Себестоимость, прибыль и рентабельность; ценообразование

3.1 Себестоимость

Себестоимость - совокупность полных издержек (с включением коммерческих затрат).

Затраты - это расходы предприятия, направленные на организацию ее производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности. Затраты на производство и реализацию продукции занимают наибольший удельный вес во всех расходах. Они складываются из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) основных фондов, сырья, материалов, энергии, труда и иных затрат. От формирования этой группы расходов зависит величина прибыли. Затраты на производство и реализацию продукции возмещаются после завершения кругооборота средств за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Затраты в разрезе статей за 2011 год характеризуются следующими данными (таблица 3.1).

Таблица 3.1

Анализ издержек обращения за 2010-2011 гг. в постатейном разрезе (млн. руб.):

Формирование розничных цен осуществляется в строгом соответствии с нормативными документами по ценообразованию.

В условиях свободного ценообразования на основании изученного спроса и потребительского рынка применяется гибкий подход при определении уровня торговой надбавки, тем самым способствую удовлетворению покупательского спроса на товары по доступным ценам, обеспечивая прибыльную работу предприятия, снижение товарных запасов и ускорению товарооборачиваемости.

В целях увеличения объема розничного товарооборота и полного удовлетворения покупательного спроса шире проводятся совместные акции с поставщиками по снижению цен как за счет предоставления скидок с отпускных цен, так и за счет уменьшения торговых надбавок.

3.2 Прибыли и ценообразование

Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчете о прибылях и убытках в развернутом виде и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и прочей деятельности; прочих внереализационных операций.

Оценивая экономические результаты видно, что выручка от реализации за 2011 г. составила 395 890 млн. руб. и возросла по сравнению с прошлым годом более чем на 79,3%.

В результате в 2011 году получена прибыль от реализации товаров и услуг в сумме 26 036 млн. руб., рентабельность возросла, по сравнению с прошлым годом на 2,08% и составила 7,77% к товарообороту.

Операционные доходы ОАО ЦУМ Минск за 2011 год составили 1 269 млн. руб., операционные расходы 252,7 млн. руб.

Внереализационные доходы на 2011 год составили 1 210 млн. рублей. Кроме того, внереализационные расходы не участвующие в налогообложении - 8 028,2 млн. рублей.

Чистая прибыль за 2011 год, по сравнению с прошлым годом, увеличилась почти в три раза и составила 12 983 млн. руб.

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг снизилось на 5%.

В результате роста величины налога на прибыль и прочих расходов на 4 577 млн. руб. уменьшилась сумма чистой прибыли.

Устанавливаемые торговыми фирмами оптовые и розничные цены должны обеспечивать определенный доход, позволяющий осуществлять эффективную предпринимательскую деятельность. Иными словами, устанавливаемые оптовые и розничные цены должны компенсировать все затраты, обусловленные деятельностью соответствующих фирм (закупка и транспортировка товаров, их хранение, продвижение на рынок и т. д.) и обеспечивать определенную прибыль. Поэтому как оптовый, так и розничный торговец к своим расходам должен добавить наценку (рис. 3.2.1).

Рисунок 3.2.1Состав оптовой цены предприятия

3.3 Управление и принятие управленческих решений

ОАО «ЦУМ Минск» создано путем преобразования арендного торгового предприятия, зарегистрировано Минским городским исполнительным комитетом 28 января 1999 года №3238\1.

Форма собственности - частная.

Юридический адрес: 220005 г. Минск, проспект Независимости, 54.

Учредителями общества является Минский городской комитет по управлению государственным имуществом и приватизации и коллектив арендного предприятия «ЦУМ Минск».

Уставный фонд, на 2010 г. составляет 181,5 млн. руб., учредителями общества являются: государство и члены трудового коллектива, доли которых распределены следующим образом 58,52% и 41,48%.

Предприятие ОАО «ЦУМ Минск» имеет линейно-штабную организационную структуру.

Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать один из ее недостатков, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования.

Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном, эта структура соответствует линейной.

Так, штабы выполняют предварительный анализ поступающей от нижних эшелонов информации, готовят по ней аналитические отчеты и обзоры, разрабатывают проекты приказов и распоряжений. Кроме того, штабы ликвидируют один из важнейших недостатков обычной линейной структуры, осуществляя тактической и стратегическое планирование деятельности в рамках своей службы.

Штабы и их сотрудники, как правило, не обладают правом принятия решений и руководства подразделениями.

Организационная структура ОАО «ЦУМ Минск» представлена в ПРИЛОЖЕНИИ Г.

Наши рекомендации