Правовой режим лицевого счета

ЛС – совершенно уникальный продукт бюджетного права, ничего похожего нигде нет, не путать с расчетным/банковским счетом.

ЛС - это счет, который открывает финансовый орган каждому КУ (кроме того такие счета открываются также распорядителям, главным распорядителям), на этом счете отражаются расходные обязательства по исполнению бюджетной сметы. По сути – записи о том, на что израсходованы бюджетные средства и в каком объеме. Такой лицевой счет позволяет осуществить как текущий, так и последующий контроль.

Приказ ФК, который регулирует порядок ведения ЛС (тоже на слайдах).

ЛБО – объем прав, разрешение осуществить расход в том объеме, который зафиксирован в бюджетной смете.

Обязанность КУ вести учет бюджетных обязательств. О чем идет речь? О постановке на учет гражданско-правовых договоров, которые заключают КУ, когда эти договоры носят длительный характер (хотя все договоры подлежат постановке на учет), чтобы для совершения расходных операций были известны объем договора и сроки, когда эти платежи должны пройти, чтобы не пропустить эти сроки (не допустить возникновения г-п ответственности, которая бы обременяла казну). Если такой договор не поставлен на учет, то, когда подходит срок платежа, ФК не пропустит этот платеж, т.к. нет данных о договоре, таким образом, неисполнение договорных обязательств, суд и т.д. В теории вопрос: должен ли контрагент знать о необходимости со стороны КУ постановки договора на учет? Соответственно, может ли и контрагент нести ответственность (или солидарная ответственность с КУ) в таком случае? Пока это только в доктрине, на практике сейчас контрагент не несет ответственности за то, что не было исполнено это обязательство. Шевелева говорит, что контрагенту и так плохо – он свои денежные средства получит только в судебном порядке, вот и всё наказание.

П. 8 ст. 161 БК РФ – императивное положение о том, что КУ самостоятельно выступают в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Если КУ не оплачивает заключенный договор, то требования должны быть предъявлены к нему. Судебное решение будет вынесено в адрес казенного учреждения. Отвечать по своим обязательствам КУ будет теми средствами, которые отражены у него в бюджетной смете, а субсидиарная ответственность будет только в том случае, если этих средств будет недостаточно. П. 3 ст. 158 БК РФ – главные распорядители вступают в субсидиарную ответственность от имени публичного субъекта, только если лимитов бюджетных обязательств оказалось недостаточно.

Ст. 70 БК – исчерпывающий перечень возможных расходов КУ (оплата труда, закупка товаров, работ услуг, уплата налогов и всё).

Бюджетные учреждения

ФЗ-83 от 08.05.2010 – БУ «нового типа»(БУНТ). Но забывать старые тоже рано.

БУНТ не являются участниками бюджетного процесса. Их статус определяется ГК и ФЗ о некоммерческих организациях. Только в некоторых моментах применяется БК РФ. Но сохраняется контроль за использованием средств, которые выделяются БУ, сохраняется ответственность.

С точки зрения ГК РФ БУ отвечают по своим обязательствам принадлежащим ему на праве оперативного управления имуществом, в том числе тем имуществом, которое им приобретено на средства от приносящей доход деятельности, БУ – полноценный участник гражданского оборота. Про недвижимое имущество вообще речи не идет, недвижимое имущество остается в собственности публично-правового субъекта и распоряжение им осуществляется с его согласия, обращение на такое имущество взыскания запрещено. Но при этом особо ценное движимое имущество тоже забронировано от взысканий. Таким образом, возникает вопрос: каким вообще имуществом отвечает БУ в гражданском обороте? Денежными средствами (субсидии, получаемые из бюджета + доходы от приносящей доход деятельности – у обеих групп одинаковое положение, одинаковый правовой статус).

Субсидиарная ответственность со стороны публичного субъекта отсутствует, как общее правило. Новый закон – 2014 года – предусматривает субсидиарную ответственность для БУ только в одном вопросе – в случае причинение вреда гражданам.

Ст. 298 ГК РФ режим имущества оперативного управления. БУ имеют право осуществлять приносящую доход деятельность, но эта деятельность не любая, а только та, которая отвечает его уставным целям и задачам. Поэтому правоспособность не общая, а целевая (специальная). А если БУ все-таки осуществляет деятельность, которая не предусмотрена уставом, что это за доход, чей он? Никаких иных вариантов, кроме как того, что это доход соответствующего бюджета, быть не может. Это все будет определяться в судебном порядке, но суд должен принять именно такое решение.

ФЗ о некоммерческих организациях дает определение БУ (ст. 9.2).

Если БУ получает государственное (муниципальное) задание, то такого рода задание должно быть обеспечено соответствующим финансированием (нельзя дать задание и не дать на него денежные средства, иначе это командно-административная система). БУ не вправе отказаться от выполнения такого задания. Даже если дают мало денег, средств не хватает, все равно отказаться нельзя. Как в таком случае выполнить задание? За счет средств от приносящей доход деятельности. Именно поэтому средства от приносящей доход деятельности и средства субсидий объединяются на одном лицевом счете и имеют один правовой режим.

Государственное и муниципальное задание до последнего времени устанавливалось ГРБС, но в последнее время это задание размещается на конкурсной основе. Это означает, что если раньше БУ были гарантированы задания и субсидии, то сейчас ничего не гарантировано.

Главная цель всей этой реформы с БУ – государство стремится избавиться от излишнего обременения в области оказания публичных услуг и создать рыночный механизм в этой сфере.

Если БУ выиграло гос задание, оно получает субсидию на финансовое обеспечение этого задания. Здесь есть еще один тяжелый нюанс. Субсидия дается на покрытие нормативных, не реальных, не технических, затрат (пример: СПбГУ – БУ, обучение каждого отдельно студента в год стоит около 160 т.р., а субсидий дается из расчета 100-120 т.р) . И снова: как в таком случае выполнить гос задание? Либо экономить , либо зарабатывать на платных услугах.

Ст. 78.1. БК РФ предусматривает возможность получения БУ и иных субсидий. Одна из иных субсидий – субсидия на инвестиции. Другие – субсидии на исполнение публичных обязательств (пример с СПбГУ – выплата студентам стипендий). Публично-нормативные обязательства – то же самое, но только в примере с СПбГУ – выплата стипендий студентам-инвалидам, чернобыльцам и т.д.

Еще и грант есть. Недавно статью дополнили.

Все эти иные субсидии отражаются на отдельных лицевых счетах и доводятся до БУ соответствующими кодами бюджетной классификации, и, таким образом, они приобретают иной правовой режим. На них не может быть обращено взыскание, принадлежат они не БУ, а получателю. Т.е. не смешивать иные субсидии и субсидии на госзадание.

Целевой контроль за общей субсидией отсутствует, это ответственность руководителя БУ. Это логично, если законодатель отдает БУ на рынок, то там действуют именно такие правила. Не проверяют, на что и в каком объеме тратятся средства общей субсидии, главное, чтобы было выполнено гос задание.


Лекция 6. Шевелева. 02.04.2015

Наши рекомендации