Павловская денежная реформа 1991
22 января 1991 г. началась последняя денежная реформа в истории СССР, получившая в народе название “павловской” в честь ее создателя, министра финансов СССР Валентина Павлова.
Официальной причиной финансовой реформы называлась борьба с фальшивыми банкнотами, “забрасываемыми недругами из-за рубежа”, а также с нетрудовыми доходами граждан. Неофициально — необходимо было избавиться от избыточной денежной массы напечатанных в конце 1980 годов купюр для исполнения социальных гарантий, которая разгоняла дефицит товаров народного потребления. Также причиной послужило введения частной собственности на средства производства, что позволило особо предприимчевым гражданам выкачивать деньги из государственных предприятий.
Инициатором реформы стал министр финансов Валентин Павлов, который с августа 1986 года возглавлял Госкомитет СССР по ценам и был в курсе реального положения дел и давно выискивал различные способы изъятия у населения необеспеченных товарами денежных средств.
В качестве вариантов рассматривались более десятка различных концепций. Одна из них, например, предусматривала введение так называемых “параллельных денег” по образцу золотого червонца 1920-х годов, но в безналичном обороте. Павлов хотел провести всё в максимально сжатые сроки, чтобы хранящиеся дома денежные накопления либо не успели сдать в полном объеме.
Проведение ревормы было очевидно и Горбачёв искал человека, который смог бы взять ответственность за непопулярные шаги. Валентин Павлов и его план реформы прекрасно подходили для этой цели. 14 января 1991 года он был утверждён премьер министром СССР.
Подготовка к реформе началась с откровенной дезинформации.
- Никакой подготовки к реформе не ведется, — уверял Павлов. — Во-первых, денежная реформа — это только часть комплекса мероприятий, направленных на оздоровление экономической ситуации, и изолированное ее проведение без решения других задач ни к чему не приведет. Во-вторых, проведение реформы обойдется государству примерно в 5 миллиардов рублей. В-третьих, существующие мощности по выпуску дензнаков позволяют накопить необходимое количество новых денег в течение трех лет.
Но общество уже не доверяло первым лицам государства. Информация о подготовке денежной реформы просачивалась из финансовых структур через знакомых. Накануне часть населения успела сбросить часть крупных денег в кассах метро, железнодорожных вокзалов, у таксистов, в магазинах.
22 января президент Горбачев подписал указ об изъятии из обращения 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года и обмене их на более мелкие банкноты или купюры нового образца. При этом обмен наличности в сумме до 1 тысячи рублей осуществлялся только в течение трех дней — со среды по пятницу 23-25 января, а снятие наличности в Сбербанке ограничивалось 500 рублями. До конца марта можно было поменять деньги уже в специальных комиссиях, которые рассматривали каждый неуложенный в отведенные сроки случай в отдельности (командировка, экспедиция, состояние здоровья и прочее). Одновременно необходимо было доказать, откуда у человека взялась сумма свыше 1 тысячи рублей.
Указ президента зачитали в 21.00 в вечернем выпуске программы “Время”, когда почти все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты. Расторопные граждане пытались спасти свои сбережения. Кто-то решил отправить перевод на имя жены, кто-то покупил несколько билетов на поезд или самолет на разные рейсы, чтобы затем их сдать.
В итоге изъять из обращения удалось порядка 14 миллиардов рублей, хотя по замыслу организаторов реформы обмену подлежало 51,5 из 133 миллиардов наличных банкнот (39 процентов). Одновременно и вклады в Сберегательном банке были заморожены. На них начислялись 40 процентов годовых, но деньги можно было получить только в следующем году. Помимо этого, национальный доход по сравнению с 1990 годом уменьшился на 20 процентов, а дефицит государственного бюджета в 1991 году составлял, по разным оценкам, от 20 до 30 процентов валового внутреннего продукта.
В рамках второго этапа реформы со 2 апреля в СССР втрое выросли цены на товары народного потребления. Это привело к совершенной утрате всякого доверия к правительству у населения. По опросам общественного мнения, именно “павловская реформа” послужила одной из основных причин провала попытки государственного переворота, предпринятого консервативной частью Политбюро ЦК КПСС и правительства в августе 1991 года (в составе ГКЧП фигурировала и реформатор Валентин Павлов)