Состояние бюджета: дефицит, профицит
Бюджетное регулирование – это процесс распределения доходов и перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов.
Целю бюд. регулирования – поддержание и обеспечение стабильности экономики, структурных сдвигов, решение стратегических задач функционирования и развития общества.
Превышение расходов над доходами – дефицит бюджета:
1. структурный (дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета)
2. циклический (последствия колебаний экономической активности в финансовый период)
В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюд. используются:
- повышение эффективности работы отраслей экономики
- диверсификация направлений гос. инвестиций
- привлечение иностранного капитала в реальный сектор экономики
- разработка и реализация эффективных мероприятий в фин.-экономической сфере, которые содействуют росту доходов и снижению расходов бюджета.
Профицит – доходы превышают расходы.
Профицит республиканского бюджета может использоваться для погашения основного долга, а профицит местных бюджетов – для погашения местных долгов.
Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетное устройство характеризует организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Для выполнения своих функций бюджет имеет разветвленную сеть структурных подразделений, которые обеспечивают аккумулирование денежных средств и финансирование определенных направлений на различных региональных уровнях и представляют бюджетную систему.
Бюджетная система – совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
Бюджетная система состоит из 2 уровней:
1. республиканский бюджет
2. местные бюджеты
Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет РБ.
Основные принципы бюджетной системы:
1. принцип единства
2. полноты отражения
3. сбалансированности
4. гласности
5. самостоятельности
6. достоверности
7. целевого назначения
8. ответственности
Бюджетный процесс
Это регламентируемая нормами законодательства РБ деятельность исполнительных и законодательных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Бюджетный процесс включает в себя стадии:
1. составление проектов бюджета на очередной год
2. рассмотрение и утверждение бюджета страны и бюджетов местных органов власти
3. исполнение бюджетов (республиканского и местных); 4.составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение
Указанные стадии осуществляются в течение бюджетного периода, т.е. срока, в течение которого действует утвержденный бюджет. Различают также счетный период (бюджетный период, бюджетный год) и льготный период после его окончания (один месяц), в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый год. Деятельность государства в течение срока от начала составления гос. бюджета до утверждения отчета об его исполнении – это бюджетный цикл. Разработка проекта республиканского бюджета осуществляется правительством РБ не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного фин. периода. Непосредственное составление бюджета производится министерством финансов. Исполнение бюджета – это комплекс мероприятий, направленных на полное и своевременное поступление доходов в бюджет, а также их расходование в соответствии с утвержденными бюджетными направлениями.
Бюджетная классификация
Форма бюджета определяется бюджетной классификацией.
Бюджетная классификация – систематизированная группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, гос. целевых бюджетных и внебюджетных фондов, основанная на их экономической характеристике и обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджета.
Состав бюджетной классификации:
1. классификация доходов бюджета
2. функциональная классификация расходов бюджета (является группировкой расходов и отражает направления средств бюджета на выполнение функций государства)
3. программная классификация расходов бюджета (по определенным программам и подпрограммам)
4. экономическая классификация расходов бюджета (группируются расходы бюджета по их экономическому содержанию)
5. ведомственная (отражает распределение бюджетных назначений по средствам местных бюджетов)
6. классификация финансирования дефицита бюджета (группируются средства по источникам финансирования, привлекаемым для покрытия дефицита бюджета, исходя из их видов и форм долговых обязательств)
7. классификация видов гос. долга РБ (группировка внешних гос. займов и внутренних гос. займов, исходя из видов кредиторов и форм долговых обязательств)