Тема 3. государственный кредит
1. Сущность и значение гос кредита
2. Классификация займов
3. Управление гос долгом
4. Проблемы внутреннего гос долга
5. Проблемы внешней гос задолженности
1. сущность и значение гос кредита
Гос кредит – совокупность денежных отношений м/у гос-вом и населением , п/п-иями , банками , правительствами др. стран , при к-ых гос-во может выступать по отношению к перечисленным субъектам в роли заемщика , кредитора и гаранта. Гос кредит бывает внутренний и внешний. При внутреннем Гос кредите гос-во чаще всего выступает в роли заемщика. В роли кредитора при этом выступают юр и физ лица. Доходы от займов стали сегодня вторыми по значению после налогов источником доходов бюджета почти во всех странах мира. Займы очень близки по своей природе к налогам:
- Оба - источники формирования бюджета
- оба выполняют функцию перераспределения дохода физ и юр лиц в пользу гос-ва
- используются на общегосударственные нужды
Однако займы отличаются от налогов:
- налоги носят обязательный характер , займы в большинстве своем носят добровольный характер , за исключением принудительных займов
- налоги уходят в бюджет и возвращаются плательщикам в виде тех соц-эк-их услуг , к-ые предоставляет им гос-во. В некоторых случаях налоги носят безвозвратный характер. Займы всегда возвращаются кредиторами , и часто с %
- основная черта налога – является регулярным источником доходов гос бюджета. К займам гос-во прибегает т-ко тогда , когда не хватает текущих (налоговых) поступлений , т.е. период дефицита гос бюджета , т.о. займы – важнейший источник покрытия дефицита гос бюджета.
Наряду с гос кредитом существует и частный кредит (банковский). Гос кредит отличается от него следующими чертами :
- гос кредит берется для покрытия дефицита гос бюджета и используется не всегда на воспроизводственные цели , а чаще используется на содержание гос аппарата , на военные цели. Частный кредит всегда берется для воспроизводственных целей , отсюда вытекает второе отличие:
- источником погашения гос долга являются текущие налоговые поступления , а если их недостаточно , то могут выпускаться новые займы. Источником погашения частного кредита является дополнительная прибыль , получаемая от вложенных ср-в в производство
Общие черты гос и частного кредита:
- источником являются временно свободные денежные ср-ва п/п , населения , к-ые хранятся на счетах банков , кредитных организаций и др. финансовых институтов
- срочность , платность , возвратность
Регулярное использование займов как метода мобилизации дохода гос бюджета ведет к такому явлению , как гос долг.
· Гос-во может выступать и кредитором по отношению к гос органам и полугосударственным п/п-ям. При этом гос кредит преимущественно направляется в те отрасли , к-ые с точки зрения частного капитала нерентабельны , малодоходны (в России – с/х).
· Гос-во - как гарант. В этом случае гос-во берет на себя риск платежа или несвоевременности платежа основной суммы займа и % по нему. Обычно гос-во гарантирует гос займы.
В условиях экономических и политических потрясений гос-во может гарантировать так же экспортные кредиты , причем гос-во берет на себя и политический риск (неплатежи в случае революций и т.д.). Т.о. гос кредит выполняет 2 функции:
- фискальная (источник покрытия дефицита бюджета)
- регулирующая (в частности может регулировать размещение и темпы роста отдельных отраслей , регулирует рынок ссудных капиталов и источники воспроизводства)
2. классификация займов
Займы классифицируются по нескольким признакам:
- по праву эмиссии делятся на выпускаемые федеральным правительством , региональные и местные займы
- по месту размещения : внутренние (в национальной или иностранной валюте) и внешние (на иностранном денежном рынке в национальной или иностранной валюте)
- по доходности:
а) %-ые – владельцы облигаций %-го займа получают равными долями ежегодно твердый доход в установленной %-ой ставке
б) лотерейными – владельцы этих облигаций получают всю сумму дохода в момент погашения облигации , при этом доход выплачивается т-ко по выигрышным облигациям , одновременно с погашением д-да погашается номинальная цена облигации
в) %-выигрышные – часть д-да выплачивается по купонам , а др. часть – в виде выигрыша
г) беспроигрышные – гарантируется , что в течении срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию
д) беспроцентный – не предусматривает выплату дохода держателям облигаций , но гарантируют получение соответствующего товара , на к-ый полностью не удовлетворен спрос
- по срокам погашения:
а) краткосрочные – до года
б) среднесрочные – от 1 до 5 лет
в) долгосрочные – от 5 до 30 лет
- по методам размещения :
а) добровольные
б) принудительные – используются при войне и др. чрезвычайных ситуациях
- по признаку держателей облигаций :
а) реализуемые среди населения
б) реализуемые среди юр. лиц
в) универсальные
Облигация – государственное долговое обязательство , дающее право владельцу облигации по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и % по нему.
