Страхование ответственности судовладельцев
По мере того, как развивалось торговое судоходство, возрастало количество и разнообразие грузов, перевозимых морем, расширялась география торговых рейсов, возрастала насыщенность морских путей различными плавсредствами, так и увеличивалась величина материальной ответственности судов и их владельцев и пользователей за возможное причинение (по оплошности или случайности) физического пли морального ущерба третьим лицам.
Страховая ответственность судовладельцев перед третьими лицами может подразделяться на:
- ответственность судовладельцев по отношению к плавающим объектам;
-ответственность судовладельцев, по отношению к неподвижным объектам;
- ответственность судовладельцев па. отношению к грузу;
- ответственность судовладельцев перед третьими лицами.
Если возникает ответственность перед третьими лицами, то страховщик частично или полностью возмещает ущерб, нанесенный в результате:
- вреда, причиненного любому другому судну или имуществу, находящемуся на другом судне;
- задержки или невозможности использовать другое судно или имущество, находящееся на нем;
- общей аварии, спасательных работ или обусловленного договором страхования спасания другого судна или имущества.
Однако при страховании ответственности по каско-полису исключаются убытки или расходы, относящиеся к другим видам страхования и возникшие в связи:
- с устранением или удалением препятствий, обломков, грузов или какого-либо другого предмета;
- с вредом, причиненным какому-либо недвижимому, личному имуществу либо вещи, за исключением других судов или имущества, находящегося на других судах..
Аварийный комиссар
Аварийным комиссаром является лицо (физическое или юридическое), к услугам которого прибегают страховщики для защиты своих интересов при наступлении страхового случая с застрахованным имуществом. Страховщик назначает аварийного комиссара как внутри страны, так и за границей. Имя почтовый и телеграфный адрес аварийного комиссара указываются страховщиком в страховом сертификате или полисе при выдаче его страхователю. (37)
В обязанности аварийного комиссара входит:
- производить осмотр грузов в случае повреждения пли недостачи;
- устанавливать характер, причину и размер понесенных убытков, а также ответственную за убытки сторону;
- составлять и выдавать аварийные сертификаты;
- принимать участие в ликвидации последствий аварий;
- наблюдать за проведением предупредительных мероприятий, обеспечивающих сохранность грузов.
Аварийный комиссар действует в строгом соответствии с инструкцией страховщика: проводит осмотр застрахованного имущества, устанавливает характер, причины и размер понесенного ущерба.
Перед проведением осмотра аварийный комиссар должен ознакомиться со всеми необходимыми и имеющимися в наличии у страхователя (грузополучателя) документами, относящимися к отправке груза, при этом, в первую очередь, следует изучить условия страхования, указанные в страховом полисе. (94)
Например, «Institute Caigo Clauses «А», «В», «С» (см. документацию корпорации «Ллойд» и «Института Лондонских страховщиков»). Аварийным комиссарам необходимо руководствоваться в своей деятельности следующими основными нормативными документами, регулирующими условия перевозки и возмещен ущерба: Уставом железных дорог, Кодексом торгового мореплавания, Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, Варшавской конвенцией об унификации правил воздушной перевозки грузов от 12 октября 1929 г. с Гаагскими дополнениями от 28 сентября 1955 г., международными правилами по толкованию торговых терминов «Инкотермс - 1990», а же комментариями к ним, инструкциями и прочими материалами, имеющими отношение к данному виду деятельности. (55)
Аварийным сертификатом называется документ, подтверждающий характер, размер, причины убытков в застрахованном имуществе. По результатам, проведенной работы аварийный комиссар составляет аварийный сертификат или доклад, который предоставляется страховщику.
Аварийный сертификат служит не более чем свидетельством убытка и не предрешает его обязательную оплату страховщиком. На основании аварийного сертификата страховщик принимает решение об оплате или отклонении претензии страхователя. В аварийном сертификате должно быть указано: кто и когда обратился за осмотром, где застраховано имущество, вид транспортного средства, описание товаросопроводительных документов, производилась ли перегрузка в пути, соответствует ли упаковка груза характеру перевозки, подробности убытка, причины его возникновения и т.д.
К аварийному сертификату прилагается следующий стандартный набор документов:
- оригинал страхового полиса;
-оригинал транспортного документа с необходимыми отметками (авто/авиа/железнодорожные накладные, коносамент);
- счет-фактура (инвойс);
- спецификация;
- упаковочный лист;
- претензия в адрес перевозчика;
- оригиналы акта-извещения и генерального акта и прочих документов при морской перевозке;
- коммерческий акт при железнодорожной или воздушной перевозках (иногда коммерческие акты прилагаются и при перевозке грузов автомобильным транспортом);
- счет за ремонт или замену;
- переписка заинтересованных сторон (ответы на претензии, письма о розыске груза, в необходимых случаях - документы и протоколы правоохранительных органов, пожарной инспекции и т. п.);
- экспертные заключения. (37)
Аварийный комиссариат или назначенный им эксперт должен тщательно осмотреть имущество, зафиксировать повреждения, если это штучный товар - отметить количество поврежденного груза и произвести фотосъемку.
Функции аварийного комиссара выполняют аджастеры или агенты страховщиков. Аджастер - это физическое или юридическое лицо, представляющее интересы страховой компании в решении вопросов по урегулированию заявленных претензий страхователя в связи со страховым случаем. Аджастер осуществляет оценку риска после страхового случая, анализирует факты и рисковые обстоятельства страхового случая, составляет экспертное заключение для страховщика по материалам этого анализа, проводит работу в области риск менеджмента, может составлять расчет по распределению убытков между судном, грузом и фрахтом в связи с общей аварией.