Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства

К субъектам малого предпринимательства, на которые рас­пространено действие упрощенной системы, отнесены: а) юриди­ческие лица (организации) с предельной численностью работаю­щих до 15 человек (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера), независимо от вида осуществляемой деятельности; б) физические лица, осущест­вляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели).

Под действие упрощенной системы налогообложения не подпа­дают организации, созданные на базе ликвидированных струк­турных подразделений действующих предприятий, а также кре­дитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, про­фессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и др., для которых Минфи­ном РФ установлен особый порядок ведения учета и отчетности.

Каждый из субъектов малого предпринимательства вправе самостоятельно, на добровольной основе избрать для себя упро­щенную систему налогообложения, а также возвратиться к общей системе.

Однако организации и индивидуальные предприниматели могут воспользоваться правом перехода на упрощенную систему налогообложения лишь при следующем условии: если в течение года, предшествующего кварталу, в котором подано заявление на упрощенную систему, совокупный размер валовой выручки данно­го налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного ми­нимального размера оплаты труда (учитывая размер оплаты труда на первый день квартала, в котором подано заявление).

Упрощенная система налогообложения для организаций состо­ит в том, что вместо совокупности налогов всех трех уровней (фе­дерального, субъектов Федерации и местных налогов и сборов) уп­лачивается единый налог, исчисляемый по результатам хозяйст­венной деятельностиза отчетный период.

Однако переход на упрощенную систему организаций не затра­гивает обязанности уплаты следующих платежей: таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение авто­транспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в госу­дарственные социальные внебюджетные фонды (к последним от­носятся Пенсионный фонд. Фонд социального страхования. Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования). Все перечисленные платежи уплачиваются в прежнем порядке.

При переходе на упрощенную систему налогообложения инди­видуальных предпринимателей уплата подоходного налога с дохода физических лиц, полученного от осуществляемой предприни­мательской деятельности, им заменяется на уплату стоимости па­тента на занятие этой деятельностью.

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный предприниматель считаются субъектами упрощенной системы на­логообложения с того квартала, в котором произошла их офици­альная регистрация согласно поданному заявлению о переходе на эту систему.

Объектом налогообложения единым налогом выступают: а) со­вокупный доход, полученный за отчетный период (квартал) или б) валовая выручка, полученная за отчетный квартал.

Совокупный доход исчисляется как разница между валовой вы­ручкой и затратами на производство продукции (работ, услуг), на уплату отчислений в социальные фонды и другие, указанные в Законе.

Валовая выручка — сумма выручки, полученной от реализа­ции товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализо­ванного за отчетный период, и внереализационных доходов. К вне­реализационным доходам относятся доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, доходы по ценным бумагам и другие, непо­средственно не связанные с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией.

Ставки единого налога. Законом установлены ставки налога по зачислению, во-первых, в федеральный бюджет и, во-вторых, в бюджет субъекта РФ и местный бюджет.

Ставка налога на совокупный доход, подлежащего зачисле­нию в федеральный бюджет, составляет 10% этого дохода, а в бюд­жет субъекта Федерации и местный бюджет — в суммарном разме­ре не более 20%.

Ставки налога по валовой выручке: налог, подлежащий зачис­лению в федеральный бюджет, уплачивается в размере 3,33% суммы валовой выручки

79 Единый налог с индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг).

Декрета Президента от 2001-05-17г. N 12 "О введении единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров, работ (услуг), и о некоторых вопросах, связанных с указанной деятельностью".

Согласно п.1 Декрета плательщиками этого налога являются индивидуальные предприниматели при реализации физическим лицам работ (услуг), а также при розничной реализации им товаров через пункты продажи (кроме магазинов).
Из числа плательщиков единого налога Декрет исключает участников договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
Очень важно обратить внимание на то, что Декретом не ограничена форма расчетов физических лиц с индивидуальными предпринимателями за выполняемые работы (оказываемые услуги), реализуемые товары. Почему-то предприниматели зачастую полагают, что если используется безналичная форма расчетов за товары, работы услуги (в том числе, когда за физических лиц производится оплата организацией, работниками которой являются эти лица), то единый налог не уплачивается. Однако определяющим является не форма расчетов, а факт реализации товаров, работ (услуг) физическим лицам.
Соответственно, не будут плательщиками единого налога предприниматели при реализации товаров, работ (услуг) субъектам предпринимательской деятельности -- юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (даже в случае реализации за наличный расчет).
Таким образом, предприниматели, выполняющие работы (оказывающие услуги) для физических лиц, во всех случаях являются плательщиками единого налога.
Немного иначе обстоит дело с предпринимателями, занимающимися розничной продажей товаров физическим лицам.
Во-первых, существуют ограничения в отношении пунктов продажи, при реализации товаров через которые предприниматели будут уплачивать единый налог. Так, он не вносится при реализации любых видов товаров через магазины и имеющие торговые залы павильоны. Исключение составляют павильоны с торговыми залами, расположенные на рынках. Торговые объекты относятся к пунктам продажи, при реализации товаров через которые индивидуальные предприниматели будут плательщиками единого налога в соответствии с постановлением Минторга от 2001-07-10г. N 28 "О некоторых вопросах отнесения торговых объектов к пунктам продажи, предусмотренным Декретом Президента Республики Беларусь от 17 мая 2001г. N 12".
Во-вторых, Декретом установлены отдельные виды товаров, при реализации которых (в том числе через установленные Декретом пункты продажи) единый налог не уплачивается. В их число входят: алкогольная продукция, драгоценные металлы и драгоценные камни и изделия из них, товары специального назначения, нефтепродукты (через автозаправочные станции).
Ставки и коэффициенты
Ставки единого налога установлены в евро соответствующими решениями Минского городского и областных Советов депутатов. Причем в каждое из семи решений уже вносились изменения. Поэтому при определении ставки обратите внимание, не изменена ли та или иная позиция. И не надо забывать, что единый налог уплачивается исходя из ставок, установленных в населенном пункте, в котором осуществляется деятельность. За этим особенно тщательно должны следить предприниматели, осуществляющие в течение календарного месяца деятельность в нескольких населенных пунктах (по некоторым видам товаров ставка налога в Минске или в областных центрах ниже, чем, например, в городах районного подчинения некоторых областей, о чем порой и не предполагают предприниматели) либо в различных местах в пределах населенного пункта (например, в отдельных населенных пунктах Минской области в таких случаях установлены повышающие коэффициенты к ставкам налога), а также предприниматели, изменяющие режим работы (например, за реализацию товаров, работ (услуг) в ночное время в Витебской и Гродненской областях установлены повышающие коэффициенты). Если эти моменты не учитывать, то придется столкнуться с экономическими санкциями за неполную уплату налога.
Льготы
Напомним, что некоторым категориям индивидуальных предпринимателей Декретом предоставлены льготы по уплате единого налога.
Так, установленные решениями Минского городского и областных Советов ставки налога понижаются:
для граждан, впервые зарегистрированных в качестве предпринимателей (ранее не включенных в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), -- на 25% в первые три месяца со дня получения ими свидетельства о госрегистрации;
для предпринимателей -- пенсионеров по возрасту или инвалидности, в том числе для предпринимателей -- пенсионеров по возрасту, являющихся инвалидами, -- на 20% со дня возникновения права на льготу (со дня назначения пенсии) на основании пенсионного удостоверения.
При этом предусмотренные Декретом льготы применяются к общей сумме налога, исчисленной за месяц (дни месяца). Например, если предприниматель имеет два пункта продажи, по которым следует уплачивать 55 и 75 евро, то с учетом льготы он уплатит 44 и 60 евро (то есть налог понижен по каждому из пунктов продажи).
Кроме того, полное освобождение от уплаты единого налога предусмотрено для индивидуальных предпринимателей при реализации продукции животноводства (кроме пушного звероводства), пчеловодства и растениеводства, за исключением цветов и семян цветов. Эта льгота полагается при наличии справки, выданной местным исполнительным и распорядительным органом, подтверждающей, что продаваемая продукция произведена на земельном участке, предоставленном в соответствии с законодательством для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества (в отношении продукции пчеловодства -- при предъявлении ветеринарно-санитарного паспорта пасеки), а также при реализации лекарственных растений, ягод, грибов, орехов, другой дикорастущей продукции.
Период деятельности
Еще одна ошибка в исчислении единого налога часто возникает у предпринимателей, осуществляющих деятельность не целый месяц, а в отдельные дни месяца.
В соответствии с Декретом при осуществлении деятельности менее 15 дней в календарном месяце размер единого налога определяется путем умножения ставки налога на коэффициент 0,04 и на количество дней торговли.
При этом обязательным условием расчета налога по дням с применением понижающего коэффициента является представление до начала осуществления деятельности (не позднее дня, предшествующего ее началу) в налоговый орган по месту регистрации предпринимателя в качестве налогоплательщика заявления установленной формы с указанием периода (календарных дней) осуществления деятельности. При нарушении названного условия единый налог должен уплачиваться исходя из месячной ставки.
В данной ситуации ошибка состоит в том, что предприниматели определяют не продолжительность периода осуществления деятельности в целом, а продолжительность работы пункта продажи либо привлекаемых к реализации физических лиц (которые, как правило, не совпадают).
Согласно Инструкции о порядке исчисления и уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию физическим лицам товаров, работ (услуг), утв. постановлением ГНК от 1.08.2001г. N 108, периодом осуществления деятельности признаются календарные дни месяца, в которые осуществляются любые предусмотренные Декретом виды деятельности как самим предпринимателем, так и привлекаемыми по трудовому или гражданско-правовому договору к реализации товаров, работ (услуг) физическими лицами.
Например, если у предпринимателя два пункта продажи, один из которых работает с 1 по 14 число, а второй -- с 3 по 18, то в данном случае период розничной торговли составит 18 дней. Соответственно, единый налог будет уплачиваться исходя из месячной ставки (при реализации не произведенных в РБ товаров (кроме подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками) применяется повышающий коэффициент 1,3) по каждому пункту продажи.
Аналогично период осуществления деятельности определяется и при реализации работ (услуг) с той лишь особенностью, что в его продолжительность засчитываются дни месяца, в которые работает либо сам предприниматель, либо привлекаемые к реализации физические лица. При этом предусмотренная Декретом доплата единого налога за таких лиц (в размере 60%) производится исходя из определенной предпринимателем с учетом продолжительности периода деятельности суммы единого налога и не зависит от количества дней работы каждого в отдельности из привлекаемых лиц. Например, если предприниматель оказывает услуги 14 дней в календарном месяце, то при ставке налога 75 евро он должен будет уплатить 42 евро (75х0,04х14). Допустим, что к реализации услуг привлекаются три физических лица. Из них два работают посменно, то есть по 7 дней каждый, а третий -- все 14 дней. Независимо от различной продолжительности работы привлекаемых лиц по каждому из них дополнительно уплачивается 25,2 евро (42х60%).
Перерасчет налога
В силу сложившихся обстоятельств предприниматели, уплатив налог за определенный период, порой меняют условия и порядок осуществления деятельности, влияющие на увеличение размера налога. В частности, это может быть:

