Общие индексы себестоимости
(сравнимой)
3 Используя метод цепных подстановок произвести факторный анализ себестоимости продукции:
- влияние изменения себестоимости единицы изделия
(Z1 – Z0)q1;
- влияние изменения количества изготовленной продукции:
(q1 – q0)Z0.
Итог должен совпадать с отклонением себестоимости всей товарной продукции по сравнению с прошлым годом.
4. Затраты на рубль товарной продукции можно рассчитать деления путем полной себестоимости изделия на цену изделия (в копейках). После расчета затрат на рубль товарной продукции отразить изменения этих затрат по сравнению с прошлым годом, а также изменение размера прибыли в каждом рубле продукции.
Общую сумму прибыли на весь объем выпуска продукции можно определить по формуле:
П=(P – Z)q
Затем отразить изменение прибыли в абсолютном и относительном выражении, отметив за счет увеличения количества изготовленной продукции или(и) увеличения (уменьшения) прибыли единицы изделия получено это изменение.
5. В заключении, выявить резервы по дальнейшему снижению себестоимости продукции.
Форма отчета: отчет по практическому заданию в письменной форме.
Система оценки: двухбалльная.
Контрольные вопросы
1. За счет каких статей затрат получено снижение или удорожание себестоимости единицы изделия?
2. Что показывает показатель затраты на рубль товарной продукции?
3. О чем свидетельствуют общие индексы себестоимости продукции?
4. Какие факторы в наибольшей степени повлияли на изменение себестоимости и прибыли?
Практическое занятие 12
Тема: «Анализ затрат на производство продукции»
Цели:
- закрепление методики анализа затрат на производство продукции по экономическим элементам;
- развитие аналитических умений.
Характер занятия: репродуктивный.
Форма организации занятия: групповая.
Обеспечение занятия: методические указания к занятию, калькулятор, тетрадь, линейка, ручка, карандаши.
Требования к знаниям и умениям
Перед выполнением практического задания студент должен
знать:
- методику проведения анализа затрат на производство продукции;
После выполнения практического задания студент должен
уметь:
- осуществлять оценку изменения структуры затрат на производство;
- осуществлять оценку изменений материалоемкости, трудоемкости, энергоемкости продукции.
Порядок выполнения работы
Проверка опорных знаний студента.
1.1 Для чего производится группировка затрат по статьям калькуляции и по экономическим элементам?
1.2 Как определить изменение структуры затрат на производство?
1.3 По каким экономическим элементам дается оценка изменений материалоемкости, трудоемкости, энергоемкости, изменения технического уровня, соотношение живого и овеществленного труда?
2. Выполнение письменных заданий.
3. Оформление отчета.
4. Анализ и оценка выполненных работ.
Содержание практического занятия
1. Рассчитать структуру затрат на производство.
2. Рассчитать изменение затрат как в целом по предприятию, так и по отдельным элементам затрат в абсолютном и относительном выражении.
3.Рассчитать изменение материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости, технического уровня, уровня кооперации труда, соотношения живого и овеществленного труда.
4. Выявить резервы и сделать соответствующие выводы.
5. Построить секторные диаграммы.
Таблица 1 - Исходные данные для выполнения задания.
Элементы затрат | За предыдущий год | Отчетный год | Изменения +, - | |||
сумма тыс.руб. | уд.вес, % | сумма тыс.руб. | уд.вес, % | сумма тыс.руб. | уд.вес, % | |
Вариант 1 | ||||||
1. Сырье и основные материалы | ||||||
2. Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты | ||||||
3. Топливо | ||||||
4. Энергия | ||||||
5. Затраты на оплату труда | ||||||
6. Отчисления на социальные нужды | ||||||
7. Амортизация | ||||||
8. Прочие затраты | ||||||
Итого по элементам затрат | ||||||
Вариант 1 | ||||||
1. Сырье и основные материалы | ||||||
2. Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты | ||||||
3. Топливо | ||||||
4. Энергия | ||||||
5. Затраты на оплату труда | ||||||
6. Отчисления на социальные нужды | ||||||
7. Амортизация | ||||||
8. Прочие затраты | ||||||
Итого по элементам затрат |