Статья 133. Счета должника в ходе конкурсного производства
[Закон "О банкротстве"] [Глава VII] [Статья 133]
1. Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При наличии у третьих лиц задолженности перед должником, выраженной в иностранной валюте, конкурсный управляющий вправе открыть или использовать счет должника в иностранной валюте в порядке, установленном федеральным законом.
Другие известные на момент открытия конкурсного производства, а также обнаруженные в ходе конкурсного производства счета должника в кредитных организациях, за исключением счетов, открытых для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, специальных брокерских счетов профессионального участника рынка ценных бумаг, специальных депозитарных счетов, клиринговых счетов и залоговых счетов, подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.
В случае неисполнения банком или иной кредитной организацией условий договора банковского счета в связи с отзывом у данной организации лицензии на осуществление банковской деятельности конкурсный управляющий вправе совершить уступку прав требования денежных средств с банковского счета в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Федерального закона.
2. На основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства.
С основного счета должника осуществляются выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном статьей 134 настоящего Федерального закона.
3. Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов (комитету кредиторов) по требованию, но не чаще чем один раз в месяц.
4. В случае, если должник осуществлял в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах" эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, конкурсный управляющий обязан открыть отдельный счет в банке или иной кредитной организации для зачисления на него денежных средств, составляющих ипотечное покрытие и поступающих в ходе конкурсного производства во исполнение обязательств, права требования по которым составляют ипотечное покрытие, а также открыть специальный ипотечный счет для зачисления на него денежных средств, поступающих в ходе реализации ипотечного покрытия.
В случае, если должник осуществлял несколько эмиссий облигаций с различным ипотечным покрытием, специальный ипотечный счет открывается для каждого ипотечного покрытия.
Со специального ипотечного счета осуществляются выплаты кредиторам - владельцам облигаций с соответствующим ипотечным покрытием, а также оплата текущих обязательств, связанных с реализацией ипотечного покрытия.
5. Положения настоящей статьи не распространяются на специальные счета в целях формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в частности при наличии непогашенной задолженности по займу и (или) кредиту, полученным на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, до полного исполнения перед кредитором обязательств по займу и (или) кредиту, полученным на проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме.
28. Мировое соглашение в деле о банкротстве: понятие порядок и условия заключения и утверждения.
Ст.150-167
Процедура мирового соглашения регулируется ст. 150 – 167 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ). В соответствии со ст. 2 ФЗ мировое соглашение – это процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Согласно ст. 150 ФЗ на любой стадии рассмотрения судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение (далее – соглашение). Решение о его заключении со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Указанное решение со стороны должника принимается должником - гражданином или руководителем должника - юридического лица, исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим. Допускается участие в соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные соглашением.
Соглашение утверждается арбитражным судом. Суд выносит определение о его утверждении, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. Если соглашение заключается в ходе конкурсного производства, в определении о его утверждении указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению. Соглашение вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также для третьих лиц, участвующих в соглашении, с даты его утверждения и является обязательным для них. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу соглашения не допускается.
Особенности заключения соглашения в ходе наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства регулируются ст. 151, 152, 153, 154 ФЗ соответственно.
Соглашение заключается в письменной форме. Со стороны должника оно подписывается лицом, принявшим решение о его заключении. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов оно подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным собранием кредиторов на совершение данного действия лицом. Если в соглашении участвуют третьи лица, с их стороны оно подписывается этими лицами или их уполномоченными представителями.
В соответствии со ст. 165 ФЗ соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа соглашение может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иными способами, если такой способ прекращения обязательств не нарушает права иных кредиторов, требования которых включены в реестр. Соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр. Удовлетворение требований конкурсных кредиторов в неденежной форме не должно создавать преимущества для таких кредиторов по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме.
На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам, подлежащих погашению в соответствии с соглашением в денежной форме, а также требований к должнику об уплате обязательных платежей начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату утверждения соглашения судом, исходя из не погашенной суммы требований в соответствии с графиком удовлетворения требований кредиторов по соглашению. С согласия кредитора соглашением могут быть установлены меньший размер процентной ставки, меньший срок начисления процентной ставки или освобождение от уплаты процентов. Условия соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его заключение. Если иное не предусмотрено соглашением, залог имущества должника, обеспечивающий исполнение должником принятых на себя обязательств, сохраняется.
Конкурсный кредитор и (или) уполномоченный орган, голосовавшие за заключение соглашения, учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия вправе исполнить в полном объеме и в денежной форме обязательства должника перед конкурсными кредиторами или предоставить должнику денежные средства, необходимые для удовлетворения требований уполномоченных органов, голосовавших против заключения соглашения или не принимавших участия в голосовании, в том числе для уплаты начисленных процентов, а также сумм неустоек (штрафов, пеней). В этом случае конкурсный кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника, должник обязан погасить требования уполномоченных органов за счет предоставления ему денежных средств и к лицу, исполнившему обязательства должника, переходят права конкурсного кредитора. Средства, предоставленные должнику для удовлетворения требований уполномоченных органов, считаются предоставленными на условиях договора беспроцентного займа, срок возврата которого определен моментом востребования.
Согласно ст. 157 ФЗ участие в соглашении третьих лиц допускается, если их участие не нарушает права и законные интересы кредиторов, требования которых включены в реестр, а также кредиторов, требования которых возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом и срок исполнения требований которых наступил до даты заключения соглашения. Участвующие в соглашении третьи лица вправе предоставить поручительства или гарантии исполнения должником обязательств по соглашению либо иным образом обеспечить их надлежащее исполнение.
Ст. 158 ФЗ регулируются условия утверждения соглашения арбитражным судом. Так, соглашение может быть утверждено судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Должник, внешний управляющий или конкурсный управляющий не ранее чем через пять дней и не позднее чем через десять дней с даты заключения соглашения должен представить в суд заявление об утверждении соглашения. К заявлению должны быть приложены:
• текст соглашения;
• протокол собрания кредиторов, принявшего решение о заключении соглашения;
• список всех известных конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, не заявивших своих требований к должнику, с указанием их адресов и сумм задолженности;
• реестр требований кредиторов;
• документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди;
• решение органов управления должника - юридического лица в случае, если необходимость такого решения предусмотрена ФЗ;
• возражения в письменной форме конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, которые голосовали против заключения соглашения или не принимали участие в голосовании, при наличии таких возражений;
• иные документы, предоставление которых в соответствии с ФЗ является обязательным.
О дате рассмотрения заявления об утверждении соглашения суд извещает лиц, участвующих в деле о банкротстве. В утверждении соглашения может быть отказано в связи с тем, что представитель кредитора при голосовании за заключение соглашения превысил полномочия, предоставленные ему ФЗ доверенностью или учредительными документами кредитора, если будет доказано, что лицо, действующее со стороны должника, знало или не могло не знать о таких ограничениях. Суд вправе утвердить соглашение даже в указанном случае, если голосование такого представителя не повлияло на принятие решения о заключении соглашения.
Ст. 159 ФЗ регулируются последствия утверждения соглашения судом. Утверждение соглашения является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. В случае его утверждения в ходе финансового оздоровления прекращается исполнение графика погашения задолженности, в ходе внешнего управления - прекращается действие моратория на удовлетворение требований кредиторов. Если соглашение утверждено в ходе конкурсного производства, с даты его утверждения решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.
С даты утверждения соглашения прекращаются полномочия временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего. Лицо, исполнявшее обязанности внешнего управляющего, конкурсного управляющего должника - юридического лица, исполняет обязанности руководителя должника до даты назначения (избрания) руководителя должника. С даты назначения (избрания) руководителя должника должник является процессуальным правопреемником по отношению к искам, заявленным ранее арбитражным управляющим. С даты утверждения соглашения должник или третье лицо приступает к погашению задолженности перед кредиторами.
В соответствии со ст. 160 ФЗ в случае неисполнения обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди суд отказывает в утверждении соглашения. Основанием для отказа является:
• нарушение установленного ФЗ порядка заключения соглашения;
• несоблюдение формы соглашения;
• нарушение прав третьих лиц;
• противоречие условий соглашения законодательству РФ;
• наличие иных предусмотренных гражданским законодательством оснований ничтожности сделок.
Об отказе в утверждении соглашения суд выносит определение, которое может быть обжаловано. В случае вынесения указанного определения соглашение считается незаключенным. Вынесение определения не препятствует заключению нового соглашения.
Согласно ст. 162 ФЗ по жалобе лиц, участвующих в деле о банкротстве, третьих лиц, участвующих в соглашении, а также иных лиц, права и законные интересы которых нарушены или могут быть нарушены соглашением, определение об утверждении соглашения может быть обжаловано, также определение об утверждении соглашения может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам.
В ст. 163 ФЗ установлены последствия отмены определения об утверждении соглашения. Отмена определения является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве. О возобновлении производства суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. При возобновлении производства в отношении должника вводится процедура, в ходе которой было заключено соглашение. Кандидатуры арбитражных управляющих представляются суду в порядке, предусмотренном статьей 45 ФЗ, той СРО, которая представляла такую кандидатуру в ходе указанной процедуры. В течение месяца с даты утверждения арбитражного управляющего он обязан провести собрание кредиторов, которое полномочно принимать решения, предусмотренные пунктом 1 статьи 73 ФЗ.
В случае отмены определения об утверждении соглашения при введенных в отношении должника процедур, применяемых в деле о банкротстве, по новому делу о банкротстве конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, участвовавшие в заключении соглашения, вправе заявить свои требования к должнику в новом деле о банкротстве. Требования кредиторов, в отношении которых были произведены отсрочка и (или) рассрочка причитающихся им платежей или скидка с долгов, восстанавливаются в их неудовлетворенной части. Отмена определения влечет за собой обязанность кредиторов первой и второй очереди возвратить должнику полученное ими в счет погашения задолженности. Опубликование сообщения о возобновлении производства по делу о банкротстве должника осуществляется судом, принявшим решение о возобновлении процедуры, в порядке, предусмотренном ст. 28 ФЗ.
Требования кредиторов, с которыми произведены расчеты на условиях соглашения считаются погашенными. Кредиторы, требования которых были удовлетворены в соответствии с условиями соглашения, предусматривающими преимущества указанных кредиторов или ущемление прав и законных интересов других кредиторов, обязаны возвратить все полученное в порядке исполнения соглашения, при этом требования указанных кредиторов восстанавливаются в реестре. Состав и размер требований кредиторов и уполномоченных органов определяются на дату возобновления производства по делу о банкротстве.
Согласно ст. 164 ФЗ расторжение соглашения, утвержденного судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается. Соглашение может быть расторгнуто судом в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по заявлению конкурсного кредитора или конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения соглашения не менее чем одной четвертой требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику. Конкурсные кредиторы или уполномоченные органы вправе подать заявление о расторжении соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в случае неисполнения или существенного нарушения должником условий соглашения в отношении требований таких конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, составлявших в совокупности не менее чем одна четвертая требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику на дату утверждения соглашения.
Споры о расторжении соглашения рассматриваются судом, рассматривавшим дело о банкротстве. В случае поступления в суд заявления о расторжении соглашения суд выносит определение о назначении заседания по рассмотрению указанного заявления. По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. В случае отказа в удовлетворении заявления о расторжении соглашения суд выносит определение об отказе в расторжении соглашения.
Ст. 166 ФЗ предусматривает последствия расторжения соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Такое расторжение является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве, за исключением случаев, если в отношении должника введены процедуры, применяемые в новом деле о банкротстве.
Ст. 167 ФЗ предусматривает последствия неисполнения соглашения. В случае неисполнения соглашения должником кредиторы вправе без его расторжения предъявить свои требования в размере, предусмотренном соглашением, в общем порядке, установленном процессуальным законодательством. В случае возбуждения производства по новому делу о банкротстве должника объем требований кредиторов, в отношении которых заключено соглашение, определяется условиями, предусмотренными соглашением.
29. Особенности банкротства градообразующих организаций.
Особенности банкротства градообразующих организаций регулируется ст. 169-176 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ). Для целей настоящего Федерального закона градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта.
При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления. В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. При рассмотрении обоснованности требований кредиторов арбитражному суду должны быть предоставлены доказательства, подтверждающие, что градообразующая организация соответствует требованиям статуса градообразующих организаций.
В соответствии со ст. 171 ФЗ в случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.
Поручительство по обязательствам должника может быть дано РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов.
Орган местного самоуправления, или привлеченный к участию в деле о банкротстве градообразующей организации соответствующий федеральный орган исполнительной власти, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представившие поручительство по обязательствам должника, определяет требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляет их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих.
Если введено внешнее управление градообразующей организацией, то поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами.
Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.
В соответствии со ст. 173 ФЗ под поручительством понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Поручительство по обязательствам должника предоставляется арбитражному суду в письменной форме.
В заявлении о поручительстве должны быть указаны:
• сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
• график погашения задолженности.
К поручительству прикладываются документы, подтверждающие включение обязательств по поручительству в соответствующий бюджет на дату предоставления поручительства.
Должник и его поручитель обязаны приступить к расчетам с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, предусмотренным поручительством. В случае неисполнения требований кредиторов и уполномоченных органов в порядке и в сроки, которые предусмотрены графиком погашения задолженности, кредиторы и уполномоченные органы вправе предъявить к поручителю требования о взыскании невыплаченных сумм в общем порядке, предусмотренном законодательством. Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих одной третьей частью всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.
Погашение требований кредиторов в ходе финансового оздоровления или внешнего управления в отношении градообразующей организации регулируется ст. 174 ФЗ РФ. РФ, субъект РФ или муниципальное образование в любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления градообразующей организацией вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.
В случае удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей производство по делу о банкротстве подлежит прекращению.
В ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей организации.
При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу.
Иные условия могут быть установлены по предложению органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ исключительно с согласия собрания кредиторов в порядке, предусмотренном ст. 15 ФЗ. В случае неисполнения покупателем предприятия градообразующей организации условий, договор купли-продажи подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления, или федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ, по ходатайству которых проводился конкурс. При расторжении договора купли-продажи покупателю такого предприятия за счет средств соответствующего бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку предприятия, и осуществленные в период действия договора инвестиции, а предприятие подлежит передаче муниципальному образованию.
