода. В процессе анализа выявляют, по каким статьям затрат произошёл наибольший перерасход и как это изменение повлияло на изменение общей суммы переменных и постоянных расходов. Общая сумма затрат может измениться из-за объёма выпуска продукции, её структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов.

Изучение структуры затрат на производство и её изменений за отчётный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей расходов фактически выпущенной продукции составляют следующий этап анализа себестоимости. Анализ структуры себестоимости проводится сопоставлением удельных весов отдельных элементов с планом и в динамике. Анализ структуры затрат позволяет оценить материалоёмкость, трудоёмкость, энергоёмкость продукции, выяснить характер их изменений и влияние на себестоимость продукции. Для оценки влияния каждой статьи затрат на себестоимость 1 руб. товарной продукции рассчитывается уровень затрат по каждой статье и элементу расходов, изучаются причины отклонений. Уровень затрат определяется делением расходов по каждой статье на объём товарной продукции. Анализ динамики и выполнения плана по структуре и уровню затрат позволяет своевременно реагировать на отклонения от плановых, нормативных показателей себестоимости, принимать конкретные управленческие решения по их устранению или согласованию.

Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим её прямую связь с прибылью, является уровень затрат на 1 рубль товарной продукции.

Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают факторы, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: изменение объёма выпущенной продукции, её структуры, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат.

В процессе анализа проводят также сравнение затрат на 1 руб. товарной продукции в динамике и, если есть возможность, сравнение со среднеотраслевым показателем.

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчётные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.

Затем более детально изучают себестоимость товарной продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравнивают с плановыми и данными за прошлые периоды.

Наши рекомендации