Глава 1. основы инновационного менеджмента

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Учебное пособие

Йошкар-Ола

2007
СОДЕРЖАНИЕ

  Введение
Глава 1. Основы инновационного менеджмента
1.1. Сущность и виды инноваций
1.2. Инновационная деятельность и ее роль в хозяйственной практике  
1.3. Инновационный менеджмент: понятие, принципы, значение
1.4. Становление теории инноватики и ее современные концепции
Глава 2. Содержание инновационного процесса
2.1. Этапы и особенности инновационного процесса
2.2. Виды и модели инновационного процесса
2.3. Результат инновационного процесса. Трансфер инноваций
Глава 3. Формы организации и участники инновационной деятельности  
3.1. Основные организационные формы инновационной деятельности и тенденции их изменения  
3.2. Малый инновационный бизнес и его взаимодействие с крупным
3.3. Организация внутрифирменной науки
3.4. Межорганизационное взаимодействие в инновационной сфере и развитие технопарковых структур  
Глава 4. Финансирование инновационной деятельности
4.1. Источники финансирования инновационной деятельности
4.2. Венчурный капитал и его роль в финансировании инноваций
4.3. Лизинговый механизм финансирования обновления оборудования
4.4. Налоговый механизм стимулирования инноваций
Глава 5. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ
5.1. Понятие, особенности, содержание инновационных проектов и управление ими  
5.2. Оценка и отбор, экспертиза инновационных проектов
5.3. Инновационные риски и методы управления ими
ГЛАВА 6. КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ПО КУРСУ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»  
  Библиографический список
  ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИННОВАЦиоННОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ

Введение

На рубеже ХХ – ХХI вв в России началось формирование качественно новых социально-экономических и политических условий, что привело к изменению всей системы взаимоотношений государства с экономическими субъектами, к изменению основных движущих сил развития государства. Главным фактором экономического развития в России, как и во всем цивилизованном мире, признан научно-технический прогресс «Процветание и даже выживание в глобальной экономике определяется центральной ролью нововведений, повышающих производительность труда и/(или) вложенного капитала» [19, с.3].

Большинство стран мира прилагает немало усилий к укреплению научно-технического потенциала, расширению инвестиций в наукоемкие технологии, участию в международном технологическом обмене, ускорению темпов научно-технического развития. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, организации производства, новых продуктах и материалах, в развитых странах приходится от 70 до 85 % прироста ВВП.

Появление новых идей и перенос их в практику хозяйственной деятельности – сложный процесс, в котором проявляются острые противоречия между нарождающимся и отмирающим, между стабильностью и развитием. Применявшиеся в дорыночной экономике административно-командные методы руководства в этих условиях становятся очевидно неэффективными. Необходимо формирование системы инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент – сравнительно новое понятие в деятельности профессиональных управляющих (менеджеров). Объектами управления выступают направления инновационной деятельности, связанные с процессами создания, освоения и коммерциализации новшеств. Интерес к этим направлениям прежде всего связан с возможностью получения дополнительного дохода от монопольного использования новых технологий или продажи, патентов и лицензий.

Цель пособия – пополнить и систематизировать знания, необходимые для принятия экономически обоснованных управленческих решений в инновационной сфере.

Пособие включает шесть глав. Его структура отражает различные аспекты инновационного менеджмента: его сущность, теоретические концепции, функции и методологию.

В первой главе рассмотрены теоретические основы инновационного менеджмента, дана классификация инноваций, понятие инновационной деятельности и инновационного менеджмента, исследованы эволюция теории инноватики и ее современные концепции.

Содержание инновационного процесса, его этапы, особенности, виды исследованы во второй главе. Кроме того, в этом разделе дана характеристика результата инновационного процесса. Особое внимание уделено трансферу инноваций.

Важное значение в инновационном менеджменте принадлежит организационным аспектам. В третьей главе представлены формы организации инноваций, исследованы проблемы координации участников инновационной деятельности.

Инновационная деятельность требует значительных финансовых ресурсов. Исходя из этого, в четвертой главе дана характеристика системы многоисточникового финансирования инноваций, в том числе таких перспективных ее форм, как венчурный капитал и лизинг. Кроме того, рассмотрены косвенные методы стимулирования инноваций для включения механизма самофинансирования.

Инновационные решения, как правило, многовариантны. В пятой главе дается характеристика методов оценки и выбора инновационных проектов с учетом риска.

В шестой главе предложены контрольные тесты для проверки знаний по всему изученному курсу.

Пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации» дневной и заочной форм обучения.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Наши рекомендации