В случае если ходатайство не было подано или предприятие градообразующей организации не было продано на указанных условиях, предприятие подлежит продаже в порядке и на условиях, которые установлены ст. 110, 111 и 139 ФЗ.
При продаже имущества градообразующей организации, признанной банкротом, арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника на условиях, предусмотренных ст. 175 ФЗ.
В случае если предприятие должника не было продано, продажа имущества градообразующей организации осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 111 ФЗ.
30. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций.
Статья 177. Общие положения банкротства сельскохозяйственных организаций
Сельскохозяйственные организации понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки.
Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и уловов водных биологических ресурсов составляет не менее чем семьдесят процентов общей суммы выручки.
При признании сельскохозяйственной организации банкротом земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.
В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.
Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.
В случае если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности в порядке, предусмотренном статьей 85 настоящего Федерального закона.
Внешнее управление сельскохозяйственной организацией вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Срок внешнего управления не может превышать сроки, установленные пунктом 2 статьи 92 настоящего Федерального закона, более чем на три месяца.
В случае, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.
При продаже имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу на торгах предприятие должника. Продажа предприятия должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 4 - 19 статьи 110 ФЗ о банкротстве. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего ФЗ о банкротстве. В случае, если предприятие должника не было продано на торгах, продажа имущества должника осуществляется в соответствии со статьей 111 настоящего Федерального закона.
Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника. В случае отсутствия таких лиц преимущественное право приобретения имущества, которое используется в целях сельскохозяйственного производства и принадлежит сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях принадлежит сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.
Для обеспечения реализации преимущественного права приобретения имущества должника арбитражный управляющий направляет уведомление о продаже предприятия должника, имущества должника лицам, которые занимаются производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеют земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника, а также опубликовывает информацию о продаже предприятия должника, имущества должника в печатном органе по месту нахождения должника с указанием начальной цены продажи предприятия должника, имущества должника, выставляемых на торги.
Арбитражный управляющий продает предприятие должника или имущество должника лицу, имеющему право их преимущественного приобретения, по цене, определенной на торгах. В случае если о намерении воспользоваться преимущественным правом приобретения заявили несколько лиц, предприятие должника или имущество должника продается по цене, определенной на торгах, лицу, заявление которого поступило арбитражному управляющему первым.
В случае если указанные лица в течение месяца не заявили о своем желании приобрести имущество и имущественные права, арбитражный управляющий осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном ФЗ о банкротстве.
31. Особенности банкротства кредитных организаций.
При невозможном финансовом оздоровлении предприятие называют банкротом.
Банкротство организации – это вынесенные решения о неспособности предприятия продолжать свою предпринимательскую деятельность, а также наличии у данного предприятия кредитной задолженности.
Основания признания кредитной организации банкротом определяет Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитной организации».
Согласно ст. 50.4 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций“ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:
1) кредитная организация;
2) конкурсные кредиторы, включая физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета;
3) уполномоченные органы;
4) Банк России, в том числе в случаях, когда он не является кредитором кредитной организации.
Согласно вышеназванному Закону заявление о признании кредитной организации банкротом может быть принято арбитражным судом, а производство по делу о банкротстве возбуждено только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций на основании заявления лиц, указанных в п. 1 ст. 50.4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитной организации», если сумма требований к кредитной организации в совокупности составляет не менее тысячекратного размера минимального размера оплаты труда, и если эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения либо если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и уплаты обязательных платежей.
Если арбитражный суд принял решение о признании кредитной организации банкротом, вводится наблюдение и назначается конкурсный управляющий, начинается конкурсное производство (ст. 120 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Все средства банка, включая обязательные резервы, переводятся на единый корреспондентский счет в учреждении Банка России. Конкурсный управляющий составляет реестр требований кредиторов.
Согласно ст. 5 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций“ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации внешнее управление и мировое соглашение в отношении кредитной организации не применяются.
32. Особенности банкротства страховых организаций.
Банкротство страховых организаций регулируется ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ), где данному вопросу посвящен § 4 гл. IX. В нем установлены особенности процедуры банкротства страховых организаций, полномочия временной администрации, стадии банкротства и др. Правовое регулирование страховых организаций в РФ осуществляется также на основании положений Закона РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
В соответствии со ст.ст. 183.16, 184.2 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ под банкротством страховой организации понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при наличии хотя бы одного из следующих признаков банкротства:
1. сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам к организации в совокупности составляет не менее чем сто тысяч рублей и эти требования не исполнены в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения. В отношении обязанности страховой организации, связанной с осуществлением страховой выплаты, принимается во внимание установленная ФЗ или договором страхования либо вступившим в законную силу судебным актом обязанность по осуществлению страховой выплаты, а также выплаты части страховой премии в связи с досрочным прекращением договора страхования;