Нетарифные методы регулирования
Отечественные коммерсанты, начинающие осуществлять внешнеторговую деятельность, должны хорошо представлять, что в современных условиях широко применяются различные нетарифные методы регулирования внешней торговли. Рассмотрим кратко некоторые из них.
Антидемпинговые процедуры направлены против продавцов, экспортирующих товары по ценам ниже стоимости их производства в стране вывоза.
Обычно антидемпинговые процедуры инициируются мощными компаниями страны импортера, которые считают, что ввозимые по пониженным ценам товары из другой страны мешают сбыту их продукции, от чего они несут и финансовые, и моральные убытки. Такие претензии рассматривают в одних странах специальные антидемпинговые трибуналы, в других — гражданские суды.
И обвиняемый в демпинге, и обвиняющая сторона должны представить свои доказательства и умело провести процесс. Во времена плановой экономики антидемпинговые трибуналы, включая Европейскую комиссию, исходили из того, что советское государство дотировало производство, и часто выносили решения о виновности советских поставщиков в демпинге.
Например, при поставках советских гидроагрегатов для четырех крупных электростанций в Канаду на рубеже 80—90-х гг. оттавский антидемпинговый трибунал под давлением гигантской американской компании «Дженерал электрик» и ее канадского филиала «Доминион инжиниринг» обвинили советское внешнеторговое объединение «Энергомашэкспорт» в демпинге при поставке гидроагрегатов для электростанции Джен Пег несмотря на то, что контракт был подписан в результате выигрыша тендера на международных торгах, по условиям которых заказ получает фирма, предложившая самую низкую цену. Единственным аргументом трибунала был тот факт, что гидроагрегаты поставлялись из страны с плановой, экономикой.
Вынося справедливые или несправедливые решения о демпинге, трибуналы определяют так называемую справедливую цену и устанавливают антидемпинговую пошлину, которую удерживают с поставщика. Если поставщик слишком занизил свою цену и нанес большой ущерб национальным производителям импортирующей страны или вновь экспортировал свою продукцию по демпинговым ценам, то трибунал может принять решение о наложении на поставщика антидемпингового штрафа, значительно превышающего величину антидемпинговой пошлины и часто носящего разорительный характер. Более того, трибунал может рекомендовать правительству импортирующей страны ввести количественные ограничения или запрет на импорт аналогичных товаров из страны провинившегося поставщика.
В случае с поставками гидроагрегатов для электростанций в Канаду была установлена антидемпинговая пошлина в размере 15% от импортной цены. Однако опытным работникам советского внешнеторгового объединения удалось заставить канадского заказчика компенсировать объединению эти потери.
Во второй половине 90-х гг. российские экспортеры часто подвергаются обвинениям в демпинге своей продукции на западные рынки. Это объясняется двумя основными причинами.
Во-первых, цены естественных монополий на энергоносители и транспортные тарифы делают энерго- и материалоемкую российскую продукцию дороже аналогичной продукции на мировом рынке, что дает основание западным фирмам обвинять нас в демпинге.
Во-вторых, низкая коммерческая и юридическая квалификация большинства экспортеров не дает им шансов защитить себя от подобных обвинений.
Пример этому — признание осенью 1997 г. российских поставщиков виновными в демпинге бесшовных стальных труб на западноевропейский рынок, в результате чего отечественные предприятия облагаются антидемпинговой пошлиной в размере 35%, что практически закрыло для них европейский рынок труб на 5 лет. АО «Турбопром» не пригласило опытных консультантов, не разработало тактику защиты, не заполнило вовремя опросные листы КЭС, чем поставило всю отрасль в тяжелейшее положение.
Из этого опыта соответствующий вывод должны сделать все российские коммерсанты: с мировым рынком шутки плохи! Разработка принципов защиты от обвинений в демпинге должна заранее готовиться, если сбыт продукции возможен только по экспортным ценам ниже цен рынка импортирующей страны.
Правовая основа антидемпинговых процедур заложена в статье VI, или так называемом антидемпинговом кодексе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое образовало в 1994 г. Всемирную торговую организацию (ВТО). В уставе ВТО статья об антидемпинге разработана более детально, в ней. определены критерии нанесения факта ущерба и даны рекомендации по расчету разницы демпинговых и нормальных цен.
На основе антидемпинговых положений ВТО Европейский союз регламентировал все вопросы антидемпинговой процедуры по отношению к поставщикам из стран, не являющихся членами ЕС. По этому регламенту ведение антидемпинговых процедур контролируется Комиссией ЕС, которая определяет достаточность причин для возбуждения процедуры, решает вопрос о ее возбуждении, может вводить до проведения разбирательства временные антидемпинговые пошлины, принимать во внимание обязательства иностранных экспортеров исправить положение и прекращать разбирательства. Представители стран — членов ЕС участвуют в антидемпинговых разбирательствах в составе Антидемпингового комитета. В тех случаях когда экспортеры не согласны с решением Антидемпингового комитета, они имеют право обратиться в Суд Европейского союза.
Поэтому в случае обвинения российской организации в демпинге следует немедленно обратиться к российской или иностранной консультационной фирме, а также самостоятельно изучить антидемпинговые процедуры ВТО и, в случае поставок в Европу, процедуры ЕС. Эта рекомендация тем более актуальна, поскольку Россия стремится быть принятой в члены ВТО и войти в ЕС.
Ценовые преференции. Ценовые преференции также применяются для защиты интересов местных производителей товаров от импорта аналогичной продукции из других стран. Для этого под давлением национальных производителей устанавливается, что определенный товар (работы, услуги) могут быть закуплены у зарубежных поставщиков аналогичного товара, если их цены окажутся ниже цен национальных фирм, например на 5%. Чаще подобная процедура применяется при закупках крупных партий товара или уникальных комплектов оборудования через международные торги*.
* Порядок проведения международных торгов изложен в гл. 13 учебника.
В 70-х гг. советское внешнеторговое объединение «Энергомашэкспорт» по техническим показателям и коммерческим условиям заняло первое место в торгах на поставку в США мощных гидроагрегатов для крупнейшей американской гидростанции Гренд Кули, опередив по всем показателям предложения энергетических гигантов США, в том числе предложив цены на 4% ниже американских. Американское правительство не могло допустить такого прорыва советской техники на их рынок и под давлением американских монополий до окончательного решения тендерного комитета о передаче заказа ВО Энергомашэкспорт приняло Закон о введении ценовой преференции в пользу американских поставщиков в размере 6%, грубо устранив со своего рынка советских конкурентов.
Этот пример показывает, что ценовые преференции могут вводиться как защитная мера не только развивающимися государствами, но и богатейшими странами мира.
Количественные ограничения. Большинство стран в период развития или восстановления своих экономических потенциалов вводят долгосрочные или краткосрочные меры по количественному регулированию импорта и экспорта определенных видов товаров, устанавливая для них соответствующие квоты в абсолютных цифрах или в процентном отношении к объемам собственного производства. Одновременно с установлением квот правительство назначает один из своих органов ответственным за выдачу лицензий, т.е. разрешений той или иной компании осуществить экспорт или импорт определенного количества своей продукции.
Экспортные квоты устанавливаются в основном по трем причинам:
• с целью приоритетного удовлетворения данным видом товара своего рынка, во избежание роста цен;
• в соответствии с подписанными правительством международными компенсационными или картельными соглашениями, целью которых является регулирование цен на мировом рынке (например, на кофе, какао, нефть и др.);
• в соответствии с заключенными правительством двусторонними соглашениями с другими странами о добровольном ограничении экспорта товаров (например, соглашения США и Японии о добровольном ограничении экспорта автомобилей, электронной техники и т.д.).
Импортные квоты устанавливаются прежде всего для защиты отечественного рынка от агрессивной экспортной политики более развитых стран. Например, Турция и Греция ограничивали ввоз в свои страны дизелей, дизель-генераторов, электродвигателей и т.д. чтобы дать возможность укрепиться на рынке отечественным производителям. В то же время не вводилось никаких количественных ограничений на ввоз этого оборудования в разобранном виде на принципах прогрессивной сборки, т.е. с постепенным освоением выпуска узлов и деталей собственной промышленностью.
Весьма часто страны, проводящие у себя международные ярмарки, увеличивают квоты на импорт товаров, с одной стороны, привлекая большее число иностранных участников, с другой — позволяя отечественным фирмам закупать лучшие образцы товаров, с тем чтобы содействовать ускорению технического прогресса национальной промышленности.
Экспортные и импортные квоты обычно распределяются пропорционально объемам заявок национальных поставщиков и потребителей продукции. Однако если правительство хочет повысить эффективность экспортных и импортных операций, оно осуществляет распределение квот путем проведения конкурсов и аукционов, в результате которых отбираются наиболее выгодные -предложения поставщиков и потребителей.
В целях реализации Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» Правительство РФ приняло 31 октября 1996 г. постановление «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации».
Государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов товаров или товарных групп вводится обычно для повышения эффективности торговли, более четкого контроля получения выручки и расходования валютных средств, регулирования объемов торговли с учетом интересов реструктуризации отечественной промышленности, уменьшения числа посредников, претендующих на часть валютной выручки или необоснованно вздувающих импортные цены, снижения коррумпированности торговли.
Те же задачи решает монополизация внутренней торговли, например спиртом и водочными изделиями. К сожалению, российское Правительство не понимает, что без строгой монополизации импорта этих товаров борьба за монополизацию в сфере сбыта не имеет перспектив.
Приобретение товаров от резидентов. При размещении крупных заказов не редко сами покупатели ставят условие, чтобы поставщиками товаров были только резиденты их страны. Чтобы избежать этого барьера, иностранные поставщики вынуждены создавать в стране покупателя дочерние фирмы и продавать товары через них. Это позволяет покупателям при рассмотрении разногласий применять право своей страны.
Экспортеры товаров также должны знать о существовании политических барьеров (например, КОКОМ), ограничивающих возможности торговли.
КОКОМ закончил свое существование 31 марта 1994 г., поскольку после окончания «холодной войны» потребность в нем логически отпала. Вместо него в декабре того же года была создана новая международная организация »Новый форум» с центром в Вене. Первоначально в число ее членов входили 28 стран, в том числе Венгрия, Польша, Словакия и Россия.
Согласно разработанным принципам эта организация не будет составлять черный список стран, для которых устанавливаются экспортные и импортные ограничения. Вместо этого планируется вести «мониторинг поведения» стран, чтобы можно было своевременно обсудить необходимость ограничений, если торговля определенным товаром создает угрозу безопасности соседям по региону. Под потенциально опасными подразумевают такие страны, как Иран, Ирак, Ливия, Северная Корея.
Несмотря на отмены списков КОКОМ, некоторые страны, и в первую очередь США, придерживаются старых порядков. Например, они запрещают своим компаниям продавать в Россию современное компьютерное и телекоммуникационное оборудование.
Обычно политические барьеры в торговле эффективны, когда в их создании участвует достаточно много стран, объединенных идеей ООН или одной из крупнейших держав мира. Многим памятна политическая и экономическая блокада ЮАР, когда в ней проводилась политика апартеида. В 90-х гг. Со стороны США продолжается экономическая блокада Кубы, причем Конгрессом принят Закон об экономических санкциях со стороны Соединенных Штатов Америки к компаниям, ведущим с Кубой коммерческие операции. США только дискредитировали себя, приняв закон в отношении фирм других стран, которые не хотят признавать диктата США. Под эгидой ООН действует экономическая блокада Ирака и Ливии как центров международного терроризма, США пытается склонить ООН к осуждению строительства Россией атомной электростанции в Иране.
Возможно использование и технических барьеров, например установление дополнительных требований к импортируемым товарам, что является способом защиты внутреннего рынка от конкуренции.
Однако дополнительные требования к иностранным товарам нередко связаны с объективным желанием защитить своих потребителей от некачественной продукции. Чаще всего это относится к продуктам питания, детским товарам и лекарственным препаратам. В этом плане вполне оправданна политика российского правительства, требующего дополнительных проверок качества импортируемой продукции, особенно продуктов питания.
Валютный контроль
Особое место в системе мер государственного регулирования занимает валютный контроль.
Основными задачами валютного контроля являются следующие:
• контроль за поступлением валютной выручки за экспортированные товары;
• контроль за проведением обязательной продажи 50% валютной выручки экспортерами;
• контроль за поступлением товаров в Российскую Федерацию по импортным операциям;
• контроль за поступлением товаров в Российскую Федерацию по бартерным контрактам.
Органами валютного регулирования в России являются ЦБ РФ, ГТК РФ, Государственная налоговая служба и Комиссия по валютному и экспортному контролю.
Первичными документами валютного контроля являются должным образом оформленные экспортные или импортные контракты. Они должны содержать, как минимум, следующие реквизиты:
• определение сторон контракта с указанием их юридических адресов;
• описание товара с указанием его технических характеристик и количества;
• указание цены единицы товара, характера и способа установления цены и общей суммы контракта;
• указание сроков поставок;
• обязательство покупателя принять и оплатить товар;
• указание сроков платежа, валюты платежа и способа платежа с перечислением документов, против которых осуществляется платеж;
• указание названий банков и номеров счетов плательщиков и получателей, а также реквизитов банков-корреспондентов, через которые должен осуществляться платеж;
• вид гарантии платежа за поставленный товар или поставки товара против платежа;
• обязательства партнеров по возврату авансов в случае непоставки товаров;
• ответственность сторон и штрафные санкций за невыполнение обязательств;
• указание страны, в суде которой будут рассматриваться возникшие споры.
Контракт должен быть составлен на русском языке или иметь нотариально заверенный перевод на русский язык. Контракт должен иметь номер, на нем должны быть указаны место и дата подписания, а также иметься подписи лиц, уполномоченных на совершение сделок*.
* Для правильного понимания и выполнения всех требований к оформлению контрактов купли-продажи следует изучить разд. I и II учебника, а контрактов подряда — разд. III.
Сроки платежа за поставленные товары и сроки поставки товаров после осуществления предусмотренных контрактом платежей не могут превышать 180 дней. Сделки, предусматривающие оплату поставленного товара или поставку закупленного товара в сроки, превышающие 180 дней, могут осуществляться только при наличии лицензии Банка России на ведение операций, связанных с движением капитала.
Вторичными документами валютного контроля являются паспорта сделок, учетные карточки и карточки платежа.
По каждому экспортному или импортному контракту оформляется паспорт сделки (ПСэ или ПСи), подписываемый банком, в котором открыт валютный счет экспортера или импортера, и который будет осуществлять расчеты по контрактам. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах по установленной стандартной форме и в соответствии с установленным порядком.
После заполнения паспорта сделки экспортер или импортер представляют его в свой банк с приложением оригинала или заверенной копии контракта. Банк проверяет достоверность представленных документов, в том числе подписей, подписывает паспорт сделки, оставляет один экземпляр себе, а другой передает клиенту. Тем самым банк принимает на себя обязательство по контролю за исполнением сделки.
Если в ходе исполнения контракта в него вносятся какие-либо изменения, экспортер или импортер должны предоставить банку оригиналы или заверенные копии изменений или дополнений и оформить новый паспорт сделки.
При предъявлении товаров к таможенному досмотру декларант передает таможне оригинал контракта или его заверенную копию, заполненную грузовую таможенную декларацию (ГТД), заверенную ксерокопию оригинала паспорта сделки. Таможенные органы проверяют подлинность документов и соответствие их действующим требованиям. После завершения таможенного оформления ксерокопия ГТД с печатью передается декларанту, который пересылает ее в банк.
Дополнительно при экспортных и импортных операциях оформляются учетная карточка и карточка платежа. Учетные карточки составляются в ГТК РФ по каждому коду товара в каждой грузовой таможенной декларации. Они пересылаются ГТК в банк экспортера или импортера с целью идентификации товаров, выпущенных с территории РФ или поступивших на ее территорию, и соответствующих платежей. Карточки платежа оформляются для учета и контроля осуществления платежей по контрактам.
Заверенные таможенными инспекторами копии грузовых таможенных деклараций должны передаваться в банк в течение 10 дней с даты выпуска экспортного товара с таможенной территории РФ и в течение 30 дней с даты пропуска товара на таможенную территорию РФ.
Если экспортер по каким-либо причинам не обеспечит поступление валютной выручки в Россию, то против него будут применены финансовые санкции и может быть поставлен вопрос об уголовной ответственности. Если по каким-либо причинам импортер не может представить в банк ГТД, подтверждающую полное поступление товара в Российскую Федерацию, с него в бесспорном порядке взыскивается стоимость неполученного товара и на него налагаются серьезные финансовые санкции.
Если сами банки допустили ошибки в учете и контроле за валютными операциями, связанными с экспортом и импортом товаров, на них также налагаются финансовые санкции. За свою работу, связанную с осуществлением валютного контроля за экспортными и импортными операциями, банки имеют право взыскивать комиссионное вознаграждение в размере не более 0,15% суммы контракта, указанной в паспорте сделки.
Так же как и для экспортных и импортных операций, для бартерных операций оформляется паспорт сделки, но не в банке, а в управлении уполномоченного Министерства промышленности и торговли (Минпромторга) России в регионе, если сумма договора не превышает в эквиваленте 1 млн долл. США, а при превышении этой суммы — в управлении уполномоченного Минпромторга России по Центральному району.
Первичным документом для получения паспорта бартерной сделки является двусторонний договор мены, который должен содержать те же реквизиты, что и экспортно-импортные контракты. Договор должен содержать данные о количестве, качестве, цене единицы и общей стоимости обмениваемого товара при определенных базисных условиях поставки.
Для оформления паспорта сделки в управление уполномоченного Министерства экономики и торговли направляется заявление с приложением следующих документов:
• двух экземпляров паспортов сделки, составленных, подписанных и заверенных в соответствии с инструкциями;
• оригинала бартерного договора и изменений к нему с удостоверенными копиями, которые остаются в управлении Министерства промышленности и торговли;
• удостоверенной копии документа о государственной регистрации российского юридического лица;
• копии учредительных документов российского юридического лица;
• копии документа, подтверждающего учет российского лица органами государственной статистики;
• копии международного договора РФ, если бартерный контракт заключается во исполнение этого договора;
• заверенного перевода на русский язык бартерного договора, составленного на иностранном языке.
Уполномоченный Министерства промышленности и торговли обязан в течение не более 21 дня проверить правильность и достаточность представленных документов и выдать заявителю паспорт сделки. За оформление и переоформление паспортов взимается установленная плата.
При таможенном оформлении первой партии товара таможенному органу представляется оригинал паспорта сделки и его заверенная копия. При таможенном оформлении последующих партий товара таможенному органу предоставляется только заверенная копия паспорта сделки. При этом в случае внесения изменений в бартерный контракт заявитель должен переоформить паспорт сделки.
В случае изменения условий договора, предусматривающих расчеты в денежных или иных финансовых документах, российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме эквивалентной экспортной стоимости, вывезенных из Российской Федерации товаров на свои счета в уполномоченных банках с соблюдением требований законодательства о валютном контроле, причем не более чем через 180 дней после таможенного оформления поставок из Российской Федерации. Превышение указанных сроков либо использование любой другой формы выполнения иностранным партнером своих обязательств вместо ввоза в Россию товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности возможно только по специальному разрешению. При экспорте работ и услуг по бартерным контрактам российский экспортер должен оформить паспорт сделки с указанием всех обязательств. Одной из особенностей таких сделок является обязанность российских лиц представить в органы валютного контроля в течение 15 дней с момента вывоза работ, услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности документы иностранного импортера, подтверждающие получение или выполнение указанных работ и услуг.
В случае любых нарушений установленного режима валютного контроля таможенные органы возбуждают дело о нарушении правил в отношении российских участников внешнеэкономической деятельности. Наказанием за нарушения может являться наложение штрафов в размере от 100 до 200% стоимости товаров и транспортных средств с их конфискацией или без таковой, с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств или без такового, с отзывом лицензии или квалификационного аттестата.
Список рекомендуемой литературы к разделу VII
1. Богуславский М. М., Орлов Л. Н. Законодательство России о совместных предприятиях. — М.: Издательство БЕК, 1993.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1990.
3. Кретов И. И. Маркетинг на предприятии — М.: Финстатинформ, 1994.
4. Нессонов Г. Г. Управление персоналом коммерческой организации. Учебное пособие. - М.: ВКШ, 1997.
5. Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: Учебник/ Под ред. С. И. Долгова и И. И. Кретова. — М.: Издательство БЕК, 1997.
6. Синецкий Б. И. Внешнеэкономические операции: организация и техника. — М.: Международные отношения, 1989.
7. Якока Л. Карьера менеджера. — М.: Прогресс, 1990.
Заключение
Учебник написан с учетом условий, действовавших на внутрироссийском и внешнем рынках в конце 1997 г. Поскольку в период его написания не было ясных перспектив экономических реформ, в учебнике изложены положения и даны рекомендации, которые будут актуальны на достаточно длительный период при любом направлении динамики экономических преобразований. Хочется верить, что Россия в ближайшие годы начнет выходить из кризисной стагнации экономики. В любом случае в ближайшие годы потребуется укрепление нормативно-правовой базы, включая совершенствование налогового законодательства, создание системы коммерческих судов с мощной структурой судебных исполнителей, повышение эффективности таможенных служб и органов валютного контроля. Учитывая эту перспективу, в учебнике изложены основные принципы подхода к решению этих проблем, которые, очевидно, останутся в силе при изменении нормативных показателей, а также деталей проработки и оформления коммерческих документов. Поэтому в учебнике не приведены формы действующих документов и методики их заполнения. Более того, в нем практически не содержится так называемых типовых договоров, соглашений, поручений и т. д., поскольку, как показывает практика, их использование, в силу многообразия конкретных условий применения, — это прямой путь к грубым коммерческим ошибкам. Лучше при их составлении осознанно ориентироваться на содержащиеся в учебнике положения и рекомендации.
К сожалению, на момент написания учебника не были приняты ни Налоговый кодекс (в полном объеме), ни законы об аренде и лизинговой деятельности, ни закон об инвестициях, как и много других нормативных актов. Если их принятие повлечет необходимость корректировки учебника, то это будет сделано при последующем его издании.
Сведения об авторе
Синецкий Борис Иванович — известный специалист в области коммерческой работы, имеющий более чем 30-летний практический опыт, доктор экономических наук, профессор. Является автором всесоюзного учебника для высших учебных заведений экономического профиля «Внешнеэкономические операции: организация и техника», а также соавтором нескольких учебников по основам внешнеэкономических знаний. В 1962 году окончил Всесоюзную Академию внешней торговли (ВАВТ), прошел путь от старшего инженера до вице-президента одного из крупнейших внешнеторговых объединений. Преподает в Высшей коммерческой школе, ведет консультационную деятельность.
Содержание
Предисловие.................................................................................................................................................................................................................. 3
Введение. Сущность и содержание коммерческой деятельности............................................................................................................ 4
РАЗДЕЛ I. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ КОНТРАКТОВ КУПЛИ-ПРОДАЖИ...................................................................... 4
Глава 1. Нормативная база контрактов купли-продажи............................................................................................................................ 6
1. Общие положения................................................................................................................................................................................................ 7
Контрольные вопросы по теме 1.......................................................................................................................................................................... 8
2. Базисные условия поставок.............................................................................................................................................................................. 8
Контрольные вопросы по теме 2....................................................................................................................................................................... 10
Глава 2. Структура и содержание контрактов.............................................................................................................................................. 10
1. Определение сторон.......................................................................................................................................................................................... 11
2. Предмет контракта............................................................................................................................................................................................ 11
Контрольные вопросы по темам 1—2.............................................................................................................................................................. 12
3. Цена и общая сумма контракта..................................................................................................................................................................... 12
3.1. Виды цен....................................................................................................................................................................................................... 12
3.2. Определение уровня цен.......................................................................................................................................................................... 14
3.3. Приведение цен........................................................................................................................................................................................... 15
Контрольные вопросы по теме 3....................................................................................................................................................................... 18
4. Сроки поставки товаров.................................................................................................................................................................................. 18
Контрольные вопросы по теме 4....................................................................................................................................................................... 20
5. Условия платежей.............................................................................................................................................................................................. 20
6. Упаковка и маркировка.................................................................................................................................................................................... 21
6.1. Упаковка....................................................................................................................................................................................................... 21
6.2. Маркировка................................................................................................................................................................................................. 21
7. Извещения о ходе исполнения обязательств.............................................................................................................................................. 22
8. Переход права собственности и рисков...................................................................................................................................................... 23
9. Качество и гарантии качества товара......................................................................................................................................................... 24
Контрольные вопросы по темам 5—9.............................................................................................................................................................. 24
10. Проверка качества.......................................................................................................................................................................................... 25
10.1. Обычные проверки.................................................................................................................................................................................. 25
10.2. Специальные проверки.......................................................................................................................................................................... 26
Контрольные вопросы по теме 10..................................................................................................................................................................... 27
11. Претензии........................................................................................................................................................................................................... 27
11.1. Претензии к продавцам.......................................................................................................................................................................... 28
11.2. Защита интересов покупателей от просрочек в поставках товаров........................................................................................ 28
11.3. Предъявление и решение претензий по срокам поставок товаров............................................................................................ 29
11.4. Защита интересов покупателя от поставок товаров ненадлежащего качества................................................................... 30
11.5. Предъявление и решение претензий при поставке товаров ненадлежащего качества....................................................... 30
11.6. Защита интересов продавца................................................................................................................................................................ 31
11.7. Защита сторон от нарушения платежных обязательств............................................................................................................. 32
12. Защита покупателя от претензий третьих лиц....................................................................................................................................... 33
Контрольные вопросы по темам 11—12......................................................................................................................................................... 33
13. Возмещение убытков, взыскание неустоек.............................................................................................................................................. 33
Контрольные вопросы по теме 13..................................................................................................................................................................... 35
14. Транспортное страхование.......................................................................................................................................................................... 35
Контрольные вопросы по теме 14..................................................................................................................................................................... 37
15. Форс-мажорные обстоятельства................................................................................................................................................................. 37
16. Уплата пошлин, налогообложение сторон.............................................................................................................................................. 38
17. Изменение и расторжение контракта........................................................................................................................................................ 38
Контрольные вопросы по темам 15—17......................................................................................................................................................... 39
18. Арбитражные разбирательства споров.................................................................................................................................................... 39
Контрольные вопросы по теме 18..................................................................................................................................................................... 41
19. Реквизиты контрактов.................................................................................................................................................................................... 41
Список рекомендуемой литературы к разделу I........................................................................................................................................... 42
Приложение I.1. Таблица условий «Инкотермс-90».................................................................................................................................... 42
Приложение 1.2. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи. Вена, 1980 г..................................................... 44
Приложение 1.3. Один из возможных вариантов контракта международной купли-продажи на русском и английском языках..................................................................................................................................................................................................................................... 61
РАЗДЕЛ II. ВЗАИМНЫЕ РАСЧЕТЫ ПО ДОГОВОРАМ........................................................................................................................... 69
Глава 3. Организация расчетов в коммерческой деятельности............................................................................................................. 69
1. Расчеты в Российской Федерации................................................................................................................................................................. 70
2. Расчеты с зарубежными партнерами........................................................................................................................................................... 71
Контрольные вопросы по темам 1—2.............................................................................................................................................................. 73
Глава 4. Формы и методы коммерческих расчетов..................................................................................................................................... 73
1. Принципы осуществления платежей............................................................................................................................................................ 73
2. Расчеты банковскими переводами................................................................................................................................................................ 74
2.1. Общие принципы расчетов..................................................................................................................................................................... 74
2.2. Вариант с авансовым платежом........................................................................................................................................................... 75
2.3. Вариант платежа против поставки товара........................................................................................................................................ 76