Глава 1. основы инновационного менеджмента
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Учебное пособие
Йошкар-Ола
2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | ||
Глава 1. | Основы инновационного менеджмента | |
1.1. | Сущность и виды инноваций | |
1.2. | Инновационная деятельность и ее роль в хозяйственной практике | |
1.3. | Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение | |
1.4. | Становление теории инноватики и ее современные концепции | |
Глава 2. | Содержание инновационного процесса | |
2.1. | Этапы и особенности инновационного процесса | |
2.2. | Виды и модели инновационного процесса | |
2.3. | Результат инновационного процесса. Трансфер инноваций | |
Глава 3. | Формы организации и участники инновационной деятельности | |
3.1. | Основные организационные формы инновационной деятельности и тенденции их изменения | |
3.2. | Малый инновационный бизнес и его взаимодействие с крупным | |
3.3. | Организация внутрифирменной науки | |
3.4. | Межорганизационное взаимодействие в инновационной сфере и развитие технопарковых структур | |
Глава 4. | Финансирование инновационной деятельности | |
4.1. | Источники финансирования инновационной деятельности | |
4.2. | Венчурный капитал и его роль в финансировании инноваций | |
4.3. | Лизинговый механизм финансирования обновления оборудования | |
4.4. | Налоговый механизм стимулирования инноваций | |
Глава 5. | УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ | |
5.1. | Понятие, особенности, содержание инновационных проектов и управление ими | |
5.2. | Оценка и отбор, экспертиза инновационных проектов | |
5.3. | Инновационные риски и методы управления ими | |
ГЛАВА 6. | КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ПО КУРСУ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» | |
Библиографический список | ||
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИННОВАЦиоННОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ |
Введение
На рубеже ХХ – ХХI вв в России началось формирование качественно новых социально-экономических и политических условий, что привело к изменению всей системы взаимоотношений государства с экономическими субъектами, к изменению основных движущих сил развития государства. Главным фактором экономического развития в России, как и во всем цивилизованном мире, признан научно-технический прогресс «Процветание и даже выживание в глобальной экономике определяется центральной ролью нововведений, повышающих производительность труда и/(или) вложенного капитала» [19, с.3].
Большинство стран мира прилагает немало усилий к укреплению научно-технического потенциала, расширению инвестиций в наукоемкие технологии, участию в международном технологическом обмене, ускорению темпов научно-технического развития. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, организации производства, новых продуктах и материалах, в развитых странах приходится от 70 до 85 % прироста ВВП.
Появление новых идей и перенос их в практику хозяйственной деятельности – сложный процесс, в котором проявляются острые противоречия между нарождающимся и отмирающим, между стабильностью и развитием. Применявшиеся в дорыночной экономике административно-командные методы руководства в этих условиях становятся очевидно неэффективными. Необходимо формирование системы инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент – сравнительно новое понятие в деятельности профессиональных управляющих (менеджеров). Объектами управления выступают направления инновационной деятельности, связанные с процессами создания, освоения и коммерциализации новшеств. Интерес к этим направлениям прежде всего связан с возможностью получения дополнительного дохода от монопольного использования новых технологий или продажи, патентов и лицензий.
Цель пособия – пополнить и систематизировать знания, необходимые для принятия экономически обоснованных управленческих решений в инновационной сфере.
Пособие включает шесть глав. Его структура отражает различные аспекты инновационного менеджмента: его сущность, теоретические концепции, функции и методологию.
В первой главе рассмотрены теоретические основы инновационного менеджмента, дана классификация инноваций, понятие инновационной деятельности и инновационного менеджмента, исследованы эволюция теории инноватики и ее современные концепции.
Содержание инновационного процесса, его этапы, особенности, виды исследованы во второй главе. Кроме того, в этом разделе дана характеристика результата инновационного процесса. Особое внимание уделено трансферу инноваций.
Важное значение в инновационном менеджменте принадлежит организационным аспектам. В третьей главе представлены формы организации инноваций, исследованы проблемы координации участников инновационной деятельности.
Инновационная деятельность требует значительных финансовых ресурсов. Исходя из этого, в четвертой главе дана характеристика системы многоисточникового финансирования инноваций, в том числе таких перспективных ее форм, как венчурный капитал и лизинг. Кроме того, рассмотрены косвенные методы стимулирования инноваций для включения механизма самофинансирования.
Инновационные решения, как правило, многовариантны. В пятой главе дается характеристика методов оценки и выбора инновационных проектов с учетом риска.
В шестой главе предложены контрольные тесты для проверки знаний по всему изученному курсу.
Пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации» дневной и заочной форм обучения.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА