Тема 2. Государственные финансы: функции и сущность
Тема 1. Предмет государственные и муниципальные финансы, система территориального управления. Государственный и муниципальный сектора экономики.
Предмет и структура курса государственные и муниципальные финансы.
Предмет изучения:
1) финансовые основы деятельности государства,
2) построение деятельности бюджетной налоговой системы,
3) изучение системы государственных внебюджетных фондов,
4) знакомство со структурами управления финансами государства,
5) особенности построения финансов государства и финансов территорий,
6) исторические аспекты развития финансов,
7) ознакомление с зарубежным опытом.
Современные системы государственного территориального управления
Системы государственных финансов не возможно отделить от системы управления государством. Главный вопрос построение государственного управления государством – вопрос о степени децентрализации, т.е. полномочия регионов относительно государства. Разумной границей относительного влияния «сверху вниз» является некая модель построения государства (федеративная, унитарная). Практика показывает, что построение моделей в чистом виде не существует, а бывает некий симбиоз моделей.
Унитарное государство:
1) большая власть центра,
2) монархический и диктаторский режим,
3) компетенция и существование этих образований зависит от центра.
Внутри государства предполагается деление на:
1) централизованное (местная автономия отсутствует, а права на местах осуществляют люди из центра),
2) относительно децентрализованное (территориальные единицы носят административный характер, есть границы, назначаются главы),
3) децентрализованное (конституционное распределение полномочий).
Федеративная моделей используется основном крупными государствами.
1) исключительно федеративная компетенция (исключительно федеративные органы определяют судьбу государства)
2) исключительная компетенция субъектов федерации
3) совместная компетенция федерации и её субъектов.
1918 г. – Всероссийский Съезд Советов – постановление «О федеративном учреждении российской республики» - с этого момента Россия являлась Федерацией.
1924 г. – Конституция и присоединение к России некоторых Союзных республик.
1920 - 1940 гг. - присоединение к России оставшихся республик.
1992 г. – федеративный договор, положения которого вошли в Конституцию 1993 г.
Вывод: финансовые системы основаны на моделях территориального управления.
Экономическая роль и функции государства:
1. Регулирующая (регулирует область предпринимательства, рынок, регуляторы – налоги; внешнеэкономическая деятельность).
2. Перераспределительная (перераспределяет процессы между территориями, муниципалитетами, отраслями экономики, категориями населения).
3. Социальная (налоговые льготы, выплата пенсий, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение).
4. Контрольная (налоговые, правоохранительные органы, все виды инспекций, счётная палата антимонопольный комитет).
Государственная и муниципальная собственность
Государственное имущество:
1) имущество, принадлежащее на праве собственности РФ
2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ.
Казна – имущество, не закрепленное за каким-либо предприятием или учреждением (бюджет).
Другое имущество закрепляется в форме:
1) хозяйственного ведения (закрепляется за предприятиями),
2) оперативного управления (в ведении учреждений, здравоохранение, образование).
Уровень огосударствления
Существенно различается в разных странах. Он меняется в зависимости от определённого этапа развития. В Китае государственный сектор даёт свыше 50% валового общего продукта. В Италии – удельный вес государственного сектора составляет 40%, в том числе в промышленности 30%. Во Франции – государственные предприятия производят около 1/3 валового национального продукта. В США – государственная собственность составляет около 20% национального богатства. В Японии на государственные предприятия приходится около 10% основных фондов и около 9% занятых в народном хозяйстве.
Тема 2. Государственные финансы: функции и сущность.
1. Государственные и муниципальные финансы – это совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Материальную основу финансов составляет денежный оборот.
Состав государственных и муниципальных финансов:
- бюджетная система
- система внебюджетных фондов
- система государственных и муниципальных кредитов
2. Функции финансов:
1) планирование – формулирование целей, которых хотели бы достичь и выбор путей достижения (планирование бюджета на следующий год, на несколько лет вперёд (прогноз), сводный финансовый баланс территорий)
2) организация – включает:
- бюджетное устройство,
- бюджетную классификацию,
- порядок составления и исполнения бюджета,
- определение прав и обязанностей функционирующих подразделений
- организацию контроля
3) контроль – содействие достижению поставленных целей. Разрабатываются нормы и нормативы для контролирования
4) стимулирование – побуждение к действию и достижению поставленной цели
5) распределение
3. Принципы организации финансов:
1) принцип единства законодательной и нормативной базы (единство всех законов на всей территории РФ)
2) принцип открытости и прозрачности (граждане имеют право и возможность принять участие в создании бюджета)
3) принцип разграничения полномочий и предметов ведения
4) принцип целевой ориентации
5) принцип экономичности и рациональности
6) принцип управляемости финансовых потоков на централизованной основе