реализация видов товаров, работ (услуг), по которым установлена более высокая ставка налога, чем ставка, исходя из которой уплачен налог;
реализация товаров, работ (услуг) в дни, не указанные в представленном в налоговый орган заявлении;


дополнительное привлечение к выполнению работ (услуг) физических лиц.
В таких случаях предприниматель должен доплатить разницу между суммой единого налога, исчисленной исходя из более высокой ставки налога и (или) периода осуществления деятельности в календарном месяце и (или) количества привлекаемых к реализации товаров, работ (услуг), и уплаченной ранее суммой налога.
Как показывает практика, некоторые предприниматели не учитывают правила пересчета единого налога, определенного в евро, в белорусские рубли. В соответствии с Декретом единый налог уплачивается в белорусских рублях исходя из установленного Нацбанком курса евро, действующего на первое число месяца, в котором уплачивается налог. Поэтому недостаточно уточнить в налоговом органе или, скажем, у рядом торгующего предпринимателя курс уплаты либо саму сумму налога в рублях (по определенной ставке в евро), если налог будет внесен с нарушением установленного срока, поскольку несущественное изменение курса может повлечь в такой ситуации наложение значительных экономических санкций за неполную уплату налога. При нарушении установленных сроков (неполной уплате) единый налог вносится (доплачивается) исходя из определенного Нацбанком курса евро к белорусскому рублю, действующего на первое число месяца, в котором производится его уплата. Например, если единый налог за март в размере 55 евро будет уплачиваться в срок (не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности), то его сумма в белорусских рублях составит 77963 руб. (55х1417,50, где 1417,50 -- курс евро к белорусскому рублю на 1.02.2002г.), а если 1 марта -- то 79528 руб. (55х1445,97, где 1445,97 -- курс евро к белорусскому рублю на 1.03.2002г.).
Что касается досрочной уплаты единого налога (до первого числа месяца, в котором в соответствии с Декретом он должен уплачиваться), то доплата единого налога в связи с последующим изменением Нацбанком курса евро к белорусскому рублю (по сроку уплаты) не производится.
Декретом определен исчерпывающий перечень случаев, при наступлении которых делается перерасчет единого налога. Это:
временная нетрудоспособность как самого предпринимателя, так и привлекаемых к реализации физических лиц (перерасчет осуществляется на основании выдаваемых уполномоченными органами документов или заверенных в установленном порядке их копий, подтверждающих нетрудоспособность. Не перерассчитывается налог на основании листка нетрудоспособности, выдаваемого для предоставления отпуска по беременности и родам, поскольку данный документ в таком случае не подтверждает временную нетрудоспособность);
утрата налогоплательщиком права пользования пунктами продажи, основными фондами, в том числе помещениями (зданиями), используемыми для своей деятельности (на основании заверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих утрату данного права);
неосуществления деятельности вследствие принятия государственными органами решений, препятствующих этому, за исключением случаев, когда такие решения вызваны неправомерной деятельностью самих предпринимателей (на основании заверенных в установленном порядке копий решений этих органов или иных документов);
неосуществления деятельности в результате чрезвычайных ситуаций.
временного неосуществления деятельности предпринимателем (продолжительностью не более 30 календарных дней в году) (на основании его заявления, подаваемого в налоговый орган).
Сумма налога, подлежащая возврату или зачету, определяется путем умножения причитающейся к уплате суммы на коэффициент 0,04 и на количество дней, в течение которых деятельность не осуществлялась по предусмотренным основаниям. Возврат или зачет налога производятся в размерах, не превышающих уплаченные суммы налога за соответствующий период деятельности.
Следует отметить, что налоговый орган вправе отказать в перерасчете налога при установлении в ходе проведения проверок фактов реализации товаров, работ (услуг) в период действия обстоятельств, являющихся основанием для перерасчета единого налога.

Наши рекомендации