Облигации классифицируются по следующим признакам :
а) по виду эмитента – выпускаемые федеральным правительством , муниципальные , облигации субъектов РФ и выпускаемые гос учреждениями
б) по форме обращаемости – рыночные – к-ые после первичного размещения м.б. свободно проданными ; нерыночные – обязательный возврат эмитенту через определенный срок
в) по срокам обращения так же как и займы
г) по доходности так же как и займы
3. управление гос долгом
Управление гос долгом – совокупность мероприятий , проводимых гос-вом и направленных на выпуск , размещение гос займов , погашение гос долга и реструктуризацию гос долга. В соответствии с БК , гл.14 , гос долг РФ – это долговые обязательства РФ перед физ и юр лицами , иностранными гос-вами , м/нар органами и др. субъектами м/нар права. Гос долг обеспечивается всей находящейся федеральной собственностью , имуществом и гос казной.
Долговые обязательства РФ могут находиться (существовать) в следующих формах :
1. кредитных соглашений и договоров , заключенных от имени РФ с кредитными органами , иностранными государствами и муниципальными финансово-кредитными органами
2. государственных ц/б , выпускаемых от имени РФ
3. договоров о предоставлении гос-вом гарантий по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами
4. переоформление долговых обязательств третьих лиц в гос долг РФ
5. соглашений и договоров , в т.ч. и м/нар-ых , заключенных от имени РФ о реструктуризации долговых обязательств прошлых лет
Гос долг субъектов РФ : совокупность долговых обязательств субъектов РФ и обеспечивается он всеми находящимися в собственности субъектов РФ видами имущества. Долговые обязательства субъектов РФ существуют в тех же формах , что и долговые обязательства РФ. Существует так же понятие муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципального образования , и обеспечивается всем имуществом , составляющим муниципальную казну. Формы долговых обязательств те же , что и у РФ и субъектов , кроме п.5 (соглашений и договоров , в т.ч. и м/нар-ых , заключенных от имени РФ о реструктуризации долговых обязательств прошлых лет). Управление гос долгом осуществляется правительством РФ , органами исполнительной власти субъектов РФ , уполномоченными формами местного самоуправления (в зависимости от гос долга). РФ, субъекты РФ и муниципальные образования не несут ответственности по долговым обязательствам друг друга , если указанные обязательства не были гарантированы ими. Предельный объем гос внутреннего долга и гос внешнего долга , предел внешних заимствований РФ на очередной финансовый год утверждается федеральным законом «о бюджете». При этом предельный объем гос внешних заимствований РФ не д.б. больше годового объема платежей по обслуживанию и погашению гос внутреннего долга РФ.
Законом субъектов РФ «о бюджете» правовым актом органов самоуправления на очередной финансовый год устанавливается верхний предел долга субъекта РФ и муниципального долга. При этом предельный объем гос долга субъекта РФ и муниципального долга не д.б. больше объема дохода соответствующего бюджета.
Эмиссия гос и муниципальных ц/б :решение об эмиссии гос ц/б субъектов РФ или муниципальных образований принимаются соответственно правительством РФ , органами исполнительной власти и ОМС (органы местного самоуправления). Эмиссия гос ц/б , ц/б субъектов и муниципальных ц/б подлежит регистрации в Минфине.
Обслуживание гос долга : затраты по размещению , выплате долгов и погашению их в РФ осуществляется соответственно за счет ср-в